У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВЗРОСЛЫХ
Количество страниц 30
ВУЗ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Год сдачи 2012
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У ВЗРОСЛЫХ 5
1.1. Понятие речевого нарушения 5
1.2. Этиология и патогенез речевых нарушений 10
1.3. Особенности речевых нарушений у взрослых 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Расстройства речи у взрослых - это распад уже сложившейся речи у взрослых, вызванный различными заболеваниями. Причинами расстройств речи у взрослых людей могут быть: инсульт, динамические нарушения кровообращения, травма головы, опухоли, медленно протекающие нервно-психические заболевания, характеризующиеся слабоумием
Однако дефекты речи могут формироваться и позже как следствие физического и психического переутомления, продолжительных голосовых нагрузок, различных заболеваний и физических травм.
Как правило, люди редко имеют совершенные, не требующие корректировки, речевые данные. Причины отклонений от нормы бывают органическими и функциональными. К органическим относятся серьезные анатомо-физиологические нарушения механизма речи. Это несовершенство строения языка (укороченная подъязычная связка, массивный язык и др.), недостатки зубочелюстной системы (открытый передний или открытый боковой прикус, слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, несовершенство строения небной занавески и т.д.). Функциональные причины характеризуются нормальным физиологическим строением речевых механизмов и могут проявляться в нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тяжелые формы функциональных речевых нарушений так же трудно исправимы, как и органические.
Нарушения произносительной стороны речи многообразны. Можно разделить их на группы в зависимости от страдающего звена. Это дефекты: звукопроизношения (дислалии, дизартрии), голоса (дисфонии), темпоритмической стороны речи (ускоренный темп — тахилалия, замедленный темп — брадилалия, заикание) [7,C. 18]. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях.
Согласно статистике, количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению. Так, например, в 90-е годы в стране число людей, страдающих заиканием, превысило 5 млн. человек.
Расстройства речи в нейрореабилитационной клинике могут быть связаны не только с афазией, но и с псевдоафазией, возникающей при поражении подкорковых областей доминантного полушария без непосредственного повреждения коры мозга. В российской литературе ее обозначают термином «подкорковая афазия». Характерен смешанный характер речевых расстройств (сенсомоторные нарушения и быстрый темп восстановления).
Нарушение устной и письменной речи часто встречается у больных с инсультом. Эти два понятия не являются синонимами, так как чтение и письмо — в равной степени важные речевые функции.
Начиная с 40-х годов XX столетия, возникает новое представление об афазии в связи с появлением новой науки — нейропсихологии. Основоположник данного направления А.Р. Лурия впервые перешел от простого описания афазии, характерного для классической неврологии XIX века, к ее анализу и квалификации дефекта.
У взрослых можно говорить о самокоррекции. Без самостоятельной работы, без проявления личной заинтересованности, активности и инициативы самих обучаемых высоких результатов достичь невозможно.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание, что определяет актуальность данной курсовой работы.
Цель работы. Изучить особенности речевых нарушений у взрослых.
Задачи работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие речевого нарушения;
- выявить основные причины речевых нарушений;
-дать краткий обзор основных речевых нарушений у взрослых и определить направления их коррекции;
- изучить приемы диагностики периферических нарушений речи у взрослых.
Предметом исследования в данной курсовой работе выступает нарушения речи.
Объектом – причины возникновения речевых нарушений у взрослых.
Степень разработанности темы. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушении у взрослых, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. При написании этой работы использовались исследования Большаковой С.Е. , Краузе Е.Н., Поляковой М.А. и др.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее опасными нарушениями речи считаются нарушения у детей, поскольку вместе с утратой нормальной речи нарушается их адаптация к окружающему миру, поскольку им трудно воспринимать речь на слух, а соответственно, в дальнейшем, читать и писать. В этом плане с взрослыми проще. У взрослых нарушения речи не разрушают восприятия речи на слух. Как человек слышал и понимал сказанное, так и после обретения какого либо органического нарушения речи, он все понимает. И читает так же, как читал раньше. И на его письменных способностях болезнь не отразилась. Изменилась речь.
Причинами возникновения нарушения речи у взрослых могут быть несколько факторов.
Во-первых, это инсульт (нарушение кровообращения в головном мозге). Это самая распространенная причина нарушения речи у взрослых. Среди прочих причин можно назвать сосудистые нарушения, воспаления и опухоли головного мозга, болезнями Альцгеймера (постепенным разрушением центральной нервной системы), Паркинсона (хроническим прогрессирующим заболеванием центральной нервной системы), Хантингтона (генетическим заболеванием нервной системы). В этот список можно добавить рассеянный склероз и астенический бульбарный паралич.
