У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Братья Карамазовы. Тема детей Ф.М.Достоевского как способ выражения и обоснования христианской позиции
Количество страниц
73
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
21246.doc
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Символический реализм Достоевского в 40-50 годы 10
§ 1.1. Понятие реализма к 40-м годам XIX столетия в творчестве Ф. М. Достоевского 10
§ 1.2. Великое пятикнижие 18
§ 1.3. Символическое свойство эпилогов пяти великих романов Достоевского 22
Глава 2. Философский аспект детства 26
§ 2.1. Чистота и безгрешность детской души 27
§ 2.2. Актуализация христианской проблематики 31
§ 2.3. Концепция человека и образа Христа 36
Глава 3. Братья Карамазовы. Тема детей как способ выражения и обоснования христианской позиции 39
§ 3.1. Христианская заповедь страдания 40
§ 3.2.Герой нравственно-этического плана 47
§ 3.3. Религия и атеизм - способ выражения и обоснования христианской позиции 57
Заключение 64
Список литературы 70
Введение
Изучение творчества Ф. М. Достоевского имеет свою историю в литературоведении.
Исследователями создано большое количество глубоких, оригинальных работ. Заметим при этом, что интерес к писателю не только не ослабевает, но с годами уве¬личивается. Свидетельство тому все новые и новые монографии и статьи, посвященные различным пробле¬мам и аспектам творчества Достоевского. Весьма инте¬ресными и научно перспективными являются сборники, сопровождающие издание полного собрания сочинений и писем писателя. В них публикуются работы не только российских, но и зарубежных литературоведов.
Тематика и проблематика сборников дает представле¬ние о теоретическом уровне ведущихся в настоящее время исследований о главных проблемах и направле¬ниях. Наследие писателя осмысливается очень широко.
Актуальность дипломной работы заключена в том, что историко-типологический и системный анализ творчества Достоевского соответствует общим тенденциям всего российского литературоведения. В этой общей проблеме мы выделяем один аспект - типологию обра¬зов детей героев, которые интерпретируется как важнейшая часть художественной системы писателя.
Даже беглый обзор монографической научной литературы о последней части «великого пятикнижия» дает представление об огромной широте осмысления и привлекаемого к этому осмыслению историко-культурного контекста.
Российскими критиками и исследователями творчества Ф. М. До-стоевского давно было отмечено такое свойство его поэтики, «как повторяемость и варьирование отдельных образов-характеров».
Классификация типов в произведениях Ф. М. Достоевского, первоначально намечена еще в XIX в. Н. А. Добролюбовым, А. А. Григорьевым, Н. Н. Страховым. В российском литературоведении она разрабатывалась в трудах В. Ф. Переверзева, Л. П. Гроссмана, В. Я. Кирпотина и др.
Пристальное внимание и незатухающий интерес к этой проблеме свидетельствует о ее важности и труд¬ности.
В настоящее время никакого согласованного ее решения не имеется и она остается по сути открытой. Даже сама классификация типов оказывается чрезвы¬чайно неустойчивой. Н. А. Добролюбов, например, вы¬деляет «кроткий» и «ожесточенный» типы. А. А. Гри¬горьев в соответствии со своей общей идейно-эстетиче¬ской концепцией рассматривает «тип страстный» и «тип смирный».
В. Ф. Переверзев главным типом Достоевского считал «двойника». Л. П. Гроссман пред¬лагает целую галерею типов: «мыслителей», «мечтате-лей», «поруганных девушек», «двойников», «подполь¬ных» и др."
Среди приведенных образов-типов детей есть такие, которые определяют главные особенности идейно-ху¬дожественного мира Достоевского и являются доми¬нантными, и есть второстепенные, выстраивающиеся в определенную иерархическую систему, зависимые от главных.
Поэтому возникает задача выделения из множества повторяющихся типов таких, которые обла¬дают наибольшей степенью обобщенности, своеобразной «сверхтипичностью».
При выделении образов-типов и системном их изучении следует прежде всего избегать некорректной классификации. Неправомерно, например, выделять в самостоятельные типологические рубрики образы «мыслителя» и «подпольного», как это делает Л. П. Гроссман. Ведь «подпольный» является в высшей степени «мыслителем».
