У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Количество страниц
140
ВУЗ
ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. БРАТСКЕ
Год сдачи
2012
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I САМОУБИЙСТВО КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАВЕР-ШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСНОГО КОНФЛИКТА ………. 8
§ 1. Внутриличностный конфликт как основная причина суицидаль-ного поведения ……………………………………………………
8
§ 2. Основные понятия суицидологи и суицидального поведения 12
§ 3. Механизм развития, психологическая структура и динамика суицидального поведения …………………………………..…..
14
§ 4. Типология суицида и его источники 25
§ 5. Механизм возникновения нервно-психической напряженности у военнослужащих. 30
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. 37
§ 1. Зависимость суицидального поведения военнослужащих от со-стояния их нервно-психической устойчивости
40
§ 2. Влияние сроков прохождения воинской службы на нервно-психическую устойчивость военнослужащих.
43
§ 3. Суицидальный риск различных групп военнослужащих в зави-симости от срока прохождения военной службы
48
§ 4. Исследование влияния коррекционной работы на суицидальное поведение военнослужащих. 51
§ 5. Исследование результатов коррекционной работы на группу во-еннослужащих с высоким суицидальным риском, т.е ранее имевших суицидальные попытки. 56
ГЛАВА III ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА НЕДОПУЩЕНИЕ САМОУБИЙСТВ …………….
63
§ 1. Система выявления лиц, нуждающихся в повышенном психоло-го-педагогическом внимании среди военнослужащих по призыву
63
§ 2. Современные психологические методики выявления суицидаль-ности военнослужащих ………………………….….
70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….………. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..……………… 79
Приложение 1 Опросник "ПАНО" (психологический анализ неуставных отношений ……………………………………………………………….
82
Приложение 2 Прогностический опросник конфликтности и роли в оппозиции для военнослужащих (ПОКРОВ) - инструкция использования ….
93
Приложение 3 Методика психодиагностики суицидальных намерений ………... 101
Приложение 4 Анкета “Прогноз-2” ………………………………………………. 109
Приложение 5 Личностный опросник "НПН-А" (нервно-психическая неустойчи-вость - акцентуации) ……………………………………….….
114
Приложение 6 Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ)
127
Приложение 7 Факторы риска суицидности ……………………………………. 137
Приложение 8 Типовое положение о центре (пункте) психологической помощи и ре-абилитации, комнате психологической разгрузки ………….
139
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к их психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым постоянно ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил.
Проблема суицидального риска и поведения, которая рассматривается в дипломной работе, традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлением жизни, которые вызывают к себе двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость, сострадание к пережитой им муке. С другой – сам факт суицида вызывает неприятие, осуждение как грех и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Церковь отказывает самоубийце в христианском погребении. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству». Самоубийство часто рассматривается как насилие не только над жизнью, но и над смертью.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, это необходимостью укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки.
Во-вторых, в организации психологического сопровождения в Вооруженных Силах в последние годы имели место не всегда оправданные организационные решения, принижавшие его роль и, как следствие, приводившие к утрате интереса к его результатам;
В-третьих, вооружение должностных лиц хотя бы самыми необходимыми знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных Силах РФ по выявлению и профилактике суицидов военнослужащих во многом решит имеющиеся проблемы;
В-четвертых, необходимостью оптимизации психологических условий, прохождения военной службы, влияющих на психику военнослужащих.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализ литературы показал, что проработка вопроса дипломного исследования в отечественной военной психологии представлена незначительно. Таким образом, достигнутый уровень разработанности данной проблемы, а так же потребность практики послужили основой для определения объекта, предмета, цели, задач гипотезы дипломной работы.
Объектом анализа в дипломной работе являются факты, закономерности возникновения и развития суицидального риска и поведения военно-служащих.
Предмет исследования – нервно-психическая устойчивость как фактор, обуславливающий внутриличностные конфликты, суицидальные риск и суици-дальное поведение в воинских коллективах.
