У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Национальная идея и ее роль в разбитии русской культуры за рубежами России
Количество страниц 211
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23105.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ ... 4

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ РУССКИХ

ЭМИГРАНТОВ И РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ...32

1. Исторические истоки русской национальной идеи
и причины ее актуализации в начале XX века...33

2. Национальное самосознание российских
эмигрантов... 45

3. Разработка национальной идеи в трудах мыслителей российского зарубежья...59

ГЛАВА П. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ НА КУЛЬТУРУ

РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ...87

1. Проблема сохранения русского языка в
эмиграции...87

2. Периодическая печать как система информационного воздействия на национальное самосознание... 96

3. Умножение традиций народного патриотизма в
эмигрантской литературе...ПО

4. Особенности проявления национального самосознания
в сфере искусства российского зарубежья...129

ГЛАВА Ш. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОПРЯЖЕНИИ

ДВУХ ВЕТВЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ...159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...178

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 184

ПРИЛОЖЕНИЕ...201



ВВЕДЕНИЕ

На переломе XX - XXI веков наша страна переживает один из наиболее драматических периодов своей истории, связанный с распадом СССР и трудностями становления новой российской государственности. Сегодня мы вынуждены говорить о кризисе, охватившем основные сферы общественной жизни; об идеологическом вакууме, который затрудняет видение перспектив развития общества.

Исторический опыт свидетельствует о том, что для преодоления возникшего кризиса недостаточно разработки только экономических и политических средств, необходимо духовно - нравственное возрождение России. Как неоднократно было в нашей истории, в экстремальных условиях само выживание народа, его достойное существование и надежное будущее может обеспечиваться духовным потенциалом народа, во многом определяемого национальным самосознанием, национальным идеалом.

Идеал нужен каждому человеку; тем более необходима идейная, нравственная основа для совокупности людей; нужен идеал, который сплачивает народ, суммирует миллионы человеческих воль для решения задач позитивного развития страны. Время требует существенного переосмысления истории русского народа, основ его национального самосознания, и на этой основе - разработки национальной идеи, отвечающей требованиям нового витка исторического развития России.

Важно отметить, что русская идея - это идея народа, который в течение нескольких веков являлся строителем многонационального государства. Полиэтническая сущность России определяет доминирующее значение культуры в ее национальной идее. «Россия не только Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси, - подчеркивал философ-эмигрант Г. П. Федотов, - причем духовным притяжением для народов была и остается

русская культура»1. На взаимовлияние и тесную связь национальных и культурных процессов в исторической судьбе народов указывал академик Д. С. Лихачев, подчеркивая важнейшую роль культуры в становлении и развитии национального самосознания: «...культура делает людей народом, нацией...Самое важное для осознания величия и значимости народа -это его культура» . В этом контексте при определении путей возрождения России правомерно обращение к проблеме национальной идеи так как обществу необходим идеал.

В связи с тем, что в СССР приоритет отдавался мировоззрению, основанному на классовом подходе, и обращение к национальной идее характерно только для последнего десятилетия, большое значение приобретают работы, созданные мыслителями российской эмиграции, первыми, кто после Октябрьской революции 1917 года предпринял последовательный анализ русской идеи. Размышления об оставленной Родине, ее исторической судьбе и предназначении, о месте и роли русского народа в общечеловеческой культуре занимают центральное место в духовном наследии российской эмиграции, отличительной чертой которой было стремление сохранить свой язык, свои традиции, не раствориться в других народах.

Национальное самосознание было тем доминирующим фактором, который объединял российскую диаспору, не отличавшуюся однородностью ни по конфессиональной принадлежности, ни по уровню образования и экономическому положению ее представителей. При этом наиболее плодотворной сферой деятельности российской эмиграции было то, что можно «унести с собой» в изгнание - сфера духовная. В отличие от политического и военного «фронтов», которые привели лишь к отчуждению эмигрантов от России, работа в сфере культуры являлась единственно позитивной дея-

1 Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. Т. 1, С.457.

Лихачев Д. С. Культура как целостная динамическая среда. // Вестник Российской Академии наук. Т.64, № 8, 1994. С. 722.

тельностью, служившей объединению российских эмигрантов, рассеявшихся по пяти континентам и их сопряжению с Россией — родиной.

