У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТИПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Количество страниц 70
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2012
Содержание ПЛАН

Введение………………………………………………………………………………...3
1 Понятие ценностей личности………………………………………………………..6
1.1 К определению ценности как психологического феномена…………………….6
1.2 Виды ценностей…………………………………………………………………...12
2 Межличностные отношения и факторы, их определяющие …………………….24
2.1 Межличностные отношения, как социально-психологический феномен…….24
2.2 Место ценностей в структуре межличностных отношений……………………30
3 Взаимосвязь личностных ценностей и типов межличностных отношений…….36
3.1 Этапы и методы исследования…………………………………………………...36
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………….…40
Заключение…………………………………………………………………………….51
Список использованных источников и литературы…………………………...........54
Приложение 1 Результаты, полученные по методике М. Рокича. Терминальные ценности ………………………………………………………………………………58
Приложение 2 Результаты, полученные по методике М. Рокича. Инструментальные ценности……………………. ………………………………….59
Приложение 3 Результаты, полученные по методике Т. Лири…………………….60
Приложение 4 Результаты, полученные по шкалам: агрессивность-дружелюбие и доминирование-подчинение, по методике Т. Лири………………………………...61
Приложение 5 Расчет математического критерия rs-Спирмена……….…………..62
Приложение 6 Список терминальных ценностей по методике М. Рокича………..63
Приложение 7 Список инструментальных ценностей по методике М. Рокича…..64
Приложение 8 Характеристика типов по методике Т. Лири……………………….65
Приложение 9 Оценочные суждения методики Т. Лири…………………………...67



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию созидающей, активной личности и делают значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к себе и к окружающим, которые личность оценивает на основе сложившейся системы личностных ценностей. Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, в различного рода формальных и неформальных объединениях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
В связи с определяющей ролью межличностных отношений в развитии и формировании личности, сегодня становится важным исследование соотношения различных феноменов личности с ее поведением. Системы личностных ценностей и типы межличностных отношений, возникающие на их основе, представляют собой важную научную проблему и требуют изучения. Именно их взаимосвязь способствует пониманию мотивационно-целевых особенностей отношений человека.
Так же важно то, что проблема эффективного обмена информацией между людьми и возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.
Понятия «ценности» трудами многочисленных отечественных и зарубежных ученых приобрели статус системных научных понятий с четким содержанием и объемом. В психологической литературе вопросам изучения ценностей личности и её отношений с другими личностями и миром в целом посвящены научные работы А.Н. Леонтьева, А. Адлера, А.В. Ядова и других. Изучению феноменологии ценностной регуляции деятельности посвящены работы Д.А. Леонтьева, В. Франкла и других. Активное развитие личности в связи с ценностным самоопределением рассматривают Б.С. Братусь, К. Роджерс, Г. Олпорта, В.В. Столин и другие. Изучению ценностей как источников мотивации посвящены работы Б.Г. Ананьева, А. Маслоу, М. Рокича и других.
Исследование методологических и теоретических подходов к изучению ценностных систем, представленных в исследованиях, и типах межличностных взаимоотношений нашли свое отражение в работах Б.Г.Ананьева, А.Н.Бодалева, В.Н.Мясищева, и других.
Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие исследователи, психологи, среди которых: А.А. Бодалев, К.К. Платонов, А.В. Петровский и другие, что подтверждает актуальность данной темы. Смысловая основа деятельности личности исследована Л.Н.Коганом, Д.А.Леонтьевым и другими.
Цель исследования предполагает выявление взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и типа межличностных отношений.
Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования – взаимосвязь терминальных и инструментальных ценностей и типа межличностных отношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия ценности личности, посредством анализа литературы.
2. Описать систему личностных ценностей, как совокупность терминальных и инструментальных ценностей.
3. Раскрыть понятие межличностных отношений.
4.ьВыявить особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.
5.рОпределить существование взаимосвязи системы личностных
терминальных и инструментальных ценностей и типов межличностных отношений.
В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза:
Чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно.
Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы:
1. Библиографический метод.
2. Психодиагностические методы:
А) Для выявления терминальных и инструментальных ценностей была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Б) Для определения типов межличностных отношений применялась методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».
3.ьМетоды обработки данных: для математической обработки полученных результатов исследования был использован коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена. Все расчеты производились в программе Statistika 6.0, так же для построения таблиц исходных данных и корреляционных плеяд использовались программы Microsoft Office – Excel, Word, Paint.
В исследовании принимали участие сотрудники универмага «Октябрьский» в количестве 31 человека, имеющие высшие и среднее образование. Возрастной диапазон участников варьируется от 27 до 35 лет.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования частично подтвердилась ранее выдвинутая гипотеза о том, что чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно. Была выявлена взаимосвязь между дружелюбным типом межличностных отношений и такой ценностью межличностного общения, как жизнерадостность. Вследствие этого можно говорить о том, что личность настроенная дружелюбно по отношению к другим людям привносит в их жизнь радость, оптимизм, помощь и поддержку, в ответ ожидания признания, внимания и уважения. Чем больше будет таких взаимоотношений, особенно в сфере продаж товаров и услуг, тем больше будет взаимопонимания и продуктивности в жизни обеих сторон.
В ходе проведение настоящего исследования были решены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы было определено, что ценности личности – обобщенные представления людей о целях и средствах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.
2. Было выявлено, что ценностно-смысловая сфера представляет совокупность терминальных и инструментальных ценностей. Первые устойчивы и лежат в основе целей жизни, вторые же менее устойчивы и служат наиболее приемлемыми образцами поведения в любых ситуациях. Система ценностных ориентаций образует некоторое, в одном случае четкое и устойчивое в другом весьма расплывчатое, мировоззрение, в свете которого рассматривается собственное Я и окружающий мир. Поэтому в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, это своего рода ориентиры, с которыми он соотносит свои действия, на основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, выстраиваются межличностные отношения, ставятся цели личности и т.п.