Цель исследования:
1. изучение суицидального поведения как психологического явления, его структуры, факторов влияющих на него.
2. анализ зависимости суицидального риска и суицидального поведения от нервно-психической устойчивости военнослужащих;
3. создание практической методики использования современных психологических методик, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение и конфликтность.
Задачи исследования:
1. провести анализ литературных источников и нормативно-правовых актов МО РФ с целью выявления теоретических основ в работе по выявлению и профилактике суицидальной деятельности;
2. выявить основные закономерности, факторы и предпосылки, обуславлива-ющие суицидальный риск и суицидальное поведение военнослужащих Во-оруженных Сил;
3. Разработать практические рекомендации по выявлению и профилактике су-ицидального поведения.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили положения психологической науки в рамках анатомо-антропологического, социологического, психиатрического и психологического подходов представления о детерминации самоубийства.
В дипломной работе использованы достижения отечественной и зарубеж-ной психологической науки, а также результаты исследований, изложенные в работах Донченко Е. А., Титаренко Т. М., Бабосов Е.М., Василюк Ф.Е., Дюрк-гейм Э., Собчик Л.Н. и др.
Непосредственной основой для проведения дипломного исследования явились работы военных психологов Боенко А.В., Ключников В.И., Бескоровайный Ф.И., Биркин А.А., Боченков А.А., Высоцкий В.И., Кучер А.А., Азаров В.М. и др.
Методика проведенного исследования включала: анализ теоретических литературных источников, применение методов наблюдения, беседы, опросов, тестирования, контент-анализа. Полученные данные подвергались статистико-математической обработке, содержательно-психологическому анализу и интерпретации.
Исследование проводилось на основе фактических событий имевших ме-сто в воинских частях Сибирского военного округа и осуществлялось в три этапа.
Содержание первого этапа составляло: изучение, обобщение и теоретический анализ литературных источников по проблеме.
Второй этап включал проведение опросов, тестирования.
На третьем этапе было проведено уточнение гипотезы исследования и апробация теоретических выводов и практических рекомендаций по выявлению и профилактике суицидального поведения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. обоснованы интегральные факторы, закономерности и предпосылки, обу-славливающие суицидальное поведение различных групп военнослужащих;
Практическая значимость исследования:
1. Основные выводы и рекомендации дипломной работы направлены на даль-нейшее совершенствование системы мер по выявлению и профилактики су-ицидального поведения военнослужащих;
2. Разработанная методика может быть использована военными психологами в своей практической деятельности и в исследовательских целях.
3. Практические рекомендации, полученные в результате исследования внед-рены в практику работы практических психологов войсковой части 06705.
В 1-й главе содержится небольшой экскурс в теоретические основы внутриличностных конфликтов и суицидального поведения. Даны основные понятия нервно-психической устойчивости и суицидального риска. Осуществлен анализ структуры и динамики суицидального поведения. Сформулирована типология суицида и обозначены его основные источники.
Во 2-й главе проведено исследование зависимости суицидального риска от нервно-психической устойчивости и сроков прохождения службы военнослужащими по призыву.
В 3-й главе изложены современные методики психологической диагностики суицидального риска. Дается описание взаимодействия должностных лиц в контексте профилактики самоубийств. Приводятся характеристики и инструкции (в приложении) использования современных психологических методик, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение и конфликтность.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящей дипломной работе нами была рассмотрена актуальная про-блема Вооруженных Сил РФ обусловленная тем, что каждая пятая гибель в ар-мии и на флоте – это самоубийство. Теоретический анализ военно-психологической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоци-ального конфликта. Центральную роль в возникновении суицидального кризиса личности могут играть конфликты, обусловленные спецификой военной службы, семейных отношений, связанные с асоциальным поведением человека, обусловленные состоянием здоровья или материально-бытовыми трудностями. Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта. Непременным условиям для этого служит особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справится с актуальной проблемой.
