У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Монгольская революция 1921 года в советской и российской историографии
Количество страниц
140
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23432.doc
Содержание
Содержание
Введение 3
Глава 1 Изучение монгольской революции
1921 года в 1920-1930-е годы 24
1.1. Представители бурятской национальной интеллигенции о революции 1921 года в Монголии (1920-е -1934 г.) 24
1.2. Советское монголоведение и деятели русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов о монгольской революции 52
Глава 2 Изучение монгольской революции во второй половине
XX - в начале XXI веков 81
2.1. Исследование советской наукой 1940-1980-х годов монгольской революции 1921 года 81
2.2. Российское монголоведение о монгольской революции 1921 года (1990-е -2004 г.) 107 Заключение 135 Библиографический список 140
Введение
XX век вошел в историю как век революций и социальных катаклизмов, потрясших не только страны Европы, но и Азии. Монголия в данном ряду не является исключением. Включившись в революционный процесс при содействии лидеров Коминтерна и Советской России, она на длительный период в истории стала плацдармом, с которого шло распространение марксизма в странах Азии. Монгольская национально-демократическая революция 1921 года положила начало новому этапу в истории этой страны, в ходе которого существенно изменился ее облик, социальная структура, возникли новые политические институты, а также была предпринята попытка модернизации по советскому образцу.
Революция как историческое явление всегда подразумевает коренные преобразования в жизни общества. Еще недавно она рассматривалась в монгольской и в советской исторической науке как явление прогрессивное и Пг носящее закономерный характер, но в начале 1990-х годов ситуация
изменилась. Данные изменения были обусловлены сменой общественного и политического устройства. Этот процесс затронул не только СССР, но и страны бывшего социалистического лагеря.
На современном этапе развития исторической науки в России в отношении к революции, равно как и ко многим другим историческим явлениям, историческая наука сталкивается с процессом переоценки их значения, роли и места в историческом процессе. Революция 1921 года в Монголии представляет собой такое историческое явление, которое не во всем укладывается в марксистские закономерности общественного развития, например: отсутствие пролетариата, классов и собственности на средства производства. Таким образом, изначально обнаруживаются серьезные противоречия при оценке революционных событий в Монголии. В этой связи, большой интерес представляет изучение развития отечественного монголоведения на разных этапах его становления.
Не менее важным для нас является анализ методов и теоретических подходов, которые применялись в советской и современной российской историографии.
Наличие противоречивых оценок при изучении рассматриваемого нами исторического явления и необходимость компаративного анализа работ, посвященных заявленной проблематике, обусловило выбор темы нашего исследования: «Монгольская революция 1921 года в советской и российской историографии».
Актуальность диссертационной работы обусловлена современным состоянием отечественного монголоведения. В условиях научного плюрализма историография представляет собой важную отрасль истории, обобщающую накопленный исследователями опыт.
Отечественная историческая наука в XX веке претерпела серьезные методологические изменения в процессе своего развития, как минимум дважды. Первые коренные изменения затронули историческую науку в 1920-1930-е годы и были связаны с процессом становления советской исторической школы, основанной на концепции, выдвинутой К.Марксом, о материалистическом понимании истории. Во второй раз изменения в исторической науке произошли в 1990-е годы и привели к пересмотру основных теоретических положений предыдущего периода. Все это, в конечном итоге, сказалось и на процессе изучения нашей проблемы.
Кроме того, к 2004 году было опубликовано значительное количество работ, посвященных как отдельным проблемам Монгольской революции, так и общим, рассматривающим весь послереволюционный и социалистический период в истории этой страны. Изучение революции 1921 года представляет большой интерес для исторической науки. Создание специального труда требует рассмотрения историографии проблемы, что является необходимостью в изучении любого исторического явления. Историографическое обобщение, о котором идет речь, должно выявить специфику и общие тенденции в развитии
отечественного монголоведения в процессе изучения событий 1921 года в Монголии.
Поэтому, в связи с отсутствием специального монографического исследования по историографии монгольской революции 1921 года, мы остановились на данной теме и решили подготовить диссертацию.