Востребованность заявленной темы диссертации обусловлена нарастающей активностью, особенно в последнее десятилетие, в изучении творческого наследия российской эмиграции в контексте поиска идеологии, которая позволила бы объединить общество современной России.

Историографическая актуальность темы исследования определяется тем, что данная проблематика лишь частично затрагивалась в отдельных исторических и культурологических работах, посвященных российскому зарубежью. При этом остается много дискуссионных вопросов: имеется ли «стержень» во всем том многообразии, созданном в эмиграции, или это отдельные никак не связанные творения мыслителей и художников; как соотносятся по значимости культурные произведения, созданные за рубежом, и в советской России; в чем отличие творчества эмигрантов первой послереволюционной волны и следующих поколений и т. д. Данная работа не предполагает охватить все многообразие культуры, созданной за рубежами России; проблемный подход, используемый в диссертации, нацеливает, главным образом, на анализ взаимодействия культурного и национального факторов в духовном наследии российской эмиграции.

В диссертации используется совокупность общенаучных методологических принципов, применяющихся в современной исторической науке — принцип историзма, историко-генетический метод3.

Важнейшее значение для исследования имеет принцип историзма, понимаемый как необходимость рассматривать все явления в контексте и тесной связи с другими явлениями. Суть историко-генетического метода состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Тяготение историко-генетического метода к выявлению индивидуального, особенного

Ковалъченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

совпадает с сущностью исследуемого явления - культуры русского зарубежья, консолидированной на основе национального самосознания.

Хронологические рамки работы ограничиваются периодом между Октябрьской революцией 1917 г. и Второй Мировой Войной (20 - 30-е гг. XX века) и обусловлены тем, что именно этот период связан с формированием культуры русского зарубежья как значимого явления общественной жизни; в этот период наиболее сильно проявлялось влияние национального самосознания на духовную сферу деятельности российской эмиграции.

Опорными группами источников, позволяющими выявить основные аспекты исследуемой проблематики, являются: труды представителей творческой интеллигенции эмиграции по проблеме русской идеи, истории, культуры, религии; периодические издания российской эмиграции; мемуары; художественные произведения, созданные в эмиграции; письма. Художественные произведения писателей-эмигрантов используются в работе не в литературоведческом аспекте, а только в той мере, в какой необходимо для более полного раскрытия темы исследования.

Одним из важнейших источников для исследования заявленной темы являются труды представителей творческой интеллигенции эмиграции - философов, писателей, политических деятелей, литературных критиков, деятелей культуры. К числу таких работ принадлежат книги Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Г. П. Федотова, С. Н. Булгакова, И. Л. Солоневича, Л. И. Новгородцева, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, В. П. Вышеславцева, П. А. Сорокина, и др4. Привлеченные работы позволяют раскрыть особен-

Бердяев Н. А. Русская революционная идея // Проблемы русского революционного сознания. Берлин, 1924; Бердяев Н. А. Духовные основы русской революции // Бердяев Н. А. Собр. Соч. Т.4.; Бердяев И. А. Судьба России. М, 1990; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Бердяев Н. А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. О нации. Письмо четвертое // Русское зарубежье: власть и право. М., 1991; Ильин И. А. Русский колокол. Берлин, 1927; Ильин И. А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962; Ильин И. А. О России. М., 1991; Ильин И. А- На-

ности интерпретации русской идеи деятелями эмиграции, дают теоретические представления авторов о сущностных чертах нации. В них философы сопоставляют русскую нацию с другими, выявляют самобытность русской нации, подчеркивают неразрывность понятий "нация" и «национальная культура». Работы этого направления представлены также сборниками «О России и русской философской культуре», «Русская идея», антологией «Мир - Евразия»5.

Мыслители эмиграции придерживались разных взглядов по перечисленным выше проблемам, поэтому их труды носили, во многом, дискуссионный характер. В центре дискуссий философов - обсуждение различных аспектов русской идеи, проблемы своеобразия русской истории, размышления о роли православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа.

