У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Внутригрупповые отношения в классе
Количество страниц 46
ВУЗ Московский государственный открытый педагогический университет
Год сдачи 2006
Содержание Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВА. 5
§ 1. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП. 5
§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ КОЛЛЕКТИВНОСТЬ. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ГРУППОЙ. 12
§ 3 СТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 21
§ 1 ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 21
§ 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. 22
§ 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. 26
§ 4 СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ. 35
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
ЛИТЕРАТУРА 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 44






Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в от¬рыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа¬ется. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды на¬ходятся друг к другу".
Природа межличностных отношений в любых общностях доста¬точно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ¬ные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реали¬зует себя, отдавая об¬ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея¬ния явля¬ются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержа¬нию, ценно¬стям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформаль¬ных объединениях, - индивид про¬являет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно¬шений с другими.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складыва¬ются межличностные отно-шения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Не¬смотря на то, что проявления межличностных отно¬шений в каждой кон¬кретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас¬тных этапах действуют общие закономерности их становления и разви¬тия.
Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая ха-рактеристика межличностных отношений – это их за¬висимость от совместной дея-тельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межлично-стных отношений в группе, оп¬ределяет их строение. Третья особенность межлично¬стных отношений за¬ключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложив¬шаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо¬бой со-циальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи¬тельностью. Понятие социальной ситуации развития может быть приме¬нено и к характеристике детской группы.
Это прежде всего объективные условия существования данной группы, опреде-ляемые исторической эпохой, культурой и пр.
Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый пре¬жде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.
Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным ус-ловиям , статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответ¬ствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание меж-личностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаи-модействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позво¬ляет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое ме-няется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо нахо¬дить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, по¬зволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от то¬талитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни тре¬бует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 11 – 13 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоцио¬нального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередь вы¬ражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с по-явлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий нахо¬дится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практиче¬ской апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика современной обще-образовательной школы.
Список литературы Заключение.

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экс-периментов.
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соот-ветственно и на формирования уровня его притязаний. В процессе исследования дей-ствительно было выявлено такое влияние, и хотя исследования проводились на доста-точно небольшом количестве испытуемых, его результаты нельзя считать недосто-верными, они показывают именно ту тенденцию "развития" уровня самооценки школьника, которая нами предлагалась в качестве гипотезы.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глу-бокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте – младшего под-ростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения осо-бенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.









Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология, М., Издательство Московского Университета, 1980 г.
2. Донцов А.И. Психология коллектива, М., Издательство Московского Университета, 1984 г.
3. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии., Ленин¬град., Издательство ленинградского университета, 1977 г.
4. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек¬тива, Учебное пособие для студентов пед. институтов, М., "Просвеще¬ние", 1978 г.
5. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петров¬ского А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институ-тов, М., "Просвещение", 1987 г.
6. Робер М.-А., Ф. Тильман., Психология индивида и группы., Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых., М., "Прогресс", 1988 г.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просве¬щение, 1979. -288с.
8. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195
9. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заве-дений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в обра¬зовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.