У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТИПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Количество страниц
70
ВУЗ
МГУЭСИ
Год сдачи
2012
Содержание
ПЛАН
Введение………………………………………………………………………………...3
1 Понятие ценностей личности………………………………………………………..6
1.1 К определению ценности как психологического феномена…………………….6
1.2 Виды ценностей…………………………………………………………………...12
2 Межличностные отношения и факторы, их определяющие …………………….24
2.1 Межличностные отношения, как социально-психологический феномен…….24
2.2 Место ценностей в структуре межличностных отношений……………………30
3 Взаимосвязь личностных ценностей и типов межличностных отношений…….36
3.1 Этапы и методы исследования…………………………………………………...36
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………….…40
Заключение…………………………………………………………………………….51
Список использованных источников и литературы…………………………...........54
Приложение 1 Результаты, полученные по методике М. Рокича. Терминальные ценности ………………………………………………………………………………58
Приложение 2 Результаты, полученные по методике М. Рокича. Инструментальные ценности……………………. ………………………………….59
Приложение 3 Результаты, полученные по методике Т. Лири…………………….60
Приложение 4 Результаты, полученные по шкалам: агрессивность-дружелюбие и доминирование-подчинение, по методике Т. Лири………………………………...61
Приложение 5 Расчет математического критерия rs-Спирмена……….…………..62
Приложение 6 Список терминальных ценностей по методике М. Рокича………..63
Приложение 7 Список инструментальных ценностей по методике М. Рокича…..64
Приложение 8 Характеристика типов по методике Т. Лири……………………….65
Приложение 9 Оценочные суждения методики Т. Лири…………………………...67
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию созидающей, активной личности и делают значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к себе и к окружающим, которые личность оценивает на основе сложившейся системы личностных ценностей. Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, в различного рода формальных и неформальных объединениях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
В связи с определяющей ролью межличностных отношений в развитии и формировании личности, сегодня становится важным исследование соотношения различных феноменов личности с ее поведением. Системы личностных ценностей и типы межличностных отношений, возникающие на их основе, представляют собой важную научную проблему и требуют изучения. Именно их взаимосвязь способствует пониманию мотивационно-целевых особенностей отношений человека.
Так же важно то, что проблема эффективного обмена информацией между людьми и возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.
Понятия «ценности» трудами многочисленных отечественных и зарубежных ученых приобрели статус системных научных понятий с четким содержанием и объемом. В психологической литературе вопросам изучения ценностей личности и её отношений с другими личностями и миром в целом посвящены научные работы А.Н. Леонтьева, А. Адлера, А.В. Ядова и других. Изучению феноменологии ценностной регуляции деятельности посвящены работы Д.А. Леонтьева, В. Франкла и других. Активное развитие личности в связи с ценностным самоопределением рассматривают Б.С. Братусь, К. Роджерс, Г. Олпорта, В.В. Столин и другие. Изучению ценностей как источников мотивации посвящены работы Б.Г. Ананьева, А. Маслоу, М. Рокича и других.
Исследование методологических и теоретических подходов к изучению ценностных систем, представленных в исследованиях, и типах межличностных взаимоотношений нашли свое отражение в работах Б.Г.Ананьева, А.Н.Бодалева, В.Н.Мясищева, и других.
Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие исследователи, психологи, среди которых: А.А. Бодалев, К.К. Платонов, А.В. Петровский и другие, что подтверждает актуальность данной темы. Смысловая основа деятельности личности исследована Л.Н.Коганом, Д.А.Леонтьевым и другими.
Цель исследования предполагает выявление взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и типа межличностных отношений.
Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования – взаимосвязь терминальных и инструментальных ценностей и типа межличностных отношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия ценности личности, посредством анализа литературы.
2. Описать систему личностных ценностей, как совокупность терминальных и инструментальных ценностей.
3. Раскрыть понятие межличностных отношений.
4.ьВыявить особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.
5.рОпределить существование взаимосвязи системы личностных
терминальных и инструментальных ценностей и типов межличностных отношений.
В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза:
Чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно.
Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы:
1. Библиографический метод.
2. Психодиагностические методы:
А) Для выявления терминальных и инструментальных ценностей была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Б) Для определения типов межличностных отношений применялась методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».
3.ьМетоды обработки данных: для математической обработки полученных результатов исследования был использован коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена. Все расчеты производились в программе Statistika 6.0, так же для построения таблиц исходных данных и корреляционных плеяд использовались программы Microsoft Office – Excel, Word, Paint.
В исследовании принимали участие сотрудники универмага «Октябрьский» в количестве 31 человека, имеющие высшие и среднее образование. Возрастной диапазон участников варьируется от 27 до 35 лет.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования частично подтвердилась ранее выдвинутая гипотеза о том, что чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно. Была выявлена взаимосвязь между дружелюбным типом межличностных отношений и такой ценностью межличностного общения, как жизнерадостность. Вследствие этого можно говорить о том, что личность настроенная дружелюбно по отношению к другим людям привносит в их жизнь радость, оптимизм, помощь и поддержку, в ответ ожидания признания, внимания и уважения. Чем больше будет таких взаимоотношений, особенно в сфере продаж товаров и услуг, тем больше будет взаимопонимания и продуктивности в жизни обеих сторон.
В ходе проведение настоящего исследования были решены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы было определено, что ценности личности – обобщенные представления людей о целях и средствах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.
2. Было выявлено, что ценностно-смысловая сфера представляет совокупность терминальных и инструментальных ценностей. Первые устойчивы и лежат в основе целей жизни, вторые же менее устойчивы и служат наиболее приемлемыми образцами поведения в любых ситуациях. Система ценностных ориентаций образует некоторое, в одном случае четкое и устойчивое в другом весьма расплывчатое, мировоззрение, в свете которого рассматривается собственное Я и окружающий мир. Поэтому в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, это своего рода ориентиры, с которыми он соотносит свои действия, на основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, выстраиваются межличностные отношения, ставятся цели личности и т.п.
