У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Формирование основ предпринимательской культуры в общеобразовательной школе на уроках обществознания
Количество страниц 49
ВУЗ МГТУ
Год сдачи 2013
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Предпринимательская культура: понятие, сущность, истоки, классификация 6
1.2 Методы и этапы формирования предпринимательской культуры 16
1.3. Восприятие предпринимательской культуры учениками старших
классов 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Анализ, особенности и оценка предпринимательской культуры школьников 26
2.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательской культуры 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48







ВВЕДЕНИЕ

Анализ литературы по указанной проблематике показывает, что формирование экономической культуры школьников в целостном учебно-воспитательном процессе до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования.
Вместе с тем современный этап развития нашей страны требует осуществления в учебно-воспитательном процессе тесной взаимосвязи нравственного становления личности и развития ее прагматических качеств. Обобщение материалов, представленных в отечественной и зарубежной литературе, анализ опыта показывают, что обеспечение только одной экономической грамотности молодежи недостаточно для ее адаптации в новых социально-экономических условиях. Необходимо как прагматическое, так и нравственно-ценностное развитие школьников в условиях становления рыночных отношений. Более того, необходимо осуществлять это развитие в направлении формирования уже со школьной скамьи духа предпринимательства, который так же необходим в современной экономике, как высокий дух для защитников отечества.
Очевидно, назрела необходимость осуществить серьезное исследование формирования предпринимательского мышления и рассмотреть его в целостном учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. Недостаточный объем исследований и методик, посвященных развитию предпринимательского мышления у старшеклассников открывает широкое поле для исследований и разработки методик в этой области.
В нашей работе в отличие от имеющихся в научной литературе аналогов сделана попытка системного рассмотрения методологических и научно-методических основ развития предпринимательского мышления у учащихся старших классов общеобразовательной школы. Упор в исследовании сделан не на экономическое мышление вообще и не только на получение определенной суммы экономических знаний, а на их активное использование для преобразования экономической среды, развитие духа предпринимательства, жажды деятельности в сфере бизнеса, устремленности к генерации предпринимательских идей, создание соответствующей психологической установки и атмосферы поиска, новаторства, выдвижения альтернатив во всех сферах человеческой деятельности, а не только в сфере предпринимательства в узком смысле этого термина. Не каждому из выпускников средней школы предстоит стать предпринимателем в непосредственном значении этого слова. Но каждый может быть предприимчивым и практичным и ориентированным на полезные инновации в своем деле, на своем рабочем месте, в своей организации, т.е. стать предпринимателе, даже оставаясь по своему статусу наемным работником. Устремленность к цивилизованному предпринимательству должна охватить все общество в целом, стать одним из важнейших аспектов реформы школы, построения учебно-воспитательного процесса. Только при таком подходе возможно создание в Республике Беларусь процветающей рыночной экономики. Ориентация педагогических процессов на основе этого подхода и является важнейшим отличием настоящего исследования от имеющихся в педагогической науке источников.
В отечественной психологии изучением личности предпринимателя и предпринимательской культуры занимались Абдеев Р.Ф., Андреев В.И., Бороздина Г.В., Генкин М.Б., Мокшанцев Р.И., Морозов А.В. Эти авторы уделяли особое внимание психологическим аспектам предпринимательства: особенностям личности, характера и др.
Экономическое и предпринимательское образование неотделимо от общекультурных ценностей. Постановка человека и его развития в центр культуры согласуется с культурно-исторической концепцией психического развития человека, представленной в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Лурии.
Важным в этой связи рассмотрение культуры как необходимого условия процесса изменения и совершенствования человека, становления его творческой личности (Андреева Г.М., Анисимович С.А., Ануфриев Е.А., Бакеев В.А. и др.). Мотивация человека определяется не только рефлексами, но и средой обитания. Культура, выполняя функцию формирования социально значимых мотивов, стоит у истоков деятельности индивида (мотив – потребность – интерес - деятельность), в которой и происходит развитие его творческих начал. Этим самым определяется подход в определении критерия значимости культуры для развития творческих и самодеятельных начал личности, что составляет главный ценностный ориентир в рассмотрении взаимосвязи культуры с педагогической деятельностью, с процессом формирования личности.
Цель работы: формирование основ предпринимательской культуры в общеобразовательной школе на уроках обществознания.
Объект исследования: предпринимательская культура.
Предмет изучения: формирование предпринимательской культуры старшеклассников.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, сущность, истоки предпринимательской культуры;
1) рассмотреть методы и этапы формирования предпринимательской культуры;
2) рассмотреть восприятие предпринимательской культуры школьниками;
3) проанализировать и дать оценку предпринимательской культуре старшеклассников;
4) разработать рекомендации по совершенствованию предпринимательской культуры старшеклассников в рамках уроков по обществознанию.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование предпринимательской культуры старшеклассников на уроках обществознания представляет собой одно из ключевых звеньев экономического образования, а опосредованно – и всей системы современного школьного образования в условиях реформы школы. При этом совсем необязательно, чтобы школьник с развитой предпринимательской культурой становился впоследствии владельцем или совладельцем какой-либо предпринимательской структуры.
Современное развитие предпринимательства значительно расширило границы предпринимательского класса, размыло эти границы, вовлекая в сферу предпринимательства миллионы людей, занятых мелким бизнесам, менеджерской, посреднической и торговой деятельностью, внутрифирменным предпринимательством, интернет-бизнесом, оперированием информационными технологиями и т.д.
Без предпринимательского мышления и предпринимательской культуры сегодня не может обойтись ни ученый, желающий воплотить свои идеи в конкретных технологических устройствах, приборах, физико-химических или биологических процессах, ни рабочий, разработавший какое-либо рационализаторское предложение, ни государственный служащий, стремящийся сделать достойную карьеру, предпринимательство сегодня считается не только средством реализации собственно предпринимательских проектов и идей, но и неотъемлемой стороной и импульсом человеческой деятельности вообще.
