У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Сакральная топография Древнего Египта
Количество страниц 65
ВУЗ МГТУ
Год сдачи 2015
Содержание Содержание
Введение 3
Глава 1. Сакральная геометрия и сакральные формы 7
1.1.Сакральная геометрия и архитектура, таинства геометрических форм 7
1.2. Географическое положение Древнего Египта 13
1.3. Рельефы и искусство древнего Египта 19
Глава 2. Топография Древнего Египта и сакральные формы 25
2.1. Архитектурные формы Древнего Египта 25
2.2. Передача объективного пространства на плоскости 34
2.3. Туринский папирус – топографическая карта Древнего Египта 44
Глава 3. Связь геодезии с сакральной геометрией 46
3.1. Пирамидостроение и отображение их на картах 46
3.2. Программа космологической архитектуры и топографии Древнего Египта 53
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 65






Введение
«Кеми» (так египтяне называли свою страну) по праву считается жемчужиной древних цивилизаций. Многие учёные считают, что древнеегипетская цивилизация достигал огромных успехов в искусстве и науке.
Древнеегипетская цивилизация сложилась по берегам благодатного Нила – между его верховьями в Северном Судане и устьем, выпадающим в Средиземное море. Жители Древнего Египта занимались преимущественно земледелием, поэтому жили почти только по берегам Нила. Если бы мы могли посмотреть на них из космоса, то берега этой реки напомнили бы нам узкую длинную зелёную змею посредине песка и камня. Исходя из природных условий, учёные обычно делят Египет на 2 части – Южный (или Верхний) Египет и Северный (или Нижний) Египет. Древний Египет представляется нам страной хитроумных строителей и мудрых жрецов, жестоких фараонов и покорных рабов, но прежде всего это была стран учёных.
Термин «сакральное» этимологически восходит к латинскому sacer, и в своей многозначности переводится как «священное», «посвященное богам». Будучи важной мировоззренческой категорией, выделяющей особые области бытия, связанные с миром религиозных ценностей, сакральное является неотъемлемой частью различных религиозных конфессий и имеет самое разнообразное выражение в культурах. В культурной картине мира именно сакральное выступает единым структурообразующим началом: в соответствии с представлениями о сакральном фрагменты картины мира выстраиваются в единую систему, структурируются в порядке их ценностной значимости, оказывая несомненное влияние на формирование индивидуального и общественного сознания.
Уже в древнеегипетской культуре к восприятию сакрального как онтологической и сотериологической ценности, конституирующей профанный (человеческий) мир, добавляется понимание сакрального как нравственного идеала, высшей духовной Истины, образца для подражания (закон Маат).
От Древнего царства дошло большое число гробничных изображений. В это время окончательно складываются тематика, схемы расположения сцен, основные композиции. Происхождение главных сюжетов связано с культовыми потребностями. С V династии, когда в связи с повышением политического значения знати некоторые обряды из царского культа переходят в частный, усложняется планировка гробниц и прежний круг сюжетов развивается в многофигурные композиции, основная идея которых — обессмертить то, что представляло ценность для вечной жизни. Однако появляются и детали, как будто не имеющие прямой связи с этой исконной тематикой: например, в сцене приношения даров под списком жертв — наказание земледельцев, не внесших причитавшихся с них продуктов для заупокойного культа, и др .
Рельеф был тесно связан с архитектурой гробниц и храмов. Изобразительный декор подчеркивал назначение помещения. Даже стереотипные на первый взгляд сцены жертвоприношений существенно варьируются в зависимости от богов, получающих жертву, их культовых имен и рода жертв. Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри контура. Основные правила для плоских изображений и росписей формируются, как и для скульптуры, в период Раннего царства.
Передача трехмерного пространства в двухмерном изображении не просто техническая задача — её решение зависит от определенного отношения к действительности. Египтяне передавали действительность такой, какой знали, а не такой, какой она кажется,— отсюда и все существенные особенности. Большие сцены передаются при помощи суммирования отдельных частностей, чтобы дать наиболее полное представление об изображаемом сюжете.