Говоря о специфике этого исследования, подразумевается его методологическое значение, так как историография, изучая развитие исторической науки, также рассматривает теории и методы, применявшиеся историками в различное время.
Изучение историографии необходимо потому, что оно позволяет отделить историю от политических оценок. Это особенно важно, так как в XX веке в СССР проблема политизации исторической науки стояла очень остро: происходившие в стране перемены накладывали отпечаток и на социальные науки. Поэтому изучение историографии позволяет показать преемственность в развитии науки, ее объективные стороны при анализе того или иного исторического события.
История изучения вопроса. Вопросы историографии монгольской революции затрагиваются в некоторых работах по истории Монголии или в историографических обзорах, касающихся развития монголоведения в целом.
Одной из первых историографических работ по истории МНР была статья Н.П. Шастиной «История изучения МНР», представляющая собой обзор советской и монгольской литературы по истории, культуре и экономике Монголии, которая была опубликована в 1952 году [165].
Из тех немногих работ, в которых рассматривалась проблема историографии, необходимо обратить внимание на статью Л.М. Гатауллиной, посвященную исследованию проблем новейшей истории Монгольской Народной Республики (МНР), опубликованную в сборнике «Общественные науки в МНР» в 1972 году [111]. В работе рассматривается развитие монгольской исторической науки в изучении революции 1921 года и дается анализ основных трудов по рассматриваемой проблеме, в частности, книги
«Краткая история монгольской народной национальной революции», вышедшей в 1934 году, авторами которой были X. Чойбалсан, Г. Дэмид и Д. Лосол.
Л.М. Гатауллина анализирует исследования Б. Ширендыба, Д. Даша и С. Норовсамбуу, достаточно высоко оценив их вклад в изучении событий 1921 года в Монголии [111; с. 107-108].
В своем монографическом исследовании «Проблемы некапиталистического развития. Монгольская Народная Республика», Л. М. Гатауллина также рассмотрела проблемы историографии. В данном труде она критикует западных историков-монголоведов: Р. Рупена, Д. Мерфи и Г. Солсбери за то, что они считают революцию 1921 года, навязанной Монголии Советской Россией и отрицают её закономерный характер. Л.М. Гатауллина отмечает, что указанные западные исследователи несправедливо отрицают факт подъема национально-освободительного движения в Халхе в начале XX века [31; с. 103]. Рассматривая историографические исследования, посвященные революции 1921 года, нужно упомянуть работы иркутского монголоведа Ю.В.Кузьмина. В его исследованиях, так или иначе, затрагиваются вопросы историографии. В 1983 году в вестнике Ленинградского университета была напечатана его статья «Монгольские историки об антифеодальных преобразованиях в МНР на демократическом этапе революции 1921-1940 г.». В этой публикации был дан весьма подробный анализ монгольской историографии революции 1921 года и этапов ее становления и развития. На данный момент мы уже имеем новые материалы 1990-х-2000-х годов, которые не могли войти в данную статью по причине того, что она была опубликована в 1983 году [130; с.25-30].
Говоря об исторических исследованиях, в которых дается обзор историографии монгольской революции 1921 года, нужно упомянуть работу «Революционный переход Монголии к социализму», написанную коллективом авторов в 1984 году (Редкол.: Ганин Н.И., Лхамсурэн Б и др.) [76]. В данной книге мы сталкиваемся с критикой работ Р. Рупена, Дж. Мерфи, Ч.Боудена,
Т.Кента. Эти западные историки, по мнению авторов, существенно преувеличивали роль Коминтерна и Советской России в Монгольской революции 1921 года. Продолжая историографический анализ, ученые подвергли критике общетеоретические проблемы революционного процесса в исследованиях Ш. Эйзеншдтадта, Р. Арона, Т. Хартнер. Ограничиваясь критикой работ западных исследователей, авторский коллектив почти не затрагивает отечественную историографию проблемы [76; с.48].
Обширный материал по монгольской историографии революции 1921 года мы можем встретить в монографии Д.Б. Улымжиева «Путь монгольского аратства к социализму», Новосибирск, 1987 год. [83; с. 10].
