У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Количество страниц 62
ВУЗ Новосибирское высшее командное военное училище
Год сдачи 2012
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………..………….3-5
Глава I. Теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной
деятельности офицеров-воспитателей …………………………………….…6-29
§ 1. Понятие мотивации в современной психологии. Особенности мотивации профессиональной деятельности и её виды…………………………..……..…6-13
§ 2. Особенности профессиональной деятельности офицера-воспитателя…13-15
§ 3. Характеристики личностной тревожности и агрессивности……...…….19-29

Глава II. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных конструк-тов тревожности и агрессивности с формированием определенных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей…………30-47
§ 1. Методы и организация экспериментального исследования….................30-36
1.1. Методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (Ме-тодика К. Замфир)…………………………………………………...….………31-33
1.2. Методика определения уровня личностной тревожности и агрессивно-сти……………………………………………………….……………………….33-36
§ 2. Результаты и анализ экспериментального исследования..........................37-47
2.1. Анализ показателей различных видов мотивации у будущих офицеров-воспитателей…………………………………………………………..……..….37-39
2.2. Анализ уровней личностной тревожности и агрессивности у будущих офицеров-воспитателей……………………………………..…………………...….39-43
2.3. Анализ взаимосвязей личностной тревожности и агрессивности с формированием различных видов мотивации у будущих офицеров-воспитателей …43-47
Заключение...........................................................................................................48-51
Список литературы………………………………………….………………….52-53
Приложения…………………………………………..........................................54-61


Введение
Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания – психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, даже если она недоступна внешнему наблюдению и не производит каких либо непосредственных изменений во внешнем мире. Формы активности варьируют от образов представлений, проплывающих перед нашим внутренним взором во снах и грезах, до действий, произвольно осуществляемых по заранее намеченному плану. К психологии мотивации относятся лишь такие формы активности, которые характеризуются направленностью на достижение некоторой цели, образуя в этом отношении искомое единство. Исследования мотивации призваны обосновать расчленение потока активности на единицы, прежде всего с точки зрения вопроса «Зачем?». Например: как изменяются цели одного типа в течение жизни индивида, и какими могут быть индивидуальные различия? Почему в данных ситуационных исследованиях человек выбирает данную, а не какую-то иную цель (активность) и некоторое время с определенной настойчивостью старается ее достичь?
Разумеется, есть важные проблемы, которые исследования мотивации не затрагивают, поскольку их разрешение почти не связано с вопросом «Зачем?». Всевозможные функциональные способности, такие как восприятие, переработка информации, речь, моторные навыки, без которых активность не могла бы осуществляться, в исследованиях мотивации тоже не затрагиваются. Их изучением занимаются другие разделы психологии, прежде всего психология познавательных процессов.
Особое значение данная тема имеет в Вооруженных Силах. Дело в том, что исследований по изучению мотиваций профессиональной деятельности у будущих офицеров очень мало. Кроме того, недостаточно данных относительно влияния личностных особенностей военнослужащих на формирование мотивов профессиональной деятельности.
В данной связи актуальность данной темы можно выразить в следую-щем:
1) Недостаточная изученность в современной военной психологии механизмов формирования мотивов профессиональной деятельности у будущих офицеров.
2) В условиях реформы, проводимых в Вооруженных Силах, необхо-димо более качественно изучать офицерский состав, особенно будущих офицеров на предмет оценки у них доминирующих видов мотивации профессиональной деятельности.
3) Исследование влияния личностных особенностей военнослужащих на формирование различных видов мотивов профессиональной деятельности необходимо для прогнозирования таких составляющих профессиональной деятельности, как целеустремленность, ответственность и совершенствование профессиональных навыков.
Данное исследование актуально тем, что проблема дезорганизующего влияния таких личностных конструктов, как тревожность и агрессивность на формирование мотивации человека интересовало как отечественных, так и за-рубежных психологов (Н.Д.Левитов, А.М.Прихожан, А.В. Лукасик, Н.Б. Па-сынкова, В.В.Суворова, Х. Айзенк, Р. Мэй, Дж.Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.) на всем протяжении развития психологической науки, и осталась не до конца изученной. Известно, что высокая тревожность и агрессивность отрицательно влияют на мотивы и цели деятельности человека, на осуществление им необходимых действий. В частности, они подменяют мотив деятельности за счет собственной побудительной силы, тем самым снижая мотивацию на успех.
Объект исследования: Мотивы профессиональной деятельности у буду-щих офицеров-воспитателей.