Тема дипломной работы: «Сакральная топография Древнего Египта».
Объект дипломной работы: Древний Египет.
Предмет дипломной работы: сакральные формы в Древнем Египте и их отражение на воссоздании территории.
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности создания архитектуры как сакральных геометрических форм, измерений расстояний, специфик создания карт Древнего Египта в свете сакральной топографии.
Исходя из цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
• Показаны таинства сакральных геометрических форм, рельефы и искусство Древнего Египта,
• Рассмотрены архитектурные формы Древнего Египта,
• Проанализирована передача объективного пространства на плоскости при создании карт египетскими топографами,
• Описано пирамидостроение и отображение его на картах, как основных форм сакральной геометрии Древнего Египта,
• Показана программа космологической архитектуры в топографии.
Проблемой сакрального занимались многие мыслители — Р. Отто и Р. Барт, Р. Кайуа и М. Элиаде, С. Л. Франк и В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков и Е. Н. Трубецкой, А. Ф. Лосев и В. В. Винокуров.
Вопросами Древнего Египта, его сакральным миром, занимались многие ученые. Например, Хорхе Анхель Ливрага , открывает перед нами «другую» историю Древнего Египта, которая отличается от общепринятых представлений об истории этого государства, он показывает Египет как гораздо более древнюю цивилизацию, чем это принято считать. Для древних египтян Фивы — это Город Живых и Город Мертвых, объединенные в метафизическом единстве. Фивы — зеркало неба на земле, Фивы — место, где человек живет в гармонии со всей Вселенной и готовится к жизни в мире ином. И именно этот опыт, обретенный древними египтянами, приглашает осознать профессор Ливрага.
Э.А. Уоллес Бадж описывает воззрения древних египтян на воскресение и жизнь после смерти, почерпнутые из оригинальных источников, главным из которых является большое собрание религиозных текстов, известное под общим названием «Книга мертвых». В «Египетской магии» продолжается изучение традиций древних египтян, рассказывается об их вере в магию — в силу магических имен и заклинаний, изображений, амулетов и церемоний и связи с сакральным. Опираясь на археологические исследования гробниц от Древнего царства до христианского периода, автор дает великолепное описание амулетов , символических изображений и скульптур, стел и украшений, сопровождавших египтянина.
Рак И. В. системно пересказывает свод древнеегипетских мифов и легенд. Текст богато иллюстрирован, снабжен развернутым предисловием, научно-популярными комментариями и приложениями, где приводятся различные древнеегипетские текстах в переводах М. Матье, М. Коростовцева, О. Павловой, А. Ахматовой. По ходу изложения дается обзор гипотез и теорий, принятых в современной египтологии; автор предлагает также собственные толкования мифов.
Список литературы Заключение
Приоритеты сакрального были основой появления репрессивных начал в культуре: в Древнем Египте основой художественного творчества служил религиозный канон; мифологизация личности Божественного царя находила отражение в художественном языке времени: в Древнем Египте тема рождения и смерти пронизывает религиозное искусство; мифологическая ориентированность сознания человека воспроизводилась в художественных «штампах» произведений искусства, и эта «штампованность» несла на себе ярко выраженную идеологическую суггестию: колоссы фараонов в Древнем Египте были символами царской силы, мудрости и мощи; портреты и статуи вождей изображали их в качестве феноменов российской политики и культуры, а также объектов поклонения.
Специфика сакрального проступает в единстве содержания и его социальных функций: сакральное в качестве социальной детерминанты помогало становлению и развитию общественного сознания в древнем обществе, удерживая в памяти людей наиболее значимые события общественной жизни — религиозные праздники, военные победы, коронацию нового владыки, юбилей божественного Царя и многое другое; сакральное в качестве социальной детерминанты не только развивает общественное сознание, но и придает людям уверенность в правоте идеологий, власти и политической мощи лидера (символизация царей как детей Богов в древнеегипетской культуре); сакральное как язык общения людей с Богом мифологично и символично, и через символическую многозначность человек говорит с окружающим миром, познает и преобразует его, расширяя пространство своего проживания (в древнеегипетской культуре символика сакральных образов помогала человеку готовиться к переходу в вечность после смерти физической).
