У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Количество страниц
62
ВУЗ
Новосибирское высшее командное военное училище
Год сдачи
2012
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………..………….3-5
Глава I. Теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной
деятельности офицеров-воспитателей …………………………………….…6-29
§ 1. Понятие мотивации в современной психологии. Особенности мотивации профессиональной деятельности и её виды…………………………..……..…6-13
§ 2. Особенности профессиональной деятельности офицера-воспитателя…13-15
§ 3. Характеристики личностной тревожности и агрессивности……...…….19-29
Глава II. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных конструк-тов тревожности и агрессивности с формированием определенных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей…………30-47
§ 1. Методы и организация экспериментального исследования….................30-36
1.1. Методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (Ме-тодика К. Замфир)…………………………………………………...….………31-33
1.2. Методика определения уровня личностной тревожности и агрессивно-сти……………………………………………………….……………………….33-36
§ 2. Результаты и анализ экспериментального исследования..........................37-47
2.1. Анализ показателей различных видов мотивации у будущих офицеров-воспитателей…………………………………………………………..……..….37-39
2.2. Анализ уровней личностной тревожности и агрессивности у будущих офицеров-воспитателей……………………………………..…………………...….39-43
2.3. Анализ взаимосвязей личностной тревожности и агрессивности с формированием различных видов мотивации у будущих офицеров-воспитателей …43-47
Заключение...........................................................................................................48-51
Список литературы………………………………………….………………….52-53
Приложения…………………………………………..........................................54-61
Введение
Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания – психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, даже если она недоступна внешнему наблюдению и не производит каких либо непосредственных изменений во внешнем мире. Формы активности варьируют от образов представлений, проплывающих перед нашим внутренним взором во снах и грезах, до действий, произвольно осуществляемых по заранее намеченному плану. К психологии мотивации относятся лишь такие формы активности, которые характеризуются направленностью на достижение некоторой цели, образуя в этом отношении искомое единство. Исследования мотивации призваны обосновать расчленение потока активности на единицы, прежде всего с точки зрения вопроса «Зачем?». Например: как изменяются цели одного типа в течение жизни индивида, и какими могут быть индивидуальные различия? Почему в данных ситуационных исследованиях человек выбирает данную, а не какую-то иную цель (активность) и некоторое время с определенной настойчивостью старается ее достичь?
Разумеется, есть важные проблемы, которые исследования мотивации не затрагивают, поскольку их разрешение почти не связано с вопросом «Зачем?». Всевозможные функциональные способности, такие как восприятие, переработка информации, речь, моторные навыки, без которых активность не могла бы осуществляться, в исследованиях мотивации тоже не затрагиваются. Их изучением занимаются другие разделы психологии, прежде всего психология познавательных процессов.
Особое значение данная тема имеет в Вооруженных Силах. Дело в том, что исследований по изучению мотиваций профессиональной деятельности у будущих офицеров очень мало. Кроме того, недостаточно данных относительно влияния личностных особенностей военнослужащих на формирование мотивов профессиональной деятельности.
В данной связи актуальность данной темы можно выразить в следую-щем:
1) Недостаточная изученность в современной военной психологии механизмов формирования мотивов профессиональной деятельности у будущих офицеров.
2) В условиях реформы, проводимых в Вооруженных Силах, необхо-димо более качественно изучать офицерский состав, особенно будущих офицеров на предмет оценки у них доминирующих видов мотивации профессиональной деятельности.
3) Исследование влияния личностных особенностей военнослужащих на формирование различных видов мотивов профессиональной деятельности необходимо для прогнозирования таких составляющих профессиональной деятельности, как целеустремленность, ответственность и совершенствование профессиональных навыков.
Данное исследование актуально тем, что проблема дезорганизующего влияния таких личностных конструктов, как тревожность и агрессивность на формирование мотивации человека интересовало как отечественных, так и за-рубежных психологов (Н.Д.Левитов, А.М.Прихожан, А.В. Лукасик, Н.Б. Па-сынкова, В.В.Суворова, Х. Айзенк, Р. Мэй, Дж.Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.) на всем протяжении развития психологической науки, и осталась не до конца изученной. Известно, что высокая тревожность и агрессивность отрицательно влияют на мотивы и цели деятельности человека, на осуществление им необходимых действий. В частности, они подменяют мотив деятельности за счет собственной побудительной силы, тем самым снижая мотивацию на успех.
Объект исследования: Мотивы профессиональной деятельности у буду-щих офицеров-воспитателей.