Предмет исследования: Влияние тревожности и агрессивности на фор-мирование профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей.


Таким образом, целью моей работы является исследование влияния личностных конструктов тревожности и агрессивности на формирование определенных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей.
Исходя из обозначенной цели, выделяю следующие задачи:
1) В ходе эмпирического исследования с использованием психометрического подхода определить уровни личностной тревожности и агрессивности у будущих офицеров-воспитателей;
2) Определить доминирующие виды мотивации профессиональной деятельности у будущих офицеров-воспитателей;
3) Провести анализ корреляционных взаимоотношений показателей тревожности и агрессивности с показателями различных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей;
4) Разработать методические рекомендации для офицеров-воспитателей с целью учета личностных факторов военнослужащих в форми-ровании профессиональной мотивации.
Гипотеза исследования: Высокие уровни личностной тревожности и агрессивности способствуют формированию отрицательных мотивационных комплексов с преобладанием внешней отрицательной мотивации и снижением внутренней мотивации профессиональной деятельности.
Список литературы Заключение
Основная идея проведенного исследования базировалась на представле-ниях, согласно которым воздействие тревожности и агрессивности оказывает существенное влияние на формирование профессиональной мотивации у буду-щих офицеров-воспитателей. Известно, что высокая тревожность и агрессив-ность отрицательно влияют на мотивы и цели деятельности человека, на осу-ществление им необходимых действий. В частности, они подменяют мотив де-ятельности за счет собственной побудительной силы, тем самым, снижая мотивацию на успех.
В качестве основных личностных конструктов исследовались уровни личностной тревожности и агрессивности, существенно влияющие на особен-ности формирование мотивов профессиональной деятельности.
Была высказана гипотеза, согласно которой высокие уровни личностной тревожности и агрессивности способствуют формированию отрицательных мотивационных комплексов с преобладанием внешней отрицательной мотивации и снижением внутренней мотивации профессиональной деятельности.
Основная цель дипломной работы, которая заключалась в исследовании влияния личностных конструктов тревожности и агрессивности на формирование определенных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей. Поставленные задачи выполнены в полном объеме.
Во-первых, был проведен теоретический анализ литературных источни-ков по проблемам изучения и учёта конструктов личностной тревожности и агрессии.
Во-вторых, с помощью психологических методов исследования, а так же с использованием психометрического подхода был определен уровень личностной тревожности и агрессивности у каждого военнослужащего.
В-третьих, с помощью корреляционного анализа были выявлены связи между уровнями личностной тревожности и агрессивности с различными психометрическими характеристиками каждого военнослужащего, такими как: мотивация профессиональной деятельности, физическая, косвенная, вербальная агрессия, подозрительность, чувство вины, обида, уровни раздражения и негативизма, а также индексы агрессивности и враждебности.
Результаты проведенного экспериментального исследования на курсантах 2 курса (военнослужащих контрактной службы) доказали сформулированную в начале работы гипотезу, согласно которой высокие уровни личностной тревожности и агрессивности способствуют формированию отрицательных мотивационных комплексов с преобладанием внешней отрицательной мотивации и снижением внутренней мотивации профессиональной деятельности. В целом было показано, что уровень личностной тревожности не оказывает влияния на формирование отрицательных мотивационных комплексов, тогда как агрессивность в существенной мере предопределяет формирование отрицательных мо-тивационных комплексов профессиональной деятельности. Было показано, что более высокие уровни физической и косвенной агрессии, а также подозрительности и чувство вины сочетаются с более выраженной внешней отрицательной мотивацией проявляющейся, прежде всего, в избегании неприятностей и наказания, осознанием некоторых неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности. Если принять во внимание, что Высокий уровень агрессивности связан с преувеличенным восприятием враждебных намерений со стороны окружающих, то становится понятным фиксация таких индивидов на внешних мотивационных факторах профессиональной деятельности, таких как критика, неодобрение со стороны начальника, уход от возможного наказания и неудачи. Достаточно неожиданным результатом представленного исследования явилась положительная взаимосвязь выраженности внешней положительной мотивации и враждебности. Данный результат непросто объяснить, но стано-вится очевидным, что формированию некоторых положительных мотивов профессиональной деятельности могут способствовать не только положитель-ные, но и отрицательные личностные особенности военнослужащего. Отсут-ствие связи личностной тревожности с формированием внешней отрицательной мотивации, существование которой кажется логичным, можно объяснить тем, что в экспериментальной выборке практически отсутствовали военнослужащие с высоким уровнем личностной тревожности, что не позволило выявить данную взаимосвязь на статистически значимом уровне.