2. Суицид относится к крайне деструктивному выходу из внутриличностного конфликта. Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных, аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной личностной ситуации. Динамика суицидального выхода из внутриличностного конфликта включает предпозиционный и суицидальный этапы.
3. Ориентирами для определения конкретных форм и приемов психоло-гической коррекции суицидального поведения являются интегральные свойства личности суицидента, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.
В результате анализа архивных документов было установлено, что наиболее опасный период суицидального поведения в возрасте от 18 до 21 года он составляет 63 % от совершенных самоубийств. В период жизни от 22 до 41 года риск суицида снижается в 3-4 раза, а после 41 года в 9-10 раз. Вероятность совершения самоубийства у военнослужащих обратно пропорциональна их возрасту.
Эмпирическое исследование уровня суицидального риска позволило установить взаимосвязь нервно-психической устойчивости и суицидального поведения военнослужащих. Лица с низкой нервно-психической устойчиво-стью склонны к совершению суицидальных попыток. А так же данное исследование позволило выявить пик возможных суицидов на 6-7 месяце службы и установить зависимость вероятности совершения самоубийств от срока нахождения на военной службе.
Исходя из того, что периоды перехода призывов в более высокое неформальное иерархическое положение ( с периодичностью в 6 месяцев), а именно 6-7, 12-13, 18-19 месяцы следует считать суицидоопасными. В работу по профилактике суицидальных происшествий в эти периоды следует включить психокоррекционное групповое воздействие. Особенно в этот период особое внимание обратить на лиц с низкой нервно-психической устойчивостью и уже имевших суицидальные попытки. В работу с ними необходимо ввести социально-психологические тренинги, групповые дискуссии, ролевые и интерактивные игры, методы психической саморегуляции. Что позволит военнослужащим формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях, снятию депрессивных состояний и снижению уровня тревожности.
В целом, условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. Объективными признаками позитивного эффекта являются: многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности; высокие результаты в учебно-боевой и служебной деятельности; хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности.
Важными направлениями в деятельности психолога воинской части, свя-занными с суицидологической превенцией в первую очередь должны являться:
- изучение социально-психологических процессов в воинских коллекти-вах, психологических характеристик различных категорий военнослужащих в ходе боевой, и морально-психологической подготовки, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
- активное содействие командованию в определении наиболее целесооб-разных путей воздействия на психику воинов, формирование морально-психологических качеств, отвечающих требованиям служебной деятельности;
- выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суици-дальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предположений командованию о необходимости проведения организационных мероприятий по их устранению;
- активное участие в создании в воинских коллективах атмосферы друж-бы, товарищества, взаимопомощи, уважения личного достоинства каждого военнослужащего, недопущении случаев неуставных взаимоотношений, глумления и издевательства;
- своевременная разработка рекомендаций по работе с военнослужащими срочной службы, имеющими признаки затруднений адаптации;
- проведение психологических обследований с целью выявления военно-служащих с повышенным суицидальным риском. На основе полученной ин-формации следует составлять и вести суицидологическую картотеку;
- активное выявление и обследование военнослужащих с суицидоопас-ными состояниями и тенденциями, а также совершивших суицидальные попытки. В случаях экстренной необходимости обеспечить их направление в госпиталь;
- проведения психологического анализа каждого случая суицида, и уча-стие в качестве специалиста эксперта в расследовании дел, связанных с само-убийством военнослужащих;
- участие совместно с врачом части в амбулаторном приеме военнослу-жащих;
- проведение реабилитационных мероприятий с военнослужащими, со-вершившими суицидальную попытку, но признанных годными для дальнейше-го прохождения службы;
- проведение занятий с офицерами подразделений по мерам профилакти-ки самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи подчиненным, в разрешении кризисной ситуации, в своевременном распознании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с.
2. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. – М.: ГАВС, 1992. – 262 с.