Предмет исследования: Влияние тревожности и агрессивности на фор-мирование профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей.
Таким образом, целью моей работы является исследование влияния личностных конструктов тревожности и агрессивности на формирование определенных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей.
Исходя из обозначенной цели, выделяю следующие задачи:
1) В ходе эмпирического исследования с использованием психометрического подхода определить уровни личностной тревожности и агрессивности у будущих офицеров-воспитателей;
2) Определить доминирующие виды мотивации профессиональной деятельности у будущих офицеров-воспитателей;
3) Провести анализ корреляционных взаимоотношений показателей тревожности и агрессивности с показателями различных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей;
4) Разработать методические рекомендации для офицеров-воспитателей с целью учета личностных факторов военнослужащих в форми-ровании профессиональной мотивации.
Гипотеза исследования: Высокие уровни личностной тревожности и агрессивности способствуют формированию отрицательных мотивационных комплексов с преобладанием внешней отрицательной мотивации и снижением внутренней мотивации профессиональной деятельности.
Список литературы
Заключение
Основная идея проведенного исследования базировалась на представле-ниях, согласно которым воздействие тревожности и агрессивности оказывает существенное влияние на формирование профессиональной мотивации у буду-щих офицеров-воспитателей. Известно, что высокая тревожность и агрессив-ность отрицательно влияют на мотивы и цели деятельности человека, на осу-ществление им необходимых действий. В частности, они подменяют мотив де-ятельности за счет собственной побудительной силы, тем самым, снижая мотивацию на успех.
В качестве основных личностных конструктов исследовались уровни личностной тревожности и агрессивности, существенно влияющие на особен-ности формирование мотивов профессиональной деятельности.
Была высказана гипотеза, согласно которой высокие уровни личностной тревожности и агрессивности способствуют формированию отрицательных мотивационных комплексов с преобладанием внешней отрицательной мотивации и снижением внутренней мотивации профессиональной деятельности.
Основная цель дипломной работы, которая заключалась в исследовании влияния личностных конструктов тревожности и агрессивности на формирование определенных видов профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей. Поставленные задачи выполнены в полном объеме.
Во-первых, был проведен теоретический анализ литературных источни-ков по проблемам изучения и учёта конструктов личностной тревожности и агрессии.
Во-вторых, с помощью психологических методов исследования, а так же с использованием психометрического подхода был определен уровень личностной тревожности и агрессивности у каждого военнослужащего.
В-третьих, с помощью корреляционного анализа были выявлены связи между уровнями личностной тревожности и агрессивности с различными психометрическими характеристиками каждого военнослужащего, такими как: мотивация профессиональной деятельности, физическая, косвенная, вербальная агрессия, подозрительность, чувство вины, обида, уровни раздражения и негативизма, а также индексы агрессивности и враждебности.
Результаты проведенного экспериментального исследования на курсантах 2 курса (военнослужащих контрактной службы) доказали сформулированную в начале работы гипотезу, согласно которой высокие уровни личностной тревожности и агрессивности способствуют формированию отрицательных мотивационных комплексов с преобладанием внешней отрицательной мотивации и снижением внутренней мотивации профессиональной деятельности. В целом было показано, что уровень личностной тревожности не оказывает влияния на формирование отрицательных мотивационных комплексов, тогда как агрессивность в существенной мере предопределяет формирование отрицательных мо-тивационных комплексов профессиональной деятельности. Было показано, что более высокие уровни физической и косвенной агрессии, а также подозрительности и чувство вины сочетаются с более выраженной внешней отрицательной мотивацией проявляющейся, прежде всего, в избегании неприятностей и наказания, осознанием некоторых неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности. Если принять во внимание, что Высокий уровень агрессивности связан с преувеличенным восприятием враждебных намерений со стороны окружающих, то становится понятным фиксация таких индивидов на внешних мотивационных факторах профессиональной деятельности, таких как критика, неодобрение со стороны начальника, уход от возможного наказания и неудачи. Достаточно неожиданным результатом представленного исследования явилась положительная взаимосвязь выраженности внешней положительной мотивации и враждебности. Данный результат непросто объяснить, но стано-вится очевидным, что формированию некоторых положительных мотивов профессиональной деятельности могут способствовать не только положитель-ные, но и отрицательные личностные особенности военнослужащего. Отсут-ствие связи личностной тревожности с формированием внешней отрицательной мотивации, существование которой кажется логичным, можно объяснить тем, что в экспериментальной выборке практически отсутствовали военнослужащие с высоким уровнем личностной тревожности, что не позволило выявить данную взаимосвязь на статистически значимом уровне.
