У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Роман У. Голдинга Повелитель мух
Количество страниц 63
ВУЗ Волгоградский Государственный Педагогический Университет
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 3294.doc 
Содержание Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты создания речевой картины в художественном произведении 6
Выводы 16
Глава II. Основные формы речи в романе У.Голдинга “Повелитель мух” и их семантика 18
1. Роман У.Голдинга в контексте экзистенциализма 18
2. Речевая картина в романе : 31
а) авторская речь ; 31
б) несобственно-прямая речь как контаминация авторского и персонажного планов ; 43
в) диалогическая речь . 51
Выводы 58
Заключение 59
Литература 63


ВВЕДЕНИЕ

Исследование языка произведения и его речевой картины – одна из наиболее сложных и трудоемких задач в науке о языке. Художественное произведение многогранно. Язык в этом случае выступает как форма словесного искусства, как “целостное словесно-художественное единство”, “особый тип эстетической, стилевой, словесной структуры” [I, 7, с.227], и его изучение тесно связано не только с лингвистикой, но и с литературоведением и эстетикой. Так что исследователю приходится иметь дело с категориями и понятиями по крайней мере трех наук (не говоря уже о психологии творчества и психологии восприятия), состояние теории которых не дает пока еще надежной научной базы для такого исследования. До сих пор предмет, границы, терминология этих наук крайне неопределенны и расплывчаты. Опыт научного осмысления искусства вообще и словесного искусства в частности, показывает, как нелегко ответить на вопрос, что есть художественное произведение.
На теоретическом уровне проблемы монолога, диалога и авторской речи в художественном произведении приобрели актуальность и начали разрабатываться глубоко и всесторонне сравнительно недавно – только во второй половине ХХ века. Начало исследования лингвистических проблем речевой картины произведения было положено трудами Бахтина М.М., которые вошли в широкий научный обиход только в 70-е годы ХХ века. Однако реализации его идей в современной лингвистике уделяется еще недостаточное внимание.
Этих проблем касались многие русские и английские исследователи. В ходке нашей работы мы столкнулись с исследованиями З.И.Хованской, М.М.Бахтина, В.В.Одинцова, М. П. Брандес, Л.Я. Гинзбург, Л. Борового и т.д., а также таких иностранных ученых, как Р.Барт, Ю.Кристева, Р. Брэдфорд.
Однако, несмотря на большое количество исследований, конкретное использование достижений современной лингвистики художественного текста носит пока малосистемный характер. В результате, как писал В.В.Виноградов: “Изучение языка художественного произведения и определение способов его лингвистического анализа это проблемы, которым у нас посвящено очень много статей и исследований, но которые еще очень далеки не только от научного решения, но даже и от более или менее удовлетворительного объяснения.” [I, 7, с.169] Так, например, при проведении нашего исследования нам не удалось найти ни одной работы, анализирующей текст романа У.Голдинга “Повелитель мух” с лингвистических позиций, ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
В настоящей работе разрабатываются вопросы, связанные как с анализом художественной речи, так и с интерпретацией литературного произведения. Все затронутые в работе проблемы решаются на базе основного теоретического принципа – признания неразрывного единства структуры и функции изучаемого явления.
Целью данного исследования является лингвостилистический анализ отдельного произведения в его внутренней целостности и завершенности, постижение его идейно-художественной структуры на материале романа У. Голдинга “Повелитель мух”, входящего в контекст (систему) литературно-философского направления – экзистенциализма.
Конкретизируя поставленную цель, можно выделить следующие задачи изучения вышеуказанного художественного произведения :
1) выявить категорию “образ автора” в речевом целом произведения;
2) определить особенности его повествовательного стиля;
3) систематизировать формы авторской речи и специфику их взаимодействия с речевыми потоками персонажей; определить приемы построения и развития диалогической речи, структуру реплик персонажей, способы переключения стиля повествования в диалоги персонажей, соотнесение авторской речи с речью персонажей.
Объектом исследования является непосредственно художественно-прозаическое произведение Голдинга “Повелитель мух”, созданное под влиянием философского течения экзистенциализма в русле реалистической традиции и использующее древнюю, но обновленную, в том числе и Голдингом, форму притчи.
Предмет исследования может быть обозначен как определение специфики речевой деятельности во внутренней структуре избранного объекта.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемый в настоящей работе комплексный лингвостилистический подход к рассмотрению антропоцент¬рической структуры художественного текста позволил получить новые данные о языковом выражении и эстети¬ческих функциях основных категорий литературного тек¬ста: автора и персонажа. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Автор литературного произведения, как мы видели, выступает в качестве субъекта художественного отражения. Его речетворческая и эстетическая активность проявляются в словес¬ной ткани художественного произведения, особых типах связи отдельных языковых элементов в макроструктуре художественного текста. Персонаж литературного про-изведения является объектом художественного позна¬ния, что предполагает конвенциональность его речевой системы. Таким образом, образ автора является первич¬ной, или абсолютной, текстообразующей категорией ху-дожественного текста, обусловливающей сюжетно-композиционное развитие, выбор действующих лиц и распре¬деление ролей между ними, пространственно-времен¬ную структуру, характер экспрессивного содержания, архитектонику всех частей текстового целого. Иными словами, автор художественного произведения — это ос¬нова интеграции текста. Образы персонажей, являясь продуктом фантазии писателя, принадлежат к релятив¬ным, вторичным текстообразующим категориям.