Если указанные выше источники содержат, главным образом, концепции философов эмиграции, то взгляды общественных деятелей, писателей, деятелей культуры по вопросам революции, судьбы России и национальной культуры, представлены в сборнике «Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья»6. Материалы сборника

ши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 гг. М., 1992; Ильин И. А. Для русских.// Избранное. Смоленск, 1995; Ильин И. А. Родина и мы. Смоленск, 1995; Федотов Г. П. Национальное и вселенское.// О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. М, 1990. С.457-460; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990; Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избр. Статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х т. М., 1992; Булгаков С. И. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991; Солонеет И Л. Народная монархия. М, 1991; Солоневич И. Л. Белая империя. М., 1997; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Франк С. Л. Крушение кумиров. // По ту сторону правого и левого. Сб. статей. Париж, 1972; Вышеславцев В. 77. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 91 - 156; Сорокин 77. А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке. М., 1990.

5 О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Мир - Евразия: Антология. М. 1995; Красавин Л. П. Европа и Россия (наброски евразийской идеологии). // Логос. Санкт-Петербургские чтения по философии культуры. Кн.2. Российский духовный опыт. СПб., 1992; Русская идея. М., 1992. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. Т. 1,2.
сгруппированы по трем тематическим разделам. Название первого раздела повторяет заглавие статьи И. С. Шмелева «Пути мертвые и живые» - в него включены работы, утверждающие, что в Октябре 1917 г. в судьбе России произошел поворот от «живых путей» к «мертвым». Второй раздел озаглавлен «К познанию России», третий называется «Образы культуры» — названия указанных разделов раскрывают их содержание. В целом, состав авторов сборника соответствует географическим, идеологическим и персональным границам того, что составитель сборника В. М. Пискунов, вслед за эмигрантами называет «Россией вне России».

В контексте исследования значимости эмигрантской культуры периода 20 - 30-х г.г. XX века и ее сопоставления с культурой метрополии представляют интерес монографии В. В. Вейдле и Г. В. Адамовича7.

В качестве источников использованы также работы более раннего периода (сборники «Вехи» и «Из глубины»), в которых выражены взгляды представителей творческой интеллигенции на истоки русской революции и последующие события, вызвавшие массовую эмиграцию; большое внимание в этих работах уделено вопросам национальной культуры 8.

Отдельную группу монографий составляют многочисленные работы представителей эмигрантской интеллигенции, посвященные ретроспективному анализу национальной культуры. Вследствие литературоцентрично-сти русской культуры, большая часть исследований эмигрантов посвящена анализу творческого наследия русских писателей XIX в. и современников .

Среди монографий, использованных в качестве источниковой базы в настоящей работе, следует отметить также работы, посвященные отдель-

Вепдле В. В. Умирание искусства. Париж, 1937.; Адамович Г.В. Одиночество и свобода. М, 1996.
Вехи. Из глубины. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. 9 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Париж, 1931; Ходасевич В. Ф. О Пушкине. Берлин, 1937; Цветаева М.И. Мой Пушкин. Баку, 1988; Набоков В. В. Комментарии к "Евгению Онегину" // Наше наследие. М., 1989.

ным видам искусства — «Литература в изгнании» А. В. Амфитеатрова, «Театр» Ю. В. Офросимова10.

Особое место в источниковой базе настоящей работы занимают периодические издания российской эмиграции. При определении перечня журналов и газет, используемых в качестве источниковой базы, в настоящем исследовании исходили из:

- общественной значимости издания (рассматривались те газеты и журналы, которые оказывали наибольшее влияние на эмигрантскую диаспору, способствовали сохранению национального самосознания эмигрантов);

- направления издания (рассматривались журналы, освещающие вопросы культуры, религии, философии);

-хронологических рамок (1917- 1939 гг.);

Используя эмигрантские периодические издания в качестве источника, необходимо иметь в виду их разностороннюю политическую направленность и, соответственно, степень субъективности изданий.

Одним из наиболее влиятельных эмигрантских периодических изданий, «центральной» газетой российской эмиграции стали «Последние новости»". Следует отметить, что направление издания во многом определялось личностью главного редактора - П. Н. Милюкова, в котором в эмигрантский период по-прежнему органично сосуществовали историк и политик; это выражалось в достаточно сдержанном, философском подходе к действительности, стремлении связать прошлое с настоящим.

Первый номер газеты вышел в апреле 1920 г., она просуществовала довольно долго — до оккупации Парижа немцами в 1940 г.