3. Арансон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. – Социальная психология. Психологиче-ские законы поведения человека в социуме. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
4. Богданова Т.Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Григоренко Е.Л. и др. Экспериментальная психология: Практикум. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
5. Боенко А.В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Дис. Канд. Психол. Наук. – М., 1993. – 201 с.
6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: «Светлячок»; «Речь», 2001. – 128 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. т.1 – М.: Педагогика, 1982. – 487 с.
8. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
9. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. посо-бие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272 с.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология: - М.: Гардарики, 2002. – 320 с.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социолог. этюд: пер. с фр. – Спб.: Союз, 1998. – 496 с.
12. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефера-тивные, курсовые и дипломные: Учеб. Метод. Пособие. – М.: Смысл, 2002. – 80 с.
13. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 381 с.
14. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиента-ми. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
15. Крукович Е.И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учеб.-метод. Пособие – Мн.: ЕГУ. – 2001. – 128 с.
16. Макаревич Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум. Мн.: Университетское .- 2000.- 173 с.
17. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М.: «КСП+», 1999. – 320 с.
18. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. – М.: Воениз-дат, 1987. – 151 с.
19. Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 350 с.
21. Сыромятников И.В., Чайка В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика (Учебное пособие). М.: Военный университет, 2000;
22. Тутушкина М.К . Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. – СПб.: «Дидактика Плюс», 2001. – 352 с.
23. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 688 с.
24. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М.: Медицина, 1987. – 152 с.
25. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.: Гене-зис, 2003. – 272 с.
26. Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с
27. Проблемы военной психологии: Хрестоматия – Мн.: Харвест, 2003. – 640 с.
28. Профилактика самоубийств (Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы). М., 1995. – 34 с.
29. Профилактика суицидальных происшествий в войсках забайкальского военного округа (Методическое пособие для командиров, заместителей по воспитательной работе и войсковых психологов). Ч., 1996 г. – 38 с.
30. Современная военная психология: Хрестоматия – Мн.: Харвест, 2003. – 576 с.
31. Большой толковый психологический словарь/Артур Ребер. – М.: ВЕ-ЧЕ*АСТ, 2001. – Т.1- 592; Т.2 – 560.
Руководящие документы МО РФ:
32. Приказ Министра обороны Российской Федерации «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению пси-хического здоровья военнослужащих» от 1998 г № 404;
33. Директива Министра обороны Российской Федерации “О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ” от1996 г № Д-18;
34. Руководство по психологической работе в ВС РФ (введен в действие НГШ ВС РФ) от 1996 №172/1637;
35. Директива начальника ГУВР ВС РФ и начальника ГОМУ ГШ ВС РФ « Об улучшении социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин» от 1999 г № Д-4/1;
36. Директива начальника ГУВР ВС РФ “Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологиче-ской разгрузки в ВС РФ” от 1998 № Д – 1;
Учебно-методические пособия МО РФ:
37. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога.: М.: МО РФ, 1992, с. 124;
38. Система работы организаторов психологической работы и психологов войск (сил) по предупреждению самоубийств военнослужащих. Таблица алгоритма деятельности М.: МО РФ,1997,с. 103;
39. Порядок работы при проведении расследования причин совершенного суицидального происшествия. (Учебно-методическое пособие) №172/3/2084 М.: МО РФ, 1999, с. 32;
40. Методика психодиагностики суицидальных намерений. №172/3/2229 М.: МО РФ 1999, с. 34;
41. Раннее выявление военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости. (Учебно-методическое пособие) М.: МО РФ, 1998, с. 36;
42. Организация и методика работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки. (Учебно-методическое пособие) №172/3/2034 М.: МО РФ,1999, с. 30;
43. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бри-гады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения (Учебно-методическое пособие) М.: МО РФ, 1999, с.101;
44. Диагностика и профилактика суицидальных намерений (Учебно-методический видеофильм) М.: МО РФ, 1999.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.