Гораздо реже нарушение речи возникает в результате травм головы, отравлений (свинцом или угарным газом) или передозировки приема лекарства. Закончат этот перечень инфекции и токсины, вызванные употреблением наркотиков и алкоголя. Как видим, в отличие от детей, дизартрия у взрослых может возникнуть и от «сознательных» актов.
Причины возникновения нарушений речи мы обозначили, а дальше та же история, что и у детей. Речевой аппарат, как у ребенка, так и у взрослого человека требует слаженной одновременной работы ряда систем. И нарушение в любом звене системы (или взаимодействия систем) может привести к дизартрии.
Основной способ лечения различных нарушений речи у взрослых - лечение того заболевания, которое ее вызвало. Но чаще всего, этого оказывается недостаточно. Лучше всего сразу начать тренировать все системы, участвующие в формировании речи.
Для того, чтобы усилить (натренировать) дыхательную систему довольно часто используют упражнения системы А.Н. Стрельниковой. Эту дыхательную систему еще называют парадоксальной. В чем ее парадоксальность? В том, что она идет в разрез с общепринятыми дыхательными гимнастиками. Мы привыкли к тому, что наклоняясь - делаем выдох. А распрямляясь - вдох. У Стрельниковой все наоборот: наклон, и резкий вдох; выпрямляясь - выдох.
Артикуляционная система тоже поддается тренировке. Мы уже описывали несколько комплексов артикуляционных упражнений, с помощью которых можно «научить» правильным действиям органы речеобразования. Конечно же, нужно делать массажи: при спазме мышц расслабляющие; при чрезмерном расслаблении мышц наоборот, активизируем.
Центральная нервная система тоже «тренируется», как ни странно это звучит. Ее тренинги проходят одновременно с тренировками артикуляционной и дыхательной системы. Параллельно и незаметно глазу. То есть, выполняя артикуляционные и дыхательные упражнения автоматически «создаются» поврежденные связи между участками мозга.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абелева И.Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. / И.Ю. Абелева. – М: Приор - Издат., 2009 – 949 с.
2. Арнольд И.В. Дар редчайший, дар бесценный : Советы психолога / Арнольд И.. // VITA. Традиции. Медицина. Здоровье. - 1999. - N 3. - С. 22-24.
3. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление./С.Е.Большакова — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 160 с.
4. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга./Е.Н.Винарская, А.М.Пулатов — М,: Медицина, 2008 – 388 с.
5. Дмитриев Л.Б. Телеляева Л.М. и др. Фониатрия и фонопедия./Л.Б.Дмитриев, Л.М.Теляева. — М.Феникс, 2009 – 438 с.
6. Дьякова В.А. Логопедический массаж, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А.Дьякова М., Издательский центр “Академия”, 2003 – 323с
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия./ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - М.: Феникс, 2003.- 290с.
8. Краузе Е.Н. Логопедия. /Е.Н.Краузе. Санкт-Петербург, Корона принт, 2002. 485с
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии // http://www.pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286-1.shtml
10. Логопедия. Методическое наследие. /Под ред. Л.С.Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003. 543с
11. Основы теории и практики логопедии / Под ред, Р,Е. Левиной. - М.,1968. – 380с.
12. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии Популярная логопедия./ М.А.Полякова – М.: Айрис - Пресс, 2011 – 372 с.
13. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.-284с.
14. Флоренская Ю. Избранные работы по логопедии./Ю. Флоренская. – М.: АСТ. – 2007 – 224 с.
15. Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - Мн., 2001.
16. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
17. Горчакова А.М. Использование клинического и психолого-педагогического аспектов при обосновании логопедического заключения // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 12-14 сентября 2002 г. / Моск. гос. откр. пед. ун-т. - М., 2002. - С. 65-67.
18. Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 3-10.
19. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения // Дефектология. - 1999. - № 3. - С. 3-11.
20. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.
21. Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / М-во образования Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - 21 с.
22. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизированного изложения /Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская, М., 1994.
23. Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практи ческий курс. - М., 2003.
24. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов. - М., 2002.
25. Куровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. - М., 1985.
26. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия как языковое расстройство. //Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. - Л., 1983.
27. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алаллии. //Дефектология, № 6, 1981.
28. Корнев А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи. //Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. - СПб., 1994. - С. 135-145.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.