Амфитеатров А. В. Литература в изгнании. Белград, 1929; Офросимов Ю.В. Театр. Берлин, 1926. 11 Последние новости. Париж, 1920 - 40. №1 - 5801.
Большое влияние на эмигрантскую общественность оказывала газета «Возрождение»12, основанная известным нефтепромышленником А. О. Гу-касовым. С мая 1925 г. издание возглавил П. Б. Струве, который привлек в газету видных философов, деятелей культуры - И. А. Ильина, И. А. Бунина, И. С. Шмелева, А. В. Амфитеатрова и др.

Политическая направленность газеты отражала позицию П.Б. Струве: с одной стороны, признание невозможности реставрации дореволюционного порядка в России, и тем не менее попытки создания широкого единого фронта российской эмиграции, на деле охватывавшего лишь право - монархическую ее часть.

Одним из самых значительных российских периодических изданий, выходивших в Берлине, была газета «Руль» 3, начавшая издаваться в конце 1920-х годов под редакцией лидеров кадетов И. В. Гессена и В.Д. Набокова. Газета была явно правого направления, пропагандировала идеалы «белого движения», идеи его заграничного руководства - «Российского общевоинского союза». С середины 1930-х годов она стала выходить еженедельно и просуществовала до 1940 г.

Признанным, бесспорным литературным лидером русского зарубежья был журнал «Современные записки». Семьдесят томов «Современных записок» объемом по 400 или даже 500 страниц выходили с 1920 по 1940 год. Основатели журнала правые эсеры М. В. Вишняк, А. И. Гуковский, В. В. Руднев, Н. Д. Авксентьев и И. И. Фондаминский стремились создать «орган внепартийный с программой демократического обновления»14. И действительно, в нем участвовали лучшие умы всех эмигрантских течений, включая представителей молодого поколения эмиграции.

1 Возрождение. Лондон - Париж, 1925 - 40.

13 Руль. Берлин, 1920 - 131. №1 - 3309.

14 От редакции // Современные записки. Париж, 1920. № 1. С. 6.
«Современные записки» имели огромное значение для развития культуры русского зарубежья; в журнале печатались И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. Ф. Ходасевич и другие видные деятели культуры российской эмиграции. Эмигрантский читатель находил в них «вместе с упорным непониманием новой России щемящую грусть о потерянном родном доме...»15.

Наряду с «Современными записками» большой интерес в первой половине 20-х годов вызывал пражский журнал «Воля России»16, издававшийся с 1922 г. левыми эсерами В. И. Лебедевым, М. Л. Слонимом, В. В. Сухомлининым и Е. А. Сталинским. В «Воле России» печатались А. М. Ремизов, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др.

Своеобразную энциклопедию философско-богословской мысли представлял собой журнал «Путь»17, издававшийся в Париже под редакцией Н. А. Бердяева с сентября 1925 г. по март 1940 г. Комплект журнала состоит из 61 номера, и отдельно отпечатанных приложений. Хотя журнал обозначен в подзаголовке как «Орган русской религиозной мысли», авторы статей не ограничивались чисто религиозными сюжетами: часто в них встречаются философские, культурологические и исторические статьи, беллетристика. Ценность журнала «Путь» определяется прежде всего тем, что в нем сотрудничали лучшие философские умы русской эмиграции: С. Л. Франк, С. М. Булгаков, Г. П. Флоровский, Н. О. Лосский, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, А. В. Карташов и др.

Кроме вышеперечисленных крупных журналов, в настоящей работе были использованы менее объемные издания: «На чужой стороне» (под ред. С. П. Мельгунова), «Русские записки» (под ред. П. Н. Милюкова), «Звено» (под ред. М. М. Винавера и П. Н. Милюкова), «Окно» (под ред. М.

15 Любимов Л. А. На чужбине. М., 1963. С. 82.

Воля России. Журнал политики и культуры. Прага, 1922 - 1932. №1 - 129. 17 Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1925 - 1940. №1-61.
С. и М. О. Цетлиных), «Числа». Альманахи: «Веретеныш», «Благонамеренный», «Литературный смотр», «Медный всадник», «Жар-птица», «Струги», главное внимание в которых в контексте настоящей работы уделено вопро-сам культуры .

Одной из самых информативных групп источников являются мемуары. Подводя жизненные итоги, многие эмигранты, и прежде всего деятели культуры, оставляли воспоминания, раскрывающие неизвестные стороны истории, культуры эмиграции. Эмигранты высказывали свое отношение к современным им проблемам, давали портреты видных писателей и деятелей искусства.

