У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Олигополии в различных отраслях экономики России, их характеристика
Количество страниц
47
ВУЗ
МГУЭСИ
Год сдачи
2012
Содержание
Введение
1. Понятие рынка, виды рынка по ограниченной конкуренции
2. Олигополия: сущность, преимущества и недостатки
3. Механизм образования олигополии
4. Олигополии в различных отраслях экономики России, их характеристика
5. Антимонопольное законодательство как средство регулирования рыночных отношений
Введение
Олигополия – весьма распространенный вид рынка. Для совершенной конкуренции и чистой монополии определение оптимальной стратегии поведения на рынке хорошо изучены, но в реальной жизни эти два рынка имеют незначительный вес в экономике из-за ряда допущений, далеких от реальности. На этих рынках отсутствуют все виды соперничества между экономическими агентами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что некоторые предприятия в рыночных условиях идут на переговоры с конкурирующими фирмами, договариваются о способе работы, товарном ассортименте, ценах, а некоторые обходят конкурентов другими путями. Поэтому, чтобы разобраться во всём многообразии форм олигополии, необходимо полное изучение данной темы.
Олигополия (от греч. олиго - немногие и полео - продавец) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Отличительная особенность олигополистического рынка - это небольшое число продавцов. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм. Например, типично олигополитистическими рынками в США являются рынок сигарет (90% продаж контролируется четырьмя фирмами), рынок жевательной резинки, (95% продаж контролируется девятью фирмами), рынок легковых автомобилей и т.д.
В зависимости от числа продавцов различают "жесткую" олигополию (3-4 фирмы на рынке) и "аморфную" олигополию: 6-8 продавцов, которые контролируют 80-90% рынка.
По типу продукции различают чистую олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию, производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.
Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая война - циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.
Объектом данного исследования является анализ условий "Олигополия: особенности рынка и олигополия в различных отраслях".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Цель работы – рассмотрение олигополии и е сущности.
Задачи работы:
- рассмотрение видов рынков по ограниченной конкуренции;
- определение сущности олигополии;
- рассмотрение олигополии в различных отраслях экономики России.
Список литературы
Выводы
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).
На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
• а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
• б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
• в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
• г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Картеля как формального объединения продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли незаконной. Следовательно, данная модель рассматриваться не будет.
В то же время, необходимо признать, что на рынке наборов инструментов существуют некоторые условия для эффективной работы картеля. Как то:
Действующее в стране антимонопольное законодательство является не очень действенным;
Количество продавцов и производителей продукции относительно невелико;
Отраслевой спрос стабилен и относительно легко предсказуем;
Отношения между участниками картеля являются нейтральными.
Фирмы не вступают друг с дру¬гом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволя¬ет избежать юридической ответственности, вытекающей из анти¬картельного законодательства. А с другой — уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от глав¬ной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия. Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен снача¬ла проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они по-вторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние неско¬ординированной олигополии.
Список литературы
1. Абрамова, М. А. Экономика (экономическая теория) / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова. М.: Юриспруденция, 2001.
2. Амосова, В. В. Экономическая теория: учебник для экон. спец. вузов / В. А. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. СПб.: Питер, 2001.
3. Большой экономический словарь. По ред. А.С. Азрилияна. М.: Ин-т Новой экономики. 2002. С.846.
4. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие для экономических специальностей вузов / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М., 2004. Гл. 12, 2.
5. Вереникин А.О., Волошин Д.И. Теоретический анализ разнокачественных активов и исследование смешанной экономики // Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. В 2-х частях / Под ред. К.А. Хубиева. Часть I, раздел I, глава 8. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. С. 91123.
6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 2002. Гл 9.
7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Автокомп, 2002. С. 219.
8. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дейвид. Рынок: микроэкономическая модель / В.Лукашевич (пер. с англ.) М., 2006.
9. Ищенко А.Н., Слепаков С.С. Некоторые особенности современной конкуренции в условиях рыночной экономики. Филиал СевКавГТУ г. Пятигорск. 15 с.
10. Микро- и макроэкономика: практикум. Задачи, тесты, ситуации / Сост. Н.З.Волчак и др.; общ. ред. Ю.А.Огибина. СПб., 2004.
11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. C. 224.
12. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. С. 7475.
13. Портер Майкл Э. Конкуренция: пер. с англ., уч. пос. / Я.В.Заболоцкий (ред.) СПб., 2000.
14. Разнодежина Э. Н. Экономическая теория: методические указания / Э. Н. Разнодежина. Ульяновск: УлГТУ, 2005. 44 с.
15. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М., 2005. Гл. 12.
16. Савицкая Е.В.. Курс лекций по микроэкономике. М. 2002
17. Самуэльсон П. Э. Монополистическая конкуренция революция в теории // Теория фирмы. Под ред. В. М. Гальперина. СПб., 2005.
18. Стиглер Дж. Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены // Теория олигополии. М., 2002.
19. ТирольЖ. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Под ред. Гальперина В.М., и Зинкевича Н.А. СПб, Экономическая школа, 2000.
20. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М., 2000. Гл.13,14.
21. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
22. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год»
23. Анализ ФАС рынка нефтепродуктов в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diztoplivo.com/news/
24. В ФАС создан совет по рынку нефти // Коммерсанть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/rubric.aspx?NodesID=4
25.О ценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
26. Рогов К. Рынок нас не колышет. Справедливую» цену на нефть должно определять российское правительство? // Новая газета. – № 62 от 15 июня 2009 г.
27.Экономический анализ рынка олигополии в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aknews.narod.ru/index.htm
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.