Различна степень обобщения в образах «мечтателей» и «поруганных девушек». Что касается «двойничества», то это в большей мере «структура», нежели тип.
Некоторыми универсальными свойствами обладают у Достоевского образы «мечтателя» и «подпольного», которые типологически соотносятся с многочисленными персонажами русской литературы XIX века.
Рассмат¬ривая в предлагаемой работе достаточно строго очер¬ченные типы, прослеживая их конкретные модификации и трансформации на протяжении всего творческого пути писателя, мы не утрачиваем представления о живом, непосредственном акте творения.
«Общей покрывающей точкой» системы централь¬ных образов в произведениях Ф. М. Достоевского яв¬ляются типы «мечтателя» и «подпольного» в их внутренней диалектической связи.
«Единая устремленность всего целого» обнаруживается в свете авторской установки воссоздать «универсальную» личность.
В черновиках к роману «Идиот» мы встречаемся с дальнейшей разработкой этого типа. В процессе созда¬ния романа «гордый человек» трансформировался в смиренного и кроткого, «положительно прекрасного» человека Мышкина. Достоевский, идейно и эстетически дискредитируя буржуазный тип «сверхче¬ловека», утверждал необходимость и возможность морального совершенствования личности.
Достоевский был убежден, что история человечества, так же как и бытие отдельного человека, устремлены к этой цели - к достиже¬нию высшей гармонии и подлинного братства, которые могут быть вы-работаны и выстраданы не иначе, нежели через развитие личности, братски дарованной всем. «Были бы братья, а братство будет»,- го¬ворил писатель.
Поиск «в человеке человека» и «восстановление погибшего челове-ка» обусловливают гуманистический пафос творчества Достоевского.
Обозначенные философско-этические основы и задачи творчества тесно взаимосвязаны с особенностями художественного метода Досто-евского, получившего название «фантастический реализм».
Угадать тип и вовремя его изобразить Достоевскому помогает внимание к таким особым фактам действительности, которые кажут¬ся случайными или странными, но позволяют понять и раскрыть глу¬бинные тенденции или закономерности самой этой действительности.
В письме к Н. Н. Страхову от 26 февраля (10 марта) 1869 года он при¬знавался: «У меня свой особенный взгляд на действительность; и то, что большинство называет почти фантастическим и ис¬ключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности».
Созданию исключительных ситуаций подчинено и использование Достоевским почти во всех романах детективных интриг и элементов авантюрного романа. Эти ситуации каждый раз ставят героев перед необходимостью выбора и позволяют автору раскрыть «со¬стояние души» этих героев.
Писатель, стремясь к созданию «универсальной» концепции личности, настолько расширил ее границы, ее идейно-психологическое «поле», что эту личность, точнее тип, невозможно было воплотить в отдельном образе-характере или в замкнутой системе характеров, в одном отдельном произведении.
Поэтому Достоевский создавал особые системы, в которых персонажи всту¬пали в диалогические отношения или «дублировали» друг друга. Это касается и системы романов, которые представляют по сути один большой «диалог». Ни один из романов Достоевского не завершает этого диалога «финалы его произведений всегда открыты».
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы путем анализа внутренней формы романов писателя вскрыть его глубинный концептуальный уровень отношения к детям главных героев.
Непосредственными задачами данной работы являются:
во-первых, выявление и описание темы детства и художественный мир “Карамазовых” - отдельных образов, мотивов, сюжетов, композиционных приемов и некоторых других структурных элементов произведения;
во-вторых, изучение их функций, их формально-содержательного значения. При этом мы все время исходим из утверждения, что христианский миф выступают в качестве одного из архетипов романов Достоевского «Братья Карамазовы» и «Идиот» определяя его особенности как в области содержания, так и в области формы.
Методологически предлагаемое исследование опирается на научный опыт отечественного структурализма и семиотики, зафиксированный прежде всего в трудах В.Я. Кирпоина. Соответственно, главным рабочим понятием предлагаемой работы является «структура», понимаемая как обладающая собственной значимостью взаимосвязь элементов, будь то какие-либо формальные элементы текста, категории авторского мировоззрения или же точки взаимодействия традиции и текста, взаимодействующие также и между собой.