В 1986 году была защищена Кузьминым Ю.В. кандидатская диссертация «Современная общественная мысль об основных проблемах некапиталистического развития Монголии в 1921 - 1940-х годах». В диссертации были рассмотрены основные теоретические положения, касающиеся теории некапиталистического развития [175].
Нужно отметить кандидатскую диссертацию В.Д. Дугарова, посвященную историографии содружества между КПСС и МНРП, защищенную в Иркутске в 1986 году [174]. В ней дан сравнительный анализ монгольской и советской историографии второй половины XX века (до середины 1980-х годов). Нужно отметить, что, несмотря на весьма подробный обзор историографических материалов, эту работу необходимо рассматривать, учитывая идеологические установки советского периода. [174; с. 16-17]
В 1987 году в сборнике «Советское монголоведение» была опубликована статья Е.В. Бойковой, посвященная изучению истории Монголии в СССР и дающая обзор исследований по данной тематике [106; с. 74-86].
Региональные аспекты развития советского востоковедения нашли свое отражение в статье Ш.Б. Чимитдоржиева «Становление и развитие востоковедения в Бурятии» [164; с. 109-123].
Что касается монгольской историографии советского востоковедения, она представлена, прежде всего, в книге Б. Ширендыба «История Монгольской
Народной революции 1921 года» [93], изданной в Москве в 1971 году. Автор данной монографии подробно рассмотрел ряд работ отечественных монголоведов, посвященных революции 1921 года, в частности, книги И.Я. Златкина, А.Д.Каллиникова, М.С.Капицы, С.К.Рощина, Б.Д. Цибикова и В.И.Юдина.[93; 14].
Большое внимание вопросам отечественной историографии новейшей истории Монголии и революции 1921 года стало уделяться российскими учеными в 1990-е годы. Во многом это было обусловлено необходимостью пересмотра многих ключевых проблем в монголоведении в связи со сменой научной методологии и процессом деидеологизации общества.
Например, в трудах В.Ц. Ганжурова, при рассмотрении исследований советского периода отмечается: «Бесспорно, что литература, издававшаяся в тот период, несла на себе печать того времени, опиралась на марксистко-ленинскую методологию, рассматривала взаимоотношения двух стран через призму классового подхода, союзнических интересов, социалистического интернационализма и братского сотрудничества» [29; с. 7]. В числе работ по новейшей истории Монголии В.Ц. Ганжуров называет работы С.К. Рощина, С.Г. Лузянина и других, [29; с. 8] хотя, ограничивается общим историографическим обзором, не затрагивая частных проблем, таких как революция 1921 года, период некапиталистического развития и строительства социализма.
Историография монгольской революции 1921 года представлена в работе С.К. Рощина «Политическая история Монголии» (1921-1940). В числе авторов, изучавших данную проблему, С.К. Рощин называет: Х.Чойбалсана, Ц.Дамбадоржа, Б.З. Шумяцкого, И.А. Сороковикова, В.И. Юдина, А.В. Бурдукова и Б. Ширендыба [77; с.7].
Проблема историографии монгольской революции 1921 года затрагивается и в трудах по истории политических взаимоотношений между Россией и Монголией. В частности, историографический анализ представлен в книге С.Г. Лузянина «Россия-Монголия-Китай в первой половине XX века.