Первостепенную роль в экспликации образа автора играет авторская, или повествовательная перспектива, понимаемая как избранный автором способ подачи ху¬дожественной информации системой соответствующих содержанию лингвостилистических средств. Обязатель-ным формальным компонентом повествовательной перс¬пективы, ее субъектным актуализатором является повествователь, или рассказчик — текстовая категория, составляющая существенную часть образа автора, но не тождественная ему Опосредованное выражение образ автора получает также в закономерностях композиционно-сюжетного и пространственно-временного развития литературного произведенния. В объективированном повествовании автор¬ской речи принадлежит основная роль во внешнесобытийном сюжетодвижении, речевая система персонажей развивает сюжет в сторону внутриличностных мотивов. Взаимодействие автор¬ской и персонажной речевых систем обусловливает ха¬рактер “сюжетного напряжения” литературного произведения. Авторская речь обеспечивает единство и внутреннюю логику всего композиционного целого. В романе “Повелитель мух” авторская речь занимает дополнительное по сравнению с диалогическою формой речи место и представляет собою, по сути, развернутую ремарку, выполняющую описательную, репрезентативную, сюжеторазвивающую функции.
За кажущимся бесстрастием и объективностью авторской речи скрываются чувства – симпатии и антипатии писателя. Приближение ко внутреннему миру одних героев, выраженное в виде форм несобственно-прямой речи, соседствует с дистанцированием от других, что косвенно характеризует создателя произведения к тем или иным персонажам. Формы несобственно-прямой речи, а также субъективация авторского речевого плана, проявляющаяся как почти полное слияние голосов автора и героя, относятся к наиболее ярким средствам импликации авторских взглядов при отсутствии эксплицитно выраженных оценок.
Роман Голдинга “Повелитель мух” насыщен диалогической речью. Диалоги здесь разнообразны по семантике и занимают много места. Можно говорить о базовом положении диалога в романе, тогда как все другие формы речи носят подчиненный или дополнительный характер. Однако “базовость” диалогической речи выражена здесь не в ее количественном преобладании над другими формами речи, а скорее в стилистической значимости. Будучи формой общения людей, а следовательно, “зеркалом”, отражающим возникающие между ними взаимоотношения, диалог в художественном произведении, как и диалог в жизни, наиболее ярко и достоверно демонстрирует зарождение, развитие, расцвет и, наконец, разрешение конфликтов, которые так или иначе имеют место при несовпадении жизнеощущения разных людей.
“Повелитель мух” – роман-притча, интереснейшим образом задуманный и интереснейшим образом воплощенный. Несмотря на свой сказочный, аллегорический характер, написан он по всем канонам школы реализма. Главным образом, можно говорить о создании автором совершенно реалистичного рисунка событий, которые на самом деле никогда не могли бы случиться. Ситуация, в которую попадают английские мальчики – своего рода вызов всему человечеству, и Голдинг делает смелое предположение о том, что могло бы – чисто умозрительно – из этого выйти. Несмотря на заведомую невозможность происходящего на острове, Голдинг соблюдает все правила игры, учитывает все тонкости и особенности выработанного им сюжета, и создает настолько правдоподобную, реалистичную картину, что читатель безоговорочно верит, что так бывает, что такое может случиться с любым. И начинает задумываться, что и нужно писателю.
“Слой цивилизации очень тонок”, – как будто говорит всем своим произведением Голдинг. Посмотрите, как легко, как удивительно скоро превращаются благовоспитанные английские мальчики из благополучных образованных семей в банду воинственных дикарей. Они оживляют все первобытные обряды: боевая раскраска, охота, жертвоприношения, ритуальные танцы. На последних страницах произведения Голдинг обозначает ребят из племени Джека не иначе, как словом “savage”. Они и в самом деле совершенно одичали, опьяненные безнаказанностью. В жертву зверю была принесена человеческая жизнь (а началось все со свиной головы) – в приступе безумия дикари растерзали Саймона. Но это – не последняя жертва на острове. Чем занимается племя в своем убежище? Сегодня они собираются бить одного из “своих” – Уилфреда. За что? Никто не знает. Диктат и самодурство Джека растут в геометрической прогрессии, и, что самое ужасное, племя всецело на его стороне: “Roger received this news as illumination. He ceased to work at his tooth and sat still, assimilating the possibilities of irresponsible authority”.
Ральф часто повторяет: “Are we savages or what?”, “Supposing we go, looking like we used to, washed and hair brushed – after all we aren’t savages really and being rescued isn’t a game.” [II, 1, c. 254] Словно цепляясь за соломинку, Хрюша, Ральф, Сэм и Эрик пытаются образумить дикарей, вернуться к прежнему упорядоченному укладу жизни. В данном контексте их желание умыться, причесаться, т.е. хотя бы выглядеть цивилизованно – форма протеста против одичания и – призыв одуматься.
Это призыв Голдинга всему человечеству – одуматься.
В заключение отметим, что изучение закономерностей лингвостилистического выражения категорий автор – персонаж принадлежит к кардинальным проблемам стилистики художественного текста. Эти категории в наи¬большей степени отражают общие особенности литера¬турного текста как высшей формы речетворческой дея¬тельности человека.
Мы предлагаем продолжить начатое исследование форм речи и способы выражения авторских интенций в произведениях экзистенциализма на примере одного из произведений другого представителя этого литературного направления – А.Мердок.