Похожим образом сакральное воздействовало на строительство, геодезию и топографию Древнего Египта. Важнейшей особенностью геодезии Древнего Египта является то, что она проявляется в виде архитектурных объектов. Так, большой геодезический полуквадрат обнаруживает себя в положении Великой пирамиды и сакрального центра города Ахетатона – столицы мятежного фараона Эхнатона.
Все эти особенности в совокупности являются следствием одной причины: необъяснимо высокой научной и инженерной квалификации творцов этих объектов. Разного рода мистические знания непродуктивны и инженерного выражения иметь не могут. В такой парадоксальной ситуации возможен только один приемлемый выход – источник высокой квалификации лежит за пределами человеческой культуры.
Значительно богаче геодезия «среднего» полуквадрата, с которым связаны не только пирамиды Саккары и Ростау, но и «города» Мемфис, Летополь, что в совокупности составляет главный сакральный центр Древнего Египта. В этом большом объекте эффективно использовать минутную геодезическую сетку. Уже в ней заметно использование магических чисел 9, 18, 52, 54, 72. Рассчитывая в обратной геодезической задаче отношения между парами точек, можно получить ошеломляющий результат: двукратное использование высоты Великой пирамиды (в М 1:100 и М 1:10) в отношениях между объектами. Множественно используются метры, километры, магические числа. Несомненно, что главный сакральный центр Древнего Египта есть объект космологической архитектуры, можно добавить, и объект космологической геодезии. Полученные результаты измерений и расчетов носят рекогносцировочный характер, а потому делать конкретные выводы преждевременно. Их следует возводить на адекватной топографии.
Несколько лучше дело обстоит с малым геодезическим полуквадратом Древнего Египта, восстановленным по широте Великой пирамиды. Его параметры вычисляются с точностью до сотых долей секунд и до долей миллиметра. Полуквадрат имеет чисто геодезическую и теоретическую природу. Построив в нем регулярную геодезическую сетку с шагом в 5», можно обнаружить, что она очень точно согласована с регулярной геометрической сеткой, сторона ячейки которой определяется размером квадрата основания Великой пирамиды. Как мы должны помнить, размер последней подчиняется календарной идеологии проекта. Здесь мы встречаем беспрецедентный случай согласования пространства и времени в очень сложном объекте. Интерпретация материала весьма затруднена, поскольку современная нам наука задач такого рода не решает.







Список литературы
1. Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации: Пер. с нем. – М.: Присцельс, 1999. – 368 с.
2. Большаков А. О. Человек и его двойник. – СПб.: Алетейа, 2001. – 288 с.
3. Белова Г. А., Шеркова Т. А. Русские в стране пирамид. Путешественники, ученые, коллекционеры / Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2003.
4. Бадж Э. А. Египет во времена Рамсеса Великого. — М.: Издательство «Новый Акрополь», 2010.
5. Бадж Э. А. У. Египетская религия, египетская магия / Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2004.
6. Бадж Э. А. У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц / Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2001.
7. Бадж Э. А. У. Египетская Книга мертвых. Папирус Ани Британского музея / Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2003.
8. Бадж Э. А. Египетские сказки, повести и легенды / Пер. с англ. — М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009.
9. Виноградов А. К. Древнеегипетский фразеологизм «Девять луков» // Мероэ. – М., 1985. – Вып. 3. – С. 78-97.
10. Всемирная история в 10 т. Т.1./ под ред. Ю.П. Францева; редакторы И. Лурое, М. Полтавский - М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. – 748с.
11. Гофман О. Р. "Путешествие к древним мудрецам: магия майя. СПб.: ИК «Невский проспект», 2004 г.
12. Демидчик А. Е. Несколько замечаний о «родстве» египтян с божеством // Мероэ. – М., 1999. – Вып. 5. – С. 107-126.
13. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. от древнейших времен по XVI век./ Н.А. Дмитриева. – 4-е изд., стреотип. – М.: Искусство, 1985. – 319 с.