Политические взаимоотношения», изданной в Москве институтом Дальнего Востока РАН в 2000 году [165]. Характеризуя советскую историографию, он отмечает, что «в ней не был прояснен вопрос о том, как реально происходила эволюция советской и монгольской политики в 1920-1930-е годы. А также, какие причины революционного, идеологического, геополитического или же дипломатического свойства, определяли решения советского руководства по таким вопросам, как ввод частей V армии в июле 1921 года в Ургу и подписание соглашений 5 ноября 1921 года и многим другим». [165; с.14]
Другой работой, содержащей достаточно интересный материал по историографии, является статья В.В. Грайворонского [117], посвященная новым подходам в изучении российско-монгольских отношений. Он рассмотрел основные тенденции в развитии отечественного и зарубежного монголоведения. Автор подчеркивает, что монгольские политологи и историки еще не пришли к единому мнению в оценке роли многих политических и религиозных деятелей Монголии XX века, в том числе Богдо-гэгэна, Б. Цэрэндоржа, Д.Бодо, С. Данзана, Д. Сухэ-Батора, X. Чойбалсана. Также он отмечает тот факт, что в современных условиях в коррекции нуждаются основные труды по истории Монголии «История Монгольской Народной Республики», «История советско-монгольских отношений». [117; с. 8-17]
Одну из периодизаций историографии новейшей истории Монголии предложил Е.И. Лиштованный в докторской диссертации «Россия и Монголия в XX веке региональный опыт взаимоотношений (на материалах Восточной Сибири)» [176]. Он разделил ее на четыре этапа. Во-первых, это дореволюционный этап, традиционно выделяющийся отечественными историками. Во-вторых, это 1920-1930-е годы, когда основное внимание в исследованиях уделялось проблематике мировой революции и Монголии как плацдарму в продвижении революции на Восток. Третий этап приходится на 1950-1980-е годы, когда основной тематикой исследований были вопросы идеологической общности СССР и МНР, социалистического интернационализма и социалистического строительства. Четвертый этап - это
1980-1990-е годы, являющиеся временем новых оценок и постановки новых проблем [176].
Рассматривая степень изученности выбранной нами проблемы необходимо упомянуть еще одну историографическую работу Ю.В. Кузьмина, опубликованную в рамках материалов VI международного конгресса монголоведов, «Некоторые вопросы историографии российского монголоведения». В ней дается весьма подробный историографический обзор работ отечественных исследователей, посвященных истории Монголии. Но нужно отметить, что в данной статье не затрагивается интересующая нас проблема [131; 119-126].
В числе значительных историографических работ начала XXI века можно назвать монографию В.Д. Дугарова «Взаимоотношения России и Монголии в XVII - XIX вв.: Вопросы историографии» [36], в которой дан весьма подробный обзор российской исторической литературы, посвященной взаимоотношениям России и Монголии, начиная с XVII века и заканчивая началом XX века. В данной книге подробно рассмотрено развитие российского монголоведения в таких крупных научных центрах, как Казанский и Санкт-Петербургский университеты; изучена роль иностранных ученых: Г.Ф. Миллера, И.Е. Фишера, П.С. Палласа и других в развитии монголоведных исследований. Отдельный параграф в работе В.Д. Дугарова посвящен ученым Восточной Сибири, изучавшим Монголию. В этом исследовании весьма детально рассматривается российское монголоведение дореволюционного периода [36].
Изучению революции 1921 года посвящена статья В.Д. Дугарова «Народная революция 1921 года в Монголии (Историография вопроса)» [121; с.33-42]. Автор предложил свою периодизацию изучения монгольских событий 1921 года в России и СССР. Так, первый этап он обозначил 1920-1930-ми, второй - 1930-1950-ми, третий этап - 1950-1980 -ми и четвертый - 1990-ми годами. Такая периодизация приемлема при изучении национально-освободительного движения монгольских народов. Но, что касается революции
1921 года, выделенный В.Д. Дугаровым второй период 1930-1950-х в большей степени соответствует проблематике истории Бурятии, нежели истории Монголии, так как большинство упоминаемых автором работ являются исследованиями по истории Бурятии. Во всем остальном мы разделяем предлагаемую периодизацию [121; с.36-37].
Отечественная историография рассматриваемой проблемы на протяжении длительного времени была вынуждена ограничиваться критикой западных исследователей, рассмотрением работ монгольских историков, а также перечислением трудов классиков марксизма. В 1990-е годы ситуация серьезно изменилась.
Характеризуя степень изученности вопроса, мы можем говорить о том, что в 1920-1930-е годы историографии монгольской революции практически не уделялось внимания. Историографический анализ в этот период заменялся политической полемикой [41; с. 14]. Хотя, говоря современным языком, это событие было предметом скорее политических, нежели исторических исследований [более подробно см. 11, 122, 119].