Исходя из этого задачи данного исследования формулируются так:
a. анализ и истолкование темы детства «Братьев Карамазовых» и «Идиот» с точки зрения коммуникативного взаимодействия с историко-литературным контекстом;
b. выявление в семиосфере «Братьев Карамазовых» устойчивых структур, связанных с различными культурными традициями, определение их взаимодействия и взаимовлияния;
c. историко-литературный анализ и интерпретация диалогических отношений детей, порождаемых взаимодействием культурных традиций, в рамках семиосферы или ассоциативного поля романа;
d. анализ и истолкование динамических семиотических структур, связанных с конкретными коммуникативными, как правило, полемическими, либо провокативными задачами, поставленными перед текстом самим автором;
Научная новизна работы определяется методологическим совмещением конкретного интертекстуального анализа и структурно-описательных обобщений. По сути, в дипломной работе делается попытка проследить историю литературной структуры на примере текста конкретного произведения, взятого в его конкретных интертекстуальных связях. Кроме того, описанный подход позволил отметить несколько важных интертекстуальных схождений, до этого времени не замеченных достоевсковедением.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при преподавании курса русской литературы XIX века, а также спецкурсов по творчеству Ф.М.Достоевского, международным связям русской литературы, структурному и интертекстуальному анализу литературного произведения
Предлагаемая работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Предметом первой главы стал символический реализм Достоевского в 40-50 годы, а так же понятие реализма к 40-м годам XIX столетия в творчестве Ф. М. Достоевского
Вторая глава посвящена теме детства, философии детского страдания романа «Идиот», которая важна для всего творчества Ф.М.Достоевского, а так же диахронического аспекта этико-философской концепции романов.
В третьей главе анализируется Тема детей как способ выражения и обоснования христианской позиции, при этом учитывается изначальная, диалогически-полемическая ориентация, общественной и моральной позиции писателя.
Список литературы
Заключение
Мы не поймем Достоевского, если не увидим широ¬ты и грандиозности его поисков.
Достоевский был одержим идеей величия России, ее значения для решения судеб всего мира.
Идеи Достоевского часто выражены в мистифицированной форме. В резких, апокалипсических тонах возве¬щает он о грядущем торжестве России и окончатель¬ной гибели «оскотинившейся Европы».
И, тем не менее в его постоянных раздумьях о судь¬бах христианства, о судь¬бах западного мира и России, о нигилизме и «почве» выразились не только заблуждения религиозного иска¬теля. В возвышенном пафосе идеологических исканий Достоевского отразился огромной важности историче¬ский процесс.
Освобождение от крепостнических пут, развитие буржуазных отношений и связанное с этим пробужде¬ние чувства личности в крупнейшей европейской дер¬жаве имело не частное, не узко внутреннее, а всемир¬ное значение. Недаром к проблемам русской революции было приковано внимание основоположников Интерна¬ционала.
Мысль Достоевского, его своеобразные идеологиче¬ские построения вобрали в себя исторический опыт Ев¬ропы. Его интересуют поиски всеобщей, всечеловече¬ской «связующей мысли». Весь мир представляется ему расколотым на два лагеря, в борьбе двух противо¬положных идей: западной и восточной, христианской и католической и т. д. Поэтому и его герои решают обще¬человеческие вопросы.
«Человек - тварь дрожащая или право имеет?» - этот вопрос Раскольникова важен для каждого чело¬века, для судьбы всех людей. Мелкий чиновник Лебе¬дев, «гнусный Лебедев», рассуждает о пагубности для человечества материального богатства «без нравствен¬ного основания» Иван Карамазов не может принять мировой гармонии, если за нее нужно заплатить хотя бы одной невинной слезинкой ребенка.
Достоевский, публицист и художник, чувствовал себя вершителем су-деб мира, поэтому он так приковал к себе внимание сегодняшнего читателя.
Выступая перед студенческой аудиторией, классик американской прозы XX века Уильям Фолкнер говорил:
«По своему мастерству, пониманию людей, по своей способности к состраданию Достоевский является та¬ким художником, с которым захочет сравниться любой писатель, если только сможет».
Сейчас, как никогда, очевидна несостоятельность узко социологической методологии в подходе к творчеству Достоевско¬го, которая видит в писателе лишь противника рево¬люционно-демократических идей .
В последнее время подобный «подход» справедливо подвергнут критике и предан забвению.