14. Джохари Х. Инструменты для Тантры: энергетические центры трансформации / Пер. с англ. К. Семенов. — М.: ИД «Гелиос», 2001. — 264 с.
15. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
16. Египетский музей: Каирский музей. Том 4: Альбом с репродукциями./ автор текста Э. Кармышева – М.: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011. – 96 с. – (Великие музеи мира)
17. Зубов А. Б., Павлова О. И. Религиозные аспекты культуры Древнего Востока: образ царя // Религии Древнего Востока. – М.: Восточная литература, 1995. – C. 34-84.
18. Зубов А. Б. Мин-Амон – «Телец Своей Матери» // Древний Египет: язык – культура – сознание. – М.: Присцельс, 1999. – С. 150-161.
19. Зубов А. Б. Человек – образ и подобие Божие в религиозных воззрениях египтян // Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. – М.: Институт Востоковедения РАН, 2001. – С. 52-79.
20. Зубов А. Б., Зубова (Павлова) О. И. Природа власти царей древнего Египта (К проблеме «восточного деспотизма») // Государство на древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред. Э. А. Грантовский, Т. В. Степугина. – М.: Восточная литература, 2004. – С. 204-225.
21. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1996.
22. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 2001.
23. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М. : ОГИ, 2003. C. 212.
24. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта. — М.: Фаир-пресс, 2002.
25. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян: Пер. с нем. – СПб.: Журнал «Нева», 2005. – 496 с.
26. Крол А. Египет первых фараонов. – М.: Рудомино, 1999. – 224 с.
27. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 1976. – 336 c.
28. Культура Древнего Египта / В.В. Струве, И.С. Кацнельсон, Т.Н. Савельева и др. Отв. ред. И.С. Кацнельсон. М., 2006.
29. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
30. Ладынин И. А. Сакрализация царской власти в древнем Египте в конце IV – начале II тыс. до н. э. // Сакрализация власти в истории цивилизаций / РАН. Центр цивилизационных и региональных исследований. – М., 2005. – (Цивилизационное измерение; Т. 12). – Ч. 1. / Отв. ред. Д. М. Бондаренко. – С. 63-94.
31. Лурье И. М. Очерки древнеегипетского права. Ленинград: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960. – 355 с.
32. Ливрага Х. А. Фивы / Пер. с исп. — М.: Новый Акрополь, 2006.
33. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.
34. Морэ А. Во времена фараонов — М.: Алетейа, 2001.
35. Морэ А. Цари и боги Египта — М.: Алетейа, 2002.
36. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 2009.
37. Неаполитанский С.М., Матвеев С. А. Сакральная геометрия. — СПб.: Издательство института метафизики, 2004. — 632 с, илл.
38. Немировский А. А. Только человек, но не просто человек: сакрализация царя в древней Месопотамии // Сакрализация власти в истории цивилизаций / РАН. Центр цивилизационных и региональных исследований. М., 2005. – (Цивилизационное измерение; Т. 12). – Ч. 1. / Отв. ред. Д. М. Бондаренко. – С. 95-145.
39. Павлова О. И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V-XVII династии). – М.: Наука, 1984. – 175 с.
40. Павлова О. И. Жертвенный ритуал в текстах пирамиды Унаса // Древний Египет: язык – культура – сознание. – М.: Присцельс, 1999. – С. 184-210.
41. Поликарпов В.С. История искусства: Конспект лекций. Ростов-на-Дону -Таганрог, 2011
42. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта, СПб., 2000.
43. Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Исида и Осирис. — М.: Эксмо, 2006.
44. Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2001.
45. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
46. Уоллес Бадж Э. А., Египетская религия. Египетская магия. М., 2003
47. Уоллес Бадж Э. А., Легенды о египетских богах. М., 1997
48. Учебный курс по культурологии /Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1996.
49. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, 2007.
50. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 2004.
51. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005.
52. Шрамкова Г.И. Художественное наследие Древнего мира: В помощь школе. - М.: Изобразительное искусство, 1993. - 64с.
53. Эмери У. Б. Архаический Египет: Пер. с англ. – СПб.: Летний Сад, 2001. – 384 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.