В 1940-1980-е годы историография встречается в основном в специальных исторических исследованиях. На наш взгляд, это обстоятельство в некоторой степени объясняется тем, что все работы того периода были написаны в одном теоретико-методологическом русле, основой которого служил исторический материализм. Находясь под влиянием идеологических установок КПСС, советское монголоведение не имело возможности отклоняться от намеченного партией курса по политическим причинам. Это связано с тем, что проблема монгольской революции 1921 года имела особое значение для марксизма не только как для науки, но и как для идеологии. Поэтому очень часто это явление объективировалось с целью его включения во всемирно-исторический процесс. Это выражалось в том, что в некоторых общих исследованиях по теории революции события 1921 года в Монголии рассматривались по аналогии с Китаем и СССР без учета особенностей страны - кочевого образа жизни народа [в качестве примера см. 53].
Критика советской исторической школы велась в основном западными «буржуазными» историками, на что советская историография отвечала тем же. Основные направления критики советской исторической школы в работах Р.Рупена, Ч. Боудена сводились фактически к отрицанию закономерности революции, а главный акцент делался на ее экспорте из Советской России. Время показало несостоятельность этих утверждений, так как опубликованные российскими учеными в 1990-е годы материалы доказали самостоятельность революции в Монголии (См. работы С.Г. Лузянина, С.К. Рощина, Ш.Б. Чимитдоржиева). /
Несколько особняком в этом ряду западных монголоведов стоит О. Латтимор, занимавший более сдержанную позицию в вопросе о революции, дававший более позитивную оценку революции 1921 года и считавший ее результатом деятельности монгольских революционеров. Оуэн Латтимор (Owen Lattimore) посетил МНР 1961 году, где познакомился с жизнью страны и успехами МНР. Это помогло ему понять многие стороны жизни современной Монголии, в частности историю Народной революции. Его книга «Кочевники и комиссары» (Nomads and commissars) [188] является одной из самых объективных книг по истории Монголии в западной историографии. [См. 188]
В свою очередь советская историография стремилась продемонстрировать единство взглядов советских и монгольских ученых в вопросе о революции, поэтому монгольской историографии проблемы уделялось такое большое внимание. В то же время монгольские ученые не менее активно критиковали «западных» исследователей. При этом в основе описываемой полемики лежали не методологические расхождения, а идеологическая борьба, которая на протяжении всего периода «холодной войны» накладывала отпечаток на все общественные науки, как в СССР, так и за его пределами.
Крупными специальными историографическими исследованиями, освещающими развитие монголоведения в США и странах Западной Европы были труды М.И. Гольмана «Изучение истории Монголии на Западе XIII
XX веков» и «Проблемы новейшей истории МНР в буржуазной историографии США» [32 и 33]. При рассмотрении американской историографии автор выделил в ней два течения: объективистское и пропагандистско-клеветническое. К объективистскому направлению он относит классиков американского монголоведения А. Мостаерта, Ф.Клиффса, Г. Серройса и О. Латтимора, все их исследования основаны на аутентичных источниках, для изучения которых требуется знание монгольского языка. Но, большинство из них (за исключением О. Латтимора), не знали русского языка и не могли читать работ советских ученых [33; С. 17].
Второе течение представлено именами таких исследователей как: У. Баллис, Дж. Мэрфи, Р. Рупен. Данные ученые выступали с критикой советского присутствия в МНР и революции 1921 года. Особое внимание, например, в трудах Р.Рупена, уделялось развитию национальной идеи объединения монгольских народов. По мнению М.И. Гольмана, эти работы отражают политический заказ, направленный на дискредитацию советского строя [33; С.
В следующий период, в 1990-е годы, историография перестает быть инструментом идеологической борьбы и перед ней возникают новые задачи. Они были продиктованы в ходе деидеологизации общественных наук и в связи с введением в оборот новых исторических источников. Открытие архивов, реабилитация репрессированных в 1930-е годы политических деятелей и снятие запрета с некоторых тем заставили по-новому посмотреть на революцию 1921 года в Монголии и на многие другие сложные проблемы в монголоведении. В первую очередь это касается истории национально-освободительного движения, панмонголизма, борьбы за суверенитет внешней Монголии.