Однако вместе с тем остались в стороне и многие сложные вопросы отношения Достоевского к социализ¬му, к революционной демократии, о них как бы стыд¬ливо умалчивается. Коснемся одного из них.
На вечере у Епанчиных князь Мышкин произносит свою программную речь, из которой явствует, что атеизм и социализм вышли из одного корня - из католицизма. «Ведь и социализм порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность като¬личеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спа¬сти его не Христом, а тоже насилием!»
Еще раньше эту мысль Достоевский сформулировал так: «Из католического христианства вырос только со¬циализм; из нашего вырастет братство». Приведя эти строки из записной книжки Достоевского 1861 года, С. Борщевский заметил: «Нелепо фантастический вы¬мысел о происхождении социализма принадлежит лич¬но Достоевскому».
Конечно, можно не по одному лишь этому поводу упрекнуть Достоевского в «нелепо фантастических вы¬мыслах».
Однако более важно разобраться в причинах за¬блуждений писателя, попытаться снять с его полемиче¬ских замечаний их мистифицированную, религиозную форму, увидеть рациональное зерно и тем самым глуб¬же проникнуть в сущность его творчества.
Выступления Достоевского против идей утопиче¬ского социализма и революционного насилия были, бес¬спорно, реакционны.
Социализм представлялся ему насилием над лично¬стью. «Не смей веровать в бога, не смей иметь собствен¬ности, не смей иметь личности, fraternite ou la mort, два миллиона голов!» - говорит Мышкин.
Однако боязнь за личность, внимание к нравствен¬ным проблемам было небесполезно в обстановке под¬линной, а не мнимой нивелировки личности в капита¬лизирующейся России. Этим продиктован и интерес До-стоевского к папству и иезуитизму. И в его суждениях об этих последних много трезвых мыслей. Не абстракт¬ные философские проблемы, а живая современность — вот что влечет к себе писателя.
Не папство само по себе, а та борьба, которая раз¬вернулась в Италии в 60-е годы, роль папства в этой борьбе привлекали внимание писателя. В черновой тет¬ради 1864 года Достоевский сделал несколько записей относительно текущих событий в Италии.
Размышляя о возможности падения папской власти, Достоевский при¬ходит к выводу, что церковь пойдет на все, чтобы со¬хранить свое влияние,- обратится к помощи иезуитов и даже вступит в союз с революционным движением. Для Достоевского именно католическая церковь, в ее крайних проявлениях, прежде всего являлась орудием насилия над человеком.
«Папская власть падет, записывает Достоевский. - Может быть падением поднимется и очистится, но не пойдет впрок, ибо очистится кунштюком. Нет веры в самом папе. В служителях церкви - разве суеверие.
Наив¬ные богомольцы во всем свете будут поражены паде¬нием светской власти папы и их теплое сочувствие к падшему папе дойдет до энтузиазма и наверно будет иметь сильное влияние на дела Европы. У них явятся такие поклонники, на которые Римский двор даже не рассчитывает теперь. Помутится Европа и много сил в Европе уйдет на это движение в пользу папы и на противодействие этому движению. Этого надобно ожи-дать.
С другой стороны, и церковь обновится, но не ина¬че как в кунштюк, как в два фазиса - в иезуитизм и в социализм. Она соединится прямо с революционерами и с социалистами: в искренних представителях своих искренно, в неискренних - разбойнически, но не иначе как в том и е другом случае привнеся в революцию иезуитизм.
По крайней мере католики допу¬стят все средства (после падения власти) и этим одним уже примут и внесут иезуитизм. (Нидерланды и прош¬лое католической партии».
Эти наброски к неосуществленной статье о папстве в известной мере углубляют наше представление об от¬ношении Достоевского к католицизму. В них есть и верное замечание о том, что церковь, спасая свою власть, пойдет на все.
Вместе с тем эти раздумья о судьбах западной церкви важны, как дальняя прелюдия к «Легенде о Великом Инквизи¬торе». Без этих историко-философских размышлений о папстве и католичестве, о социализме и христианстве не было бы одного из самых" поэтических и философичных произведений Достоевского - легенды Ивана Карама¬зова. В этом значение и других спорных философских и исторических суждений писателя.