Ввиду того, что послевоенные мемуары дают не только субъективное, личное восприятие тех или иных событий, а представляют уже анализ культурных процессов, имевших место в Русском Зарубежье, при использовании этой источниковой базы хронологические рамки работы расширяются.

Мемуарная литература, используемая в настоящей работе, условно подразделяется на следующие группы воспоминаний:

-эмигрантов первой послереволюционной волны (1-я группа);

- представителей молодого поколения эмиграции (2-я группа);

- эмигрантов, посетивших СССР после Второй Мировой войны (3-я группа).

18 На чужой стороне. Историко-литературные сборники. Берлин-Прага, 1923-1925. № 1-13; Русские записки. Общественно-политический и литературный журнал. Париж-Шанхай, 1937 - 1939. № 1-21; Звено. Ежемесячный журнал литературы и искусства. Париж, 1927-1928. № 1-11; Окно. Трехмесячник литературы. Париж, 1923. № 1 - 3; Числа. Сборники. Париж, 1930 - 1934. № 1-10; Веретеныш. Литературно - художественный альманах. Берлин, 1922. № 1 - 3; Благонамеренный. Журнал русской литературной культуры. Брюссель, 1926. № 1-2; Литературный смотр. Свободный сборник. / Под ред. 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского. Париж, 1939; Медный всадник. Альманах. Берлин, 1922; Жар-птица. Париж - Берлин, 1921 - 1925. №1 - 13; Струги. Литературный альманах. Берлин, 1923.
Мемуары деятелей культуры эмиграции первой послереволюционной волны не равнозначны по информативности, степени субъективности, художественности. Большой интерес для настоящего исследования представляют воспоминания Н. А. Бердяева «Самопознание»19, являющиеся, как и многие другие мемуары, автобиографией; эта работа помогает раскрыть своеобразную философскую систему автора, понять его отношение к другим эмигрантским философам, к православной церкви в эмиграции.

В мемуарах эмигранты описывали не только свою жизнь в изгнании, но и предшествующий период. Ярким примером могут служить воспоминания 3. Н. Гиппиус «Синяя тетрадь»20, в которых автор дает резко негативную оценку событиям Октября 1917 года.

Воспоминания митр. Евлогия (Василия Георгиевского) «Путь моей жизни», продиктованные Т. И. Манухиной, представляют собой серию очерков, в деталях воспроизводящих деятельность Русской Православной Церкви в условиях эмигрантского рассеяния21.

В ряде воспоминаний описана определенная сфера деятельности — театр, балет и т.д. К таким воспоминаниям относятся мемуары Ф. И. Шаляпина «Маска и душа», А. А. Вертинского «Четверть века без Родины», С. М. Лифаря «Дягилев и с Дягилевым», С. Л. Григорьева «Балет Дягилева. 1909-1929.», А. Н. Бенуа «Мои воспоминания», Булгакова В. Ф. «Встречи с художниками», воспоминания пианиста А. К. Боровского, дирижера Н. А.Малько, художника Ф. А. Малявина22.

19 Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991.

20 Гиппиус 3. Н. Синяя тетрадь. Петербургский дневник. 1914-1918. Белград, 1929.

21 Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. Париж, 1947.

Шаляпин Ф. И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах. Париж, 1932; Лифаръ С. М. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994; Григорьев С..Л. Балет Дягилева. 1909-1929. М, 1993; Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1980. Т. 1,2; Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969; Боровский А. К. Воспоминания (1915-1920) // Пианисты рассказывают. М-, 1979; Малько Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., 1972; Малявин Ф. А. Авт. сост. Н. Александрова. М., 1966.
Некоторые воспоминания посвящены отдельным деятелям искусства: мемуары Н. В. Кодрянской о А. М. Ремизове, работа С.А. Сапиной о С. В. Рахманинове, Кузнецовой Г. И. о Бунине, М. А. Добровейн об И. А. Доб-ровейне 3 и др.

Во многих воспоминаниях дается описание жизни и быта эмиграции в целом. К таким работам относятся мемуары С. М. Волконского, И. В. Одоевцевой, И. И. Серебренникова, И. В. Гессена, С. В. Гиацинтовой, С. Т. Коненкова, С. К. Маковского, А. Седых, Р. Б. Гуля .

Кроме описания деятельности и жизни эмигрантов, в мемуарной литературе, зачастую, передается настроение, духовная атмосфера, свойственные русскому зарубежью. Ярким примером таких воспоминаний явля-ется "Ностальгия" Н. А. Тэффи" .