3. Было установлено, что межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Другими словами, можно сказать, что это система установок, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга, и которые соответствуют содержанию, целям, ценностям и организации деятельности. Межличностные отношения – это социально-психологические отношения конкретных, «живых» людей, конструирующих свое поведение или на индивидуальном или межгрупповом уровне организации своего поведения. Межличностное отношение является видом деятельности, смысл которой составляет взаимодействие человека с человеком. Межличностные отношения очень важны, так как именно в их сфере происходит первичная социализация человека, да и позднее межличностные отношения всюду окружают человека.
4. Было определенно, что на формирование межличностных отношений влияют такие факторы, как пол, возраст, национальность, свойства темперамента, профессия. Все эти факторы в тот или иной период могут изменять тактику межличностных отношений, но лишь ценностные ориентации, сложившаяся система ценностей неизменно образуют тот ведущий компонент в структуре личности, который характеризует ее направленность и выступает регулятором межличностных отношений.
5. Был установлен факт существования взаимосвязи ценностей личности и типов межличностных отношений.
Целью настоящего исследования являлось установление характера взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и типов межличностных отношений. Было установлено, что между ценностно-смысловой сферой личности и типами межличностных отношений существует взаимосвязь. Это взаимосвязь носит как положительный, так и отрицательный характер. Была частично подтверждена выдвинутая гипотеза, помимо этого в результате анализа было обнаружено несколько как предсказуемых, так и неожиданных взаимосвязей различных типов межличностных отношений и самых разных терминальных и инструментальных ценностей.
Было выявлено, что чем более выражены дружелюбные тенденции в межличностных отношениях, тем более значимы и предпочитаемы такие ценности, как жизнерадостность и самоконтроль. Можно предполагать, что это хороший вариант взаимовыгодных отношений. С одной стороны люди дарят своим партнерам по общению радость, оптимизм, задорность, проявляют жизнелюбие и веселость при этом дисциплинированны и сдержаны в негативных реакциях и выражениях. С другой, собеседники или партнеры в межличностных отношениях, если хотите, взамен такому жизнелюбию показывают социальное одобрение, уважение. Дружелюбный тип взаимоотношений предполагает общительность и теплоту в межличностных отношениях, которая просто необходима для продуктивного существования в социуме, гармоничного развития и самореализации личности.
Так же если принять во внимание тот факт, что респондентами были менеджеры по продажам, можно говорить, что в наш век потребления, массовой торговли и большого количества рыночных отношений, было бы хорошо еще и иметь качество этих отношений.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. по¬собие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
2. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина — СПБ.: «Академический проект», 1997. — 256 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания психологии — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
5. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитания — М.: Прогресс. —1986. —422 с.
6. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика — К.: Здоров'я, 1986.—280 с.
7. Бодалев А.А. Психология общения — М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. -256 с.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 200с.
9. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика —СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.
10. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений: (к 100-летию со дня рождения В.И. Мясищева) // Вопр. психол. 1993. № 2. С. 86 - 91.
11. Братусь Братусь Б.С. Аномалии личности -- М.: Мысль, 1988— 301 с.
12. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 1993. №5 — с. 99 – 105.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике; отв. ред. Крымский С.Б. — Киев; Наук. думка, 1989. — 200с.
14. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Издательский центр «Ака¬демия», 1996. — 496 с.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. — 403 с.
16. Джеймс У. Психология - М.: Педагогика, 1991 — 88 с.
17. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
18. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО Т. К. «Петрополис», 1998. — 205 с.
19. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: "Политиздат" – 1984. — 386с.
20. Кон И. С. Социология личности — М., Политиздат. 1967. — 383 с.
21. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей Россиян // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 3 — 23.
22. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды – М.: Смысл, 2001. – 572с.
23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
25. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций — М.: Смысл, 1992. — 17 с
26. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности — М., Смысл, 1993. — 43 с.
27. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
28. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
29.Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998, №1, с.13-25.
30. Майерс Дэвид Дж. Социальная психология : учебник / Д. Дж. Майерс; пер. с англ. З. Замчук. - 7-е изд.. - СПб. : Питер, 2008. - 793 с.
31. Мак - Уильямс Н. Психоаналитическая диагностика — М.: Класс, 1998. — 480 с.
32. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
33. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.
34. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Изд-во института практической психологии. 1996. —153с.
35. Немов Р.С. Психология — Изд 2-е. — М.; Просвещение Владос, 1995. — 376 с.
36. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
37. Платонов К. К. О системе психологии — М., «Мысль», 1972. 216 с.
38. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. — 576 с.
39. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. — 672 с. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель).
40. Роджерс. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994 — 346 с.
41. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии – М.: Экмо экспресс, 1999. — 444 с.
42. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности // Под ред. В.А. Ядова. Л.: Феникс, 1979. — 421 с.
43. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. — М.: ИНФРА, 1990. — 156 с.
44. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие — Самара: Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002. — 56с.
45. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
46. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Изд. 3-е, перераб. и доп. —Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 672 с.
48. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Просвещение, 1968. — 341 с.
49. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990 — 367 с.
50. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности Основные положения, исследование и применение. — перевод С. Меленевской и Д. Викторовой — СПб.: Питер Пресс, 1997. – 683 с.
51. Хараш А. У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопр. психол. 1980. № 3. C.20 - 32.
52. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3. стр.116-132
53. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология – М.: Гардарики,о2005.о—о349с.
54. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 448 с.
55. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 203 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.