Вследствие проведенных исследований и анализа данных были разрабо-таны следующие методические рекомендации для офицеров – воспитателей, позволяющие прогнозировать особенности влияния тревожности и агрессивности на формирование профессиональной мотивации у будущих офицеров-воспитателей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ОФИЦЕРУ-ВОСПИТАТЕЛЮ.
1) Руководителю военного коллектива для успешного осуществления своей деятельности по формированию положительного мотивации на даль-нейшую военную службу необходимо обращать особое внимание на лич-ностные особенности каждого курсанта, способные повлиять на его станов-ление как будущего офицера.
Для решения данной задачи в целях дальнейшего развития и повышения морально-психологического состояния и мотивации каждого курсанта целе-сообразно проводить следующие мероприятия:
- улучшить мероприятия профессионально - психологического отбора с це-лью отбора только тех кандидатов, которые имеют высокую мотивацию к обучению в высшем учебном заведении;
- проводить оценку уровня личностной тревожности и агрессивности у каж-дого курсанта с помощью опросника Спилбергера и соотносить полученные показатели с нормативными данными для выявления военнослужащих с вы-соким уровнем тревожности и агрессивности.
- проводить регулярные воспитательные беседы с курсантами имеющими высокий уровень тревожности и агрессивности для снятия у них тревоги, психоэмоционального напряжения с целью их эффективного становления как офицеров.
2) Ввести в повседневность комплекс мероприятий по снятию нервно-психического напряжения в коллективе и уменьшения личностной тревож-ности и агрессивности у будущих офицеров в повседневной жизнедеятель-ности, а так же при выполнении учений, несения боевого дежурства в карауле и внутреннем наряде. Такие как:
- коллективное посещение бассейнов;
- посещение различных культурных мероприятий (концерты, театры, вы-ступления кружков художественной самодеятельности в училище и т.д.)
- активное привлечение курсантов к участию в спортивных соревновани-ях, вступление в военно-спортивные секции (бокс, карате, самбо и т.д.)
- возможность курсантов в выходные и праздничные дни полноценно отдохнуть в увольнении;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуричева, В.И. Лубовского. М, 1982 г. С. 21;
2. Андреева Г.М. Социальная психология// М., Издательство Московского Уни-верситета, 1980 г. С. 55;
3. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство у человека: психофизиологиче-ский анализ// Новосибирск, Издательство СО РАМН. –С.126 (монография);
4. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980 г. С. 52;
5. Бочаров А.В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспо-собленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы// Новосибирск, РАМН СО РАН, 2008 г.
6. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Изд-во ЛГУ, 1970 г. С. 60;
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. С. 105;
8. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: МГУ. 1988 г. С. 232;
9. Д.Майерс. Социальная психология // Спб.: Питер, 1997. С.98.;
10. Донцов А.И. Психология коллектива// М., Издательство Московского Универ-ситета, 1984 г. С. 125;
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Спб.: Питер, 2003. С. 140;
12. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. Спб.: Братство, 1994. С. 89;
13. К.Изард. Психология эмоций// Спб.: Питер, 2000 г. С. 25;
14. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, Изд-во БГУ, 1976 г. С. 78;
15. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980., С. 60;
16. Лбов Г.С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981., С. 35;
17. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. С. 41;
18. Личность воина: методики психологического и психофизиологического обследования. – М.: ВПА, 1990 г. – С. 454;
19. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой дея-тельности. М.: ИП РАН, 1990. С. 15;
20. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики. Л.: ЛГУ, 1990 г., С. 74;
21. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика. 1984 г. С. 45;
22. Общая психодиагностика./Под ред. А.А. Бодалева, В.З. Столина. М., 1987 г., С. 304;
23. Основы психодиагностики/ Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. С. 45;
24. Павлов С.В. Психофизиологический анализ восприятия и переживания эмо-ций при высокой личностной тревожности//Новосибирск, РАМН СО РАН, 2008 г.
25. Психологическая диагностика: проблемы и исследования./ Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981 г. С. 232;
26. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1991. С. 181;
27. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учеб. пособие., Л.: ЛГУ. 1983, С. 104;
28. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – М.: Ин-т прикладной психологии, 1997. С. 105;
29. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980, С. 176;
30. Социально-психологический климат коллектива./ Отв. Ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979., С. 55;
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.