Соответственно выработка предпринимательской культуры должна проводиться в элементарных формах уже со школьной скамьи, и в старших классах общеобразовательной школы на уроках обществознания, т.е. в период, напрямую связанный с профориентацией и выбором жизненного пути, стать одной из ведущих, жизненно важных форм организации обучения и воспитательного процесса.
Разработанное нами содержание подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности и основам предпринимательской культуры представлено как самостоятельный (модульный) элективный курс и как раздел, изучаемый в рамках предмета обществознание.
Модуль «Предпринимательская культура» может изучаться в рамках предмета обществознание, обязательного для всех профилей и непрофильной школе. На профильном уровне в рамках социально-экономического и технологического профилей возможно изучение элективного курса «Введение в предпринимательскую деятельность».
Для реализации этого содержания в результате аналитической работы нами было выявлено сочетание форм и методов подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности и формирования предпринимательской культуры. Совокупность многообразных форм подготовки старшеклассников в условиях социально-экономического профиля включает лекцию, семинар, практические занятия, ролевые и деловые игры, экскурсии (на предприятие, налоговую инспекцию, в центр развития предпринимательства), олимпиады по предпринимательству (в сети Интернет); интерактивные формы обучения, проведение отдельных занятий предпринимателями, юристами или другими специалистами.
Для обеспечения эффективности подготовки старшеклассников и повышения их предпринимательской культуры, мы считаем необходимым применение таких методов, как решение задач, метод проектов, метод мозгового штурма, анализ конкретных экономических ситуаций, изучение учащимися основ законодательства, медиаобучение, программированное обучение и др.
Выявленная совокупность форм и методов обучения способствует качественному усвоению старшеклассниками теоретических знаний, формированию у них общеучебных и специальных умений и навыков, развитию качеств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, а также позволяет сформировать у старшеклассников предпринимательскую культуру, готовность использовать полученные знания и умения при выборе профессии и направления дальнейшего образования.
Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания.. – М. : Ин-т практич. Психологии ; Воронеж : МОЛЕК, 1996. – 384 с.
2. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательства : учеб. пособ. / Э. А. Арустамов, [и др.]. – М. : Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», МКПК, 2001. – 249 с.
3. Бусыгин, А. В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. – М.. : ИНФРА-М, 1997. – 608 с.
4. Войтоловский, Н. В. Основы экономики и управления предпринимательством : учеб. пособ. / Н. В. Войтоловский, Р. К. Горшков. – М. : Экслибрис-Пресс, 2005. – 400 с.
5. Глущенко, Е. В. Основы предпринимательства : учеб. пособ. / Е. В. Глущенко, А. И. Капцов, Ю. В. Тихонравов. – М.. : Вестник, 1996. – 336 с.
6. Горфинкель, В. Я. Предпринимательство : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар. – изд. 4. – М. : Изд-во Юнити-Дана, 2005. – 735 с.
7. Гражданский кодекс РФ. – М. : Инфра-М, 2004. – 512 с.
8. Дуранов, М.. Е. Личность обучающегося и ее развитие : учеб. пособ. / М. Е. Дуранов, В. Б. Орлов. – Челябинск : ЧГПУ, 1997. – 158 с.
9. Конференция без границ – Режим доступа : /http:// www. wse-wmeste.ru
10. Кушлин, В. П. Экономика предпринимательства : курс лекций / В. П. Кушлин, В. Д. Половинкин, А. Н. Фоломьев. – М.. : Владос, 2001. – 240 с.
11. Лапуста, М.. Г. Предпринимательство : учебник / М. Г. Лапуста [и др.]. – 3-е изд., испр. И доп. – М.. : ИНФРА – М, 2003. – 534 с.
12. Лапуста, М. Г. Предпринимательство : учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
14. Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азриэляна – 6-е изд., доп.. – М.. : Ин-т мировой экономики, 2004. – 1376 с.
15. Мандрица, В. М.. Основы предпринимательства / В. М. Мандрица, А. С. Пелих. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 512 с.
16. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов, [и др.] ; под ред. С. И. Грядова. – М. : КолосС, 2007. – 416 с.
17. Орлов, В. Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи : теория и практика : дисс. …д-ра педагогических наук. – Тюмень, 2001. – 407 с.
18. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М. : Дело, 2001.
19. Погудаева, М. Ю. Организация предпринимательской деятельности / М-во образования и науки РФ, Рос. гос. гуманитрный ун-т, ин-т эком., управ. и права. – М. : Изд-во Ипполитова, 2005. – 272 с.
20. Райзберг, Б .А. Основы экономики и предпринимательства. – М. .: Просвещение, 1995. –206 с.
21. Ронстадт, Р .С. – Режим доступа : http://eup.ru/Documents/2006-07-07/46746-4
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 1988. – 705 с.
23. Рутттингер, Р. Культура предпринимательства : пер. с нем.. – М..: Эком, 1992. – 240 с.
24. Самарцев, О. Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно- компьютерной революции. – М. : Изд-во ИПК работников ТВ и РВ, 1999.
25. Словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. – М., 2002. – 509 с.
26. Социально-экономическое управление : учеб. пособ. для вузов / под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 383 с.
27. Теория управления : социально-технологический подход : энцикл. словарь / под ред.
В. Н. Иванова, В. И. Патрушева ; Акад. наук социал. технологий и местного самоуправления. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Муниципальный мир, 2004. – 672 с.
28. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.. : Политиздат, 1987. – 590 с.
29. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : пер.с англ. / Р. Хизрич, М. Питерс. – М. : Прогресс, Прогресс-Универс, 1992.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.