Художественные открытия Достоевского не резуль¬тат холодных упражнений философствующего ума. Они рождались в горниле сомнений, в мучительных поисках ответов на самые насущные вопросы современности. Они были призваны осветить те пути, которые приведут че¬ловечество к его счастливому будущему.
Поэтому обра¬зы Достоевского сильны не только своей глубокой индивидуальностью, но и всеобщностью. В определен¬ной мере роман Достоевского - это раздумья о чело¬веке, о его грядущих судьбах. Пусть этот человек свое¬образный, не совсем для нас привычный, но он по-свое¬му представляет человечество. Это хорошо понял и выразил Стефан Цвейг.
«Высший масштаб измерения,- писал он, подобает Достоевскому, и его можно оценить сравнительно с самыми возвышенными, самыми неувядаемыми творе¬ниями мировой литературы. Для меня трагедия Кара-мазовых не менее значительна, чем сплетения Орестеи, чем эпос Гомера, чем возвышенные очертания творче¬ства Гете».
Философское творчество Достоевского, в его наиболее глубоких вдохновениях, касалось лишь «философии духа», но зато в этой области оно достигало чисто исключительной значительности.
Антропология, этика, историософия. проблема теодицеи - все это трактуется Достоевским остро и глубоко. Для русской мысли Достоевский дал чрезвычайно много - недаром последующие поколения мыслителей в огромном большинстве своем связывали свое творчество с Достоевским. Но особое значение имеет то, что Достоевский с такой силой поставил проблему культуры внутри самого религиозного сознания.
То пророческое ожидание «православной культуры», которое зародилось впервые у Гоголя и которое намечало действительно новые пути исторического действования, впервые у Достоевского становится центральной темой исканий и построений.
Секуляризм, еще у славянофилов понятый как неизбежный исход религиозного процесса на Западе, у Достоевского окончательно превращается в вечную установку человеческого духа в его односторонностях, в одну из религиозных установок.
То, что издавна в западной философии превращало секуляризм в религиозный имманентизм, в героях Достоевского становится из идеи реальностью, но реальностью, диалектически неотрываемою от религиозного начала. Это возвращение мысли от отвлеченного радикализма к исконному религиозному ее лону не подавляет, не устраняет ни одной глубокой проблемы человеческого духа, но только вставляет всю проблематику в ее основную исходную базу.
В Достоевском открывается, в сущности, новый период в истории русской мысли; хотя вся значительность и фундаментальность религиозной установки все время утверждались русскими мыслителями, но только у Достоевского все проблемы человеческого духа становятся проблемами религиозного порядка.
Конечно, это сразу же и осложняет религиозную установку и грозит возможностью отрыва от классических формулировок, идущих от св. Отцов, но это же оказывается и основой чрезвычайного и плодотворнейшего расцвета в дальнейшем русской религиозно-философской мысли.
Список литературы
1. Александров, В. Б. Люди и книги. М., «Советский писатель», 1956.
2. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского. М., «Советский писатель», 1963.
3. Белов С. В. Жена писателя: Последняя любовь Ф. М. Достоев¬ского / Предисл. акад. Д. С. Лихачева.- М., 1986.
4. Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев.-М, 1971
5. Бем, А. Л. У истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и Достоевский. В сб.: «О Достоевском», т. III. Берлин, Изд-во «Петро¬полис», 1936.
6. Берковский, Н. Достоевский на сцене. «Театр», 1958, № 6.
7. Борщевский, С. Щедрин и Достоевский. М, Гос¬литиздат, 1956.
8. Бурсов Б. И. Личность Достоевского: Роман-исследование.- Л., 1974.
9. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской ли¬тературы. М. - Л., «Советский писатель», 1964.
10. Бурсов, Б. Достоевский и модернизм. «Звезда», 1965, № 8.
11. Виноградов, В. О языке художественной литера¬туры. М.. Гослитиздат, 1959.
12. Волгин И. Последний год Достоевского: Исторические записки.- М., 1986.
13. Волгин И. Родиться в России: Достоевский и современники: Жизнь в документах // Октябрь, 1989, № 3
14. Гаричева Е. А. Изучение романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Литература в школе. - 1998. - № 6.
15. Глазунов И. С. Россия распятая // Роман-газета. - 1996. - № 22-24.