3. Было установлено, что межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Другими словами, можно сказать, что это система установок, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга, и которые соответствуют содержанию, целям, ценностям и организации деятельности. Межличностные отношения – это социально-психологические отношения конкретных, «живых» людей, конструирующих свое поведение или на индивидуальном или межгрупповом уровне организации своего поведения. Межличностное отношение является видом деятельности, смысл которой составляет взаимодействие человека с человеком. Межличностные отношения очень важны, так как именно в их сфере происходит первичная социализация человека, да и позднее межличностные отношения всюду окружают человека.
4. Было определенно, что на формирование межличностных отношений влияют такие факторы, как пол, возраст, национальность, свойства темперамента, профессия. Все эти факторы в тот или иной период могут изменять тактику межличностных отношений, но лишь ценностные ориентации, сложившаяся система ценностей неизменно образуют тот ведущий компонент в структуре личности, который характеризует ее направленность и выступает регулятором межличностных отношений.
5. Был установлен факт существования взаимосвязи ценностей личности и типов межличностных отношений.
Целью настоящего исследования являлось установление характера взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и типов межличностных отношений. Было установлено, что между ценностно-смысловой сферой личности и типами межличностных отношений существует взаимосвязь. Это взаимосвязь носит как положительный, так и отрицательный характер. Была частично подтверждена выдвинутая гипотеза, помимо этого в результате анализа было обнаружено несколько как предсказуемых, так и неожиданных взаимосвязей различных типов межличностных отношений и самых разных терминальных и инструментальных ценностей.
Было выявлено, что чем более выражены дружелюбные тенденции в межличностных отношениях, тем более значимы и предпочитаемы такие ценности, как жизнерадостность и самоконтроль. Можно предполагать, что это хороший вариант взаимовыгодных отношений. С одной стороны люди дарят своим партнерам по общению радость, оптимизм, задорность, проявляют жизнелюбие и веселость при этом дисциплинированны и сдержаны в негативных реакциях и выражениях. С другой, собеседники или партнеры в межличностных отношениях, если хотите, взамен такому жизнелюбию показывают социальное одобрение, уважение. Дружелюбный тип взаимоотношений предполагает общительность и теплоту в межличностных отношениях, которая просто необходима для продуктивного существования в социуме, гармоничного развития и самореализации личности.
Так же если принять во внимание тот факт, что респондентами были менеджеры по продажам, можно говорить, что в наш век потребления, массовой торговли и большого количества рыночных отношений, было бы хорошо еще и иметь качество этих отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. по¬собие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
2. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина — СПБ.: «Академический проект», 1997. — 256 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания психологии — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
5. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитания — М.: Прогресс. —1986. —422 с.
6. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика — К.: Здоров'я, 1986.—280 с.
7. Бодалев А.А. Психология общения — М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. -256 с.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 200с.
9. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика —СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.
10. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений: (к 100-летию со дня рождения В.И. Мясищева) // Вопр. психол. 1993. № 2. С. 86 - 91.
11. Братусь Братусь Б.С. Аномалии личности -- М.: Мысль, 1988— 301 с.
12. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 1993. №5 — с. 99 – 105.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике; отв. ред. Крымский С.Б. — Киев; Наук. думка, 1989. — 200с.
14. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Издательский центр «Ака¬демия», 1996. — 496 с.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. — 403 с.
16. Джеймс У. Психология - М.: Педагогика, 1991 — 88 с.
17. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
18. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО Т. К. «Петрополис», 1998. — 205 с.
19. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: "Политиздат" – 1984. — 386с.
20. Кон И. С. Социология личности — М., Политиздат. 1967. — 383 с.
21. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей Россиян // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 3 — 23.
22. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды – М.: Смысл, 2001. – 572с.
23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
25. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций — М.: Смысл, 1992. — 17 с
26. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности — М., Смысл, 1993. — 43 с.
27. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
28. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
29.Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998, №1, с.13-25.
30. Майерс Дэвид Дж. Социальная психология : учебник / Д. Дж. Майерс; пер. с англ. З. Замчук. - 7-е изд.. - СПб. : Питер, 2008. - 793 с.
31. Мак - Уильямс Н. Психоаналитическая диагностика — М.: Класс, 1998. — 480 с.
32. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
33. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.
34. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Изд-во института практической психологии. 1996. —153с.
35. Немов Р.С. Психология — Изд 2-е. — М.; Просвещение Владос, 1995. — 376 с.
36. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
37. Платонов К. К. О системе психологии — М., «Мысль», 1972. 216 с.
38. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. — 576 с.
39. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. — 672 с. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель).
40. Роджерс. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994 — 346 с.
41. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии – М.: Экмо экспресс, 1999. — 444 с.
42. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности // Под ред. В.А. Ядова. Л.: Феникс, 1979. — 421 с.
43. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. — М.: ИНФРА, 1990. — 156 с.
44. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие — Самара: Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002. — 56с.
45. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
46. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Изд. 3-е, перераб. и доп. —Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 672 с.
48. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Просвещение, 1968. — 341 с.
49. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990 — 367 с.
50. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности Основные положения, исследование и применение. — перевод С. Меленевской и Д. Викторовой — СПб.: Питер Пресс, 1997. – 683 с.
51. Хараш А. У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопр. психол. 1980. № 3. C.20 - 32.
52. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3. стр.116-132
53. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология – М.: Гардарики,о2005.о—о349с.
54. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 448 с.
55. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 203 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.