I.
1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Вопросы литературы. 1978. № 12., с. 376.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.– М.: Художественная литература, 1975.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е.– М.: Советская Россия, 1979.
4. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 5. Т. 7.
5. Боровой Л. диалог или размена чувств и мыслей.– М., 1969.
6. Брандес М.П.// Стилистический анализ. – М.: Высшая школа, 1971.
7. Виноградов В.В. О языке художественной прозы.– М.: Наука, 1980.
8. Виноградов В.В. Проблемы образа автора в художественной литературе.– М., 1959.
9. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963.
10. Гуковский Г.А . Реализм Гоголя.– М., 1959.
11. Достоевский Ф.М. Грибоедов и вопрос об искусстве. // Ф.М. Достоевский об искусстве - М., 1973.
12. Одинцов В.В. Стилистика текста.– М.: Наука, 1980.
13. Фадеев А.А. Труд писателя // Литературная газета.– 1951. 22 февраля. № 22. С. 3.

II.

1. Golding W. Lord of the Flies. – Moscow, 1982.
2. Байлс Дж. Беседы у Голдинга // Иностранная литература. 1973. № 10. с. 207-214.
3. Bradford R. Stylistics. – London & N. Y. , 1999.
4. Searle J. R. The logical status of fictional discourse. – Minneapolis , 1979.
5. Флобер Г. Письмо к Амелии Боске от 20 августа 1866г. // Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5.– М., 1956.
6. Флобер Г. Письмо к Мопассану от 15 авг. 1878 г. – Собр. соч. Т.5.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
0
Скачать бесплатно 3294.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.