У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Формирование основ предпринимательской культуры в общеобразовательной школе на уроках обществознания
Количество страниц
49
ВУЗ
МГТУ
Год сдачи
2013
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Предпринимательская культура: понятие, сущность, истоки, классификация 6
1.2 Методы и этапы формирования предпринимательской культуры 16
1.3. Восприятие предпринимательской культуры учениками старших
классов 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Анализ, особенности и оценка предпринимательской культуры школьников 26
2.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательской культуры 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ВВЕДЕНИЕ
Анализ литературы по указанной проблематике показывает, что формирование экономической культуры школьников в целостном учебно-воспитательном процессе до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования.
Вместе с тем современный этап развития нашей страны требует осуществления в учебно-воспитательном процессе тесной взаимосвязи нравственного становления личности и развития ее прагматических качеств. Обобщение материалов, представленных в отечественной и зарубежной литературе, анализ опыта показывают, что обеспечение только одной экономической грамотности молодежи недостаточно для ее адаптации в новых социально-экономических условиях. Необходимо как прагматическое, так и нравственно-ценностное развитие школьников в условиях становления рыночных отношений. Более того, необходимо осуществлять это развитие в направлении формирования уже со школьной скамьи духа предпринимательства, который так же необходим в современной экономике, как высокий дух для защитников отечества.
Очевидно, назрела необходимость осуществить серьезное исследование формирования предпринимательского мышления и рассмотреть его в целостном учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. Недостаточный объем исследований и методик, посвященных развитию предпринимательского мышления у старшеклассников открывает широкое поле для исследований и разработки методик в этой области.
В нашей работе в отличие от имеющихся в научной литературе аналогов сделана попытка системного рассмотрения методологических и научно-методических основ развития предпринимательского мышления у учащихся старших классов общеобразовательной школы. Упор в исследовании сделан не на экономическое мышление вообще и не только на получение определенной суммы экономических знаний, а на их активное использование для преобразования экономической среды, развитие духа предпринимательства, жажды деятельности в сфере бизнеса, устремленности к генерации предпринимательских идей, создание соответствующей психологической установки и атмосферы поиска, новаторства, выдвижения альтернатив во всех сферах человеческой деятельности, а не только в сфере предпринимательства в узком смысле этого термина. Не каждому из выпускников средней школы предстоит стать предпринимателем в непосредственном значении этого слова. Но каждый может быть предприимчивым и практичным и ориентированным на полезные инновации в своем деле, на своем рабочем месте, в своей организации, т.е. стать предпринимателе, даже оставаясь по своему статусу наемным работником. Устремленность к цивилизованному предпринимательству должна охватить все общество в целом, стать одним из важнейших аспектов реформы школы, построения учебно-воспитательного процесса. Только при таком подходе возможно создание в Республике Беларусь процветающей рыночной экономики. Ориентация педагогических процессов на основе этого подхода и является важнейшим отличием настоящего исследования от имеющихся в педагогической науке источников.
В отечественной психологии изучением личности предпринимателя и предпринимательской культуры занимались Абдеев Р.Ф., Андреев В.И., Бороздина Г.В., Генкин М.Б., Мокшанцев Р.И., Морозов А.В. Эти авторы уделяли особое внимание психологическим аспектам предпринимательства: особенностям личности, характера и др.
Экономическое и предпринимательское образование неотделимо от общекультурных ценностей. Постановка человека и его развития в центр культуры согласуется с культурно-исторической концепцией психического развития человека, представленной в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Лурии.
Важным в этой связи рассмотрение культуры как необходимого условия процесса изменения и совершенствования человека, становления его творческой личности (Андреева Г.М., Анисимович С.А., Ануфриев Е.А., Бакеев В.А. и др.). Мотивация человека определяется не только рефлексами, но и средой обитания. Культура, выполняя функцию формирования социально значимых мотивов, стоит у истоков деятельности индивида (мотив – потребность – интерес - деятельность), в которой и происходит развитие его творческих начал. Этим самым определяется подход в определении критерия значимости культуры для развития творческих и самодеятельных начал личности, что составляет главный ценностный ориентир в рассмотрении взаимосвязи культуры с педагогической деятельностью, с процессом формирования личности.
Цель работы: формирование основ предпринимательской культуры в общеобразовательной школе на уроках обществознания.
Объект исследования: предпринимательская культура.
Предмет изучения: формирование предпринимательской культуры старшеклассников.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, сущность, истоки предпринимательской культуры;
1) рассмотреть методы и этапы формирования предпринимательской культуры;
2) рассмотреть восприятие предпринимательской культуры школьниками;
3) проанализировать и дать оценку предпринимательской культуре старшеклассников;
4) разработать рекомендации по совершенствованию предпринимательской культуры старшеклассников в рамках уроков по обществознанию.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование предпринимательской культуры старшеклассников на уроках обществознания представляет собой одно из ключевых звеньев экономического образования, а опосредованно – и всей системы современного школьного образования в условиях реформы школы. При этом совсем необязательно, чтобы школьник с развитой предпринимательской культурой становился впоследствии владельцем или совладельцем какой-либо предпринимательской структуры.
Современное развитие предпринимательства значительно расширило границы предпринимательского класса, размыло эти границы, вовлекая в сферу предпринимательства миллионы людей, занятых мелким бизнесам, менеджерской, посреднической и торговой деятельностью, внутрифирменным предпринимательством, интернет-бизнесом, оперированием информационными технологиями и т.д.
Без предпринимательского мышления и предпринимательской культуры сегодня не может обойтись ни ученый, желающий воплотить свои идеи в конкретных технологических устройствах, приборах, физико-химических или биологических процессах, ни рабочий, разработавший какое-либо рационализаторское предложение, ни государственный служащий, стремящийся сделать достойную карьеру, предпринимательство сегодня считается не только средством реализации собственно предпринимательских проектов и идей, но и неотъемлемой стороной и импульсом человеческой деятельности вообще.