16. Голосовкер, Я. Э. Достоевский и Кант. М., Изд-во АН СССР, 1963.
17. Громов, П. «Поэтическая мысль» Достоевского на сцене. В кн.: П. Громов. Герой и время. Л., «Совет¬ский писатель», 1961.
18. Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского 1850-1854 гг.-Новосибирск, 1985.
19. Гроссман Л. П. Ф М. Достоевский.- М., 1962.- (Жизнь замеча-тельных людей), М., 1965.-2-е изд., испр. и доп.
20. Гроссман, Л. П. Достоевский. М, «Молодая гвардия». 1963.
21. Гроссман, Л. П. Жизнь и труды Достоевского. М, -Л., «Academia», 1935.
22. Гус, М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., Гослитиздат, 1962.
23. Долинин, А. С. Последние романы Достоевского. М.—Л., «Советский писатель», 1963.
24. Достоевский Ф. Полное собрание сочинений, 30тт (33 кн). Л Наука (Л.О.) 1972
25. Ермилов, В. Ф. М. Достоевский. М., Гослитиздат, 1956.
26. Заславский, Д. И. Ф. М. Достоевский. М„ Гослит¬издат, 1956.
27. Зунделович, Я. О. Романы Достоевского. Сборник статей. Ташкент, Изд-во высшей и средней школы УзССР, 1963.
28. Кирпотин, В. Достоевский в шестидесятые годы,-М., «Художественная литература», 1966.
29. Кирпотин, В. Я. Ф. М. Достоевский. М., Гослит¬издат, 1960.
30. Ковалевская С. В. Воспоминания и письма / Под ред. и коммент С Штрайха.- 2-е изд., исправл.- М., 1961.
31. Кони А. Ф. Воспоминания о писателях.- Л., 1965; М., 1989.
32. Люксембург, Р. О литературе. М., Гослитиздат, 1961.
33. Малыгина Н. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. - 1998. - № 7.
34. Мочульский, К. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж. Yamca-Press, 1947.
35. Нечаева В. С. Ранний Достоевский: 1821 -1849.- М„ 1979.
36. Переверзев, В. Ф. Творчество Достоевского. М., Госиздат, 1922.
37. Реизов, Б. Г. К истории замысла «Братьев Кара¬мазовых». В кн.: «Звенья», т. VI. М. - Л., «Academia», 1936.
38. Румянцева Э. М. Ф. М. Достоевский: Биография писателя: По-собие для учащихся.- Л., 1971.
39. Саруханян Е. Достоевский в Петербурге.- Л., 1970; Л., 1972.- 2-е изд.
40. Селезнев Ю Достоевский.—-М., 1981.- (Жизнь замечательных людей)
41. Селезнев Ю. Слово воплощенное (Из кн. «В мире Достоевского») // Литература в школе. - 1994. - № 2.
42. Силеверстов Ю. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. — М.: Молодая гвардия, 1991.
43. Слоним М Л. Три любви Достоевского.- Нью-Йорк, 1953.
44. Тарасов Б. Н. Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского // Литература в школе. - 1996. - № 4, 5.
45. Тюнькин, К. И. Бунт Родиона Раскольникова. В кн.: Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание, М., «Художественная литература», 1966.
46. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современни¬ков», тт. I, II. М., «Художественная литература», 1964.
47. Ф. М. Достоевский в русской критике». М., Гослитиздат, 1956.
48. Федор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях и доку¬ментах/Под ред. д-ра филол. наук В. С. Нечаевой.- М., 1972.
49. Федоров Г. А. «Помещик. Отца убили...», или История одной судьбы. // Новый мир, 1988, № 10
50. Фридлендер, Г. М., Реализм Достоевского. М. — Л., «Наука», 1964.
51. Цеховницер, О. В. Достоевский и социально-кри¬минальный роман. «Ученые записки ЛГУ», 1939, № 47,
52. Чирков, Н. М. О стиле Достоевского. М., Изд-во «Наука», 1967.
53. Чулков, Георгий. Как работал Достоевский. М., «Советский писатель», 1939.
54. Шкловский, Виктор. За и против. Заметки о До¬стоевском. М., «Советский писатель», 1957.
55. Якушин Н. И. Достоевский в Сибири.-Кемерово, 1960.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно
21246.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.