Вследствие проведенных исследований и анализа данных были разрабо-таны следующие методические рекомендации для офицеров – воспитателей, позволяющие прогнозировать особенности влияния тревожности и агрессивности на формирование профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ОФИЦЕРУ-ВОСПИТАТЕЛЮ.
1) Руководителю военного коллектива для успешного осуществления своей деятельности по формированию положительного мотивации на даль-нейшую военную службу необходимо обращать особое внимание на лич-ностные особенности каждого курсанта, способные повлиять на его станов-ление как будущего офицера.
Для решения данной задачи в целях дальнейшего развития и повышения морально-психологического состояния и мотивации каждого курсанта целе-сообразно проводить следующие мероприятия:
- улучшить мероприятия профессионально - психологического отбора с це-лью отбора только тех кандидатов, которые имеют высокую мотивацию к обучению в высшем учебном заведении;
- проводить оценку уровня личностной тревожности и агрессивности у каж-дого курсанта с помощью опросника Спилбергера и соотносить полученные показатели с нормативными данными для выявления военнослужащих с вы-соким уровнем тревожности и агрессивности.
- проводить регулярные воспитательные беседы с курсантами имеющими высокий уровень тревожности и агрессивности для снятия у них тревоги, психоэмоционального напряжения с целью их эффективного становления как офицеров.
2) Ввести в повседневность комплекс мероприятий по снятию нервно-психического напряжения в коллективе и уменьшения личностной тревож-ности и агрессивности у будущих офицеров в повседневной жизнедеятель-ности, а так же при выполнении учений, несения боевого дежурства в карауле и внутреннем наряде. Такие как:
- коллективное посещение бассейнов;
- посещение различных культурных мероприятий (концерты, театры, вы-ступления кружков художественной самодеятельности в училище и т.д.)
- активное привлечение курсантов к участию в спортивных соревновани-ях, вступление в военно-спортивные секции (бокс, карате, самбо и т.д.)
- возможность курсантов в выходные и праздничные дни полноценно отдохнуть в увольнении;



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуричева, В.И. Лубовского. М, 1982 г. С. 21;
2. Андреева Г.М. Социальная психология// М., Издательство Московского Уни-верситета, 1980 г. С. 55;
3. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство у человека: психофизиологиче-ский анализ// Новосибирск, Издательство СО РАМН. –С.126 (монография);
4. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980 г. С. 52;
5. Бочаров А.В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспо-собленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы// Новосибирск, РАМН СО РАН, 2008 г.
6. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Изд-во ЛГУ, 1970 г. С. 60;
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. С. 105;
8. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: МГУ. 1988 г. С. 232;
9. Д.Майерс. Социальная психология // Спб.: Питер, 1997. С.98.;
10. Донцов А.И. Психология коллектива// М., Издательство Московского Универ-ситета, 1984 г. С. 125;
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Спб.: Питер, 2003. С. 140;
12. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. Спб.: Братство, 1994. С. 89;
13. К.Изард. Психология эмоций// Спб.: Питер, 2000 г. С. 25;
14. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, Изд-во БГУ, 1976 г. С. 78;
15. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980., С. 60;
16. Лбов Г.С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981., С. 35;
17. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. С. 41;
18. Личность воина: методики психологического и психофизиологического обследования. – М.: ВПА, 1990 г. – С. 454;
19. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой дея-тельности. М.: ИП РАН, 1990. С. 15;
20. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики. Л.: ЛГУ, 1990 г., С. 74;
21. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика. 1984 г. С. 45;
22. Общая психодиагностика./Под ред. А.А. Бодалева, В.З. Столина. М., 1987 г., С. 304;
23. Основы психодиагностики/ Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. С. 45;
24. Павлов С.В. Психофизиологический анализ восприятия и переживания эмо-ций при высокой личностной тревожности//Новосибирск, РАМН СО РАН, 2008 г.
25. Психологическая диагностика: проблемы и исследования./ Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981 г. С. 232;
26. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1991. С. 181;
27. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учеб. пособие., Л.: ЛГУ. 1983, С. 104;
28. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – М.: Ин-т прикладной психологии, 1997. С. 105;
29. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980, С. 176;
30. Социально-психологический климат коллектива./ Отв. Ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979., С. 55;
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.