Соответственно выработка предпринимательской культуры должна проводиться в элементарных формах уже со школьной скамьи, и в старших классах общеобразовательной школы на уроках обществознания, т.е. в период, напрямую связанный с профориентацией и выбором жизненного пути, стать одной из ведущих, жизненно важных форм организации обучения и воспитательного процесса.
Разработанное нами содержание подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности и основам предпринимательской культуры представлено как самостоятельный (модульный) элективный курс и как раздел, изучаемый в рамках предмета обществознание.
Модуль «Предпринимательская культура» может изучаться в рамках предмета обществознание, обязательного для всех профилей и непрофильной школе. На профильном уровне в рамках социально-экономического и технологического профилей возможно изучение элективного курса «Введение в предпринимательскую деятельность».
Для реализации этого содержания в результате аналитической работы нами было выявлено сочетание форм и методов подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности и формирования предпринимательской культуры. Совокупность многообразных форм подготовки старшеклассников в условиях социально-экономического профиля включает лекцию, семинар, практические занятия, ролевые и деловые игры, экскурсии (на предприятие, налоговую инспекцию, в центр развития предпринимательства), олимпиады по предпринимательству (в сети Интернет); интерактивные формы обучения, проведение отдельных занятий предпринимателями, юристами или другими специалистами.
Для обеспечения эффективности подготовки старшеклассников и повышения их предпринимательской культуры, мы считаем необходимым применение таких методов, как решение задач, метод проектов, метод мозгового штурма, анализ конкретных экономических ситуаций, изучение учащимися основ законодательства, медиаобучение, программированное обучение и др.
Выявленная совокупность форм и методов обучения способствует качественному усвоению старшеклассниками теоретических знаний, формированию у них общеучебных и специальных умений и навыков, развитию качеств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, а также позволяет сформировать у старшеклассников предпринимательскую культуру, готовность использовать полученные знания и умения при выборе профессии и направления дальнейшего образования.
Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания.. – М. : Ин-т практич. Психологии ; Воронеж : МОЛЕК, 1996. – 384 с.
2. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательства : учеб. пособ. / Э. А. Арустамов, [и др.]. – М. : Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», МКПК, 2001. – 249 с.
3. Бусыгин, А. В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. – М.. : ИНФРА-М, 1997. – 608 с.
4. Войтоловский, Н. В. Основы экономики и управления предпринимательством : учеб. пособ. / Н. В. Войтоловский, Р. К. Горшков. – М. : Экслибрис-Пресс, 2005. – 400 с.
5. Глущенко, Е. В. Основы предпринимательства : учеб. пособ. / Е. В. Глущенко, А. И. Капцов, Ю. В. Тихонравов. – М.. : Вестник, 1996. – 336 с.
6. Горфинкель, В. Я. Предпринимательство : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар. – изд. 4. – М. : Изд-во Юнити-Дана, 2005. – 735 с.
7. Гражданский кодекс РФ. – М. : Инфра-М, 2004. – 512 с.
8. Дуранов, М.. Е. Личность обучающегося и ее развитие : учеб. пособ. / М. Е. Дуранов, В. Б. Орлов. – Челябинск : ЧГПУ, 1997. – 158 с.
9. Конференция без границ – Режим доступа : /http:// www. wse-wmeste.ru
10. Кушлин, В. П. Экономика предпринимательства : курс лекций / В. П. Кушлин, В. Д. Половинкин, А. Н. Фоломьев. – М.. : Владос, 2001. – 240 с.
11. Лапуста, М.. Г. Предпринимательство : учебник / М. Г. Лапуста [и др.]. – 3-е изд., испр. И доп. – М.. : ИНФРА – М, 2003. – 534 с.
12. Лапуста, М. Г. Предпринимательство : учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
14. Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азриэляна – 6-е изд., доп.. – М.. : Ин-т мировой экономики, 2004. – 1376 с.
15. Мандрица, В. М.. Основы предпринимательства / В. М. Мандрица, А. С. Пелих. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 512 с.
16. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов, [и др.] ; под ред. С. И. Грядова. – М. : КолосС, 2007. – 416 с.
17. Орлов, В. Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи : теория и практика : дисс. …д-ра педагогических наук. – Тюмень, 2001. – 407 с.
18. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М. : Дело, 2001.
19. Погудаева, М. Ю. Организация предпринимательской деятельности / М-во образования и науки РФ, Рос. гос. гуманитрный ун-т, ин-т эком., управ. и права. – М. : Изд-во Ипполитова, 2005. – 272 с.
20. Райзберг, Б .А. Основы экономики и предпринимательства. – М. .: Просвещение, 1995. –206 с.
21. Ронстадт, Р .С. – Режим доступа : http://eup.ru/Documents/2006-07-07/46746-4
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 1988. – 705 с.
23. Рутттингер, Р. Культура предпринимательства : пер. с нем.. – М..: Эком, 1992. – 240 с.
24. Самарцев, О. Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно- компьютерной революции. – М. : Изд-во ИПК работников ТВ и РВ, 1999.
25. Словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. – М., 2002. – 509 с.
26. Социально-экономическое управление : учеб. пособ. для вузов / под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 383 с.
27. Теория управления : социально-технологический подход : энцикл. словарь / под ред.
В. Н. Иванова, В. И. Патрушева ; Акад. наук социал. технологий и местного самоуправления. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Муниципальный мир, 2004. – 672 с.
28. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.. : Политиздат, 1987. – 590 с.
29. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : пер.с англ. / Р. Хизрич, М. Питерс. – М. : Прогресс, Прогресс-Универс, 1992.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.