Отличительной чертой мемуаров представителей молодого поколения эмиграции было выражение сожаления о собственной судьбе ("незамеченное поколение"26). Так как эти воспоминания были написаны, в основном, после Второй Мировой войны, в них можно проследить историю эмиграции, ее перспективу. В контексте исследуемой проблемы представляет интерес также работа 3. А. Шаховской (автор рассказывает о встречах с И. А. Буниным, А. М. Ремизовым, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевичем,

23 Кодрянская Н. В. Алексей Ремизов. Париж, 1954; Санина С. А. С. В. Рахманинов. Париж, 1963; Воспоминания о Рахманинове. М., 1973; Кузнецова Г. Н. Грасский дневник. Вашингтон, 1967; Добровейн М. А. Страницы жизни Исая Добровейна. М., 1972;

Волконский С. М. Мои воспоминания. Т.2 М., 1992; Одоевцнва И. В. На берегах Сены. Париж, 1983; Серебренников И. И. Мои воспоминания. Тяньцзын, 1940; Гессен И. В. Годы изгнания. Париж, 1979; Гиацинтова С. В. С памятью наедине. М., 1989; Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М., 1971. Кн.2; Маковский С. К. Портреты современников. Нью-Йорк, 1955; Седых А. Далекие, близкие. Нью-Йорк, 1962; Гуль Р. Б. Я унес Россию. Апология эмиграции. Нью-Йорк, 1981. Т. 1. (Россия в Германии,. Т.2 (Россия во Франции).

25 Тэффи Н.А. Ностальгия. Л., 1991. 6 Варшавский В. С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956.
Н. А. Тэффи27) и автобиография Н. Н. Берберовой, в которой много внима-ния уделено творчеству философов и литераторов русского зарубежья .

Отдельную группу источников составляют мемуары эмигрантов, проведших около сорока лет за границей и вернувшихся, на некоторое время, после Второй Мировой войны в СССР. Отличительной особенностью их воспоминаний было выражение лояльности советской власти. К таким мемуарам относятся воспоминания Л. А. Любимова, Д. И. Мейснера29. Указанные мемуары были одними из первых эмигрантских работ, напечатанных в СССР, и они во многом повлияли на советскую историографию по проблеме русского зарубежья.

Одной из самых личностных форм источников является переписка. Она позволяет дополнить официальную информацию, глубже понять изучаемое явление. Письма эмигрантов вошли в сборники воспоминаний, публиковались отдельными изданиями30.

Для настоящего исследования представляют интерес письма М. И. Цветаевой к А. Тесковой, письма русских писателей-эмигрантов из подборки, выполненной С. Крыжицким, переписка известных мыслителей русского зарубежья31.

Наряду с вышеперечисленными видами источников в настоящей работе использованы художественные произведения эмигрантских авторов; при всей специфичности этого вида источников, не претендующего на документальность, книги таких известных писателей как И. А. Бунин, А. М.

" Шаховская 3. А. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.

" Берберова Н. Н. Курсив мой. Автобиография. Нью-Йорк, 1982. Т. 1,2.

Любимов Л. А. На чужбине. М., 1963; Мепснер Д. И. Миражи и действительность. М., 1966.

Переписка В. А. Маклакова и А. А. Кизеветтера // Документы русской истории. 1966. № 2 (21); И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. Л., 1973. .

3 Цветаева М.И. Письма к Анне Тесковой. Прага, 1969; Крыжщкш С. Письма русских писателей из публикаций Лундского университета // Новый журнал. Кн. 124. Нью-Йорк, 1976. С. 172-196; Н. А. Бердяев - П. П. Сувчинскому. Берлин. 21 апреля 1924: П. П. Сув-чинский-Н. А. Бердяеву. 24.1У. 1924 // Вопросы философии. 1994. № 10. С.156-158.
Ремизов, И. С. Шмелев, А. Н. Толстой, и др. , отражают национальное сознание эмигрантов, их культурную самоидентификацию, приверженность национальным культурным ценностям, выражают их нравственные ориентиры. В художественных произведениях предстают живые картины дореволюционной России, особо остро чувствуется ностальгия эмигрантов по утраченной родине; представлены детальные описания эмигрантского быта и жизни33.
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23105.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.