В г. Красноярске основной объем перевозок пассажиров осуществляется автобусом, троллейбусом и трамваем.
Определенный объем городских перевозок выполняется железной
дорогой. Однако железнодорожные городские перевозки в настоящее время не являются определяющими для городской транспортной системы в целом и по
этой причине и в дипломном проекте не рассматриваются.
Трамвай. Преимущества:
большая провозная способность, которая обуславливается не только вместимостью транспортных средств, но и возможностью эксплуатации сочлененных вагонов;
не загрязняет окружающую среду выхлопными газами.
Недостатки:
нулевая маневренность транспортных средств, вследствие чего предъявляются повышенные требования к надежности подвижного состава;
большие затраты на путевые сооружения;
высокая себестоимость перевозок;
низкая скорость сообщения;
высокий уровень шума.
Области применения. По экономическим соображениям трамвайные линии прокладывают на направлениях с пассажиропотоком не менее 3.5-4.5 тыс. человек в час. Максимальный пассажиропоток для трамвая – 12 тыс. пасс. в час.
Трамвайные пути и контактная сеть портят вид города. По этой причине трамвай выносят из городских центров на окраины, а в ряде городов мира прекратили использовать.
Большие перспективы имеет скоростной трамвай, который отличается от обычного почти полным отделением от остального городского движения. В перегруженных центрах городов линии скоростного трамвая прокладывают под землей, а в остальных местах - на эстакадах или на огражденном обособленном полотне с пересечениями преимущественно в разных уровнях. Скоростной трамвай перспективен в городах с населением более 250 тыс. чел. На направлениях с пассажиропотоками до 25 тыс. человек в час. Он целесообразен для связи городских центров с местами массового тяготения населения.
Троллейбус. Преимущества:
не загрязняет окружающую среду выхлопными газами;
высокие динамические характеристики и удельные весовые показатели;
больший (по крайней мере по сравнению с отечественными автобусами) срок службы транспортных средств;
более высокая вместимость транспортных средств по сравнению с автобусами;
Недостатки:
контактная сеть загромождает улицы города;
низкая маневренность;
значительные капитальные вложения в маршрутную сеть (тяговые подстанции и контактную сеть);
низкая скорость движения в критических местах городской транспортной сети (на перекрестках и пересечениях), что оказывает значительное отрицательное влияние на остальной транспортный поток;
недостаточно высокая надежность транспортного обслуживания, связанная с возможностью выхода из строя контактной сети и длительным временем ее восстановления.
Области применения. Применяется в городах с населением более 250 тыс. жителей как основной или вспомогательный вид транспорта. Прокладка линий троллейбуса целесообразна при пассажиропотоках не ниже 2-2.5 тыс. человек в час.
Автобус. Преимущества:
автономность и высокая маневренность;
небольшие затраты на обустройство транспортной сети.
Недостатки:
загрязнение окружающей среды выхлопными газами;
сравнительно небольшая провозная способность;
высокий уровень шума.
Области применения. В небольших населенных пунктах используется как основной (и единственный) вид общественного транспорта. В крупных городах - на развозящих и подвозящих маршрутах (которые замыкаются на мощные пассажирообразующие и пассажиропоглощающие остановочные пункты других видов транспорта). Однако системы общественного транспорта крупных городов многих развитых странах (США, Англия, Франция и др.) создаются исключительно на базе автобуса в связи с его значительными преимуществами.
Автобусы большой вместимости позволяют обслуживать направления с пассажиропотоками до 16 тыс. чел. в час.