Подчеркивая радикальный характер перемен в отечественном монголоведении, мы должны отметить то, что в нем изменилась не только интерпретация отдельных событий, но и методология исследований. В то же время растет количество книг, статей и диссертационных исследований,
затрагивающих отдельные аспекты революции в Монголии, следовательно, возникает потребность в историографическом обобщении.
Учитывая актуальность поставленной проблемы и её научно-теоретическое значение, целью данной работы является рассмотрение основных этапов формирования и развития советской и современной российской историографии революции 1921 года в Монголии. ) Исходя из указанной цели, нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть взгляды бурятской национальной интеллигенции в 1920-е годы в оценке монгольской революции.
2. Рассмотреть изучение монгольской революции 1921 года советской исторической наукой на начальном этапе в 1920-30-е годы.
3. Выявить основные тенденции в развитии советской историографии 1940-80-х годов.
4. Проанализировать основные тенденции в развитии современной российской исторической науки (1990-е — 2004) в изучении данной проблемы.
' Объект исследования: история монгольской революции 1921 года.
Предмет исследования: процесс становления и развития отечественной исторической науки в изучении монгольской революции 1921 года.
Хронологические рамки. Хронологические рамки нашего исследования локализуются временем с 1921 года до современности (2004 год). Хронологию исследования целесообразно разделить еще на ряд периодов в соответствии с общепринятой периодизацией отечественной историографии XX века.
1. Первый период изучения начинается с 1921 года, то есть со времени революции и встречи монгольской делегации с В.И. Лениным 5 ноября 1921 года, когда Ленин дал оценку монгольской революции, как народной и поставил вопрос о некапиталистическом пути развития. [134; с. 232-233] Кроме того, ведется активная полемика о характере и последствиях революции. Этот период заканчивается в 1930-е годы [72; с. 110-123].
В середине 1930-х годов заканчивается внутрипартийная борьба в ВКП (б), поэтому к 1934 году прекращаются все политические дискуссии в
бурятской партийной ячейке ВКП (б) по вопросу о перспективах монгольской революции в контексте дальнейшего развития национально-освободительного движения монгольских народов. Победа «линии Коминтерна», которую представляли такие деятели, как: Б.З. Шумяцкий, Т.Рыскулов, С. Нацов, ориентировавшиеся на классовую борьбу в Монголии, привела к ликвидации оппозиции в МНРП. 1934 год - это рубежная дата, потому что в это время в
(М ¦ Москве состоялся XVII съезд ВКП (б) - «съезд победителей». В ходе этого
съезда было заявлено о победе над оппозицией в партии [72; 29-32].
Утверждение сталинской линии окончательно было закреплено в 1937 году выходом «Краткого курса истории ВКП (б)» и политическими репрессиями. В результате, «Краткий курс» определил дальнейшее развитие исторической науки, а в ходе репрессий погибли многие деятели Коминтерна и революции: Ц.Жамцарано, Э-Д. Ринчино, С.Нацов и многие другие.
Именно тогда, по мнению Г.Е. Маркова [138], назревает политическая необходимость в качественно новом подходе в освещении вопроса об Щ' общественных отношениях у кочевников Азии. Данный процесс совпадает со
свертыванием НЭПа и началом радикальных преобразований в советской деревне. Возникает политическая необходимость в обосновании классовых противоречий в кочевом обществе. Именно поэтому в конце 1920-х годов отмечается повышенный интерес к проблеме классов и феодализма у номадов. Выходят в свет фундаментальные труды Б.Я. Владимирцова, СП. Толстова, Л.П. Потапова. Таким образом, последующие работы по истории Монголии, начиная с указанного времени, основываются на тщательно разработанной концепции общественно-политических формаций у кочевых народов. Это
^* положило начало новому периоду историографии [138; с. 110-115].
2. Второй период, начавшийся в 1940-е годов и закончившийся в конце 1980-х годов, характеризуется господством одной идеологии и методологии -марксизма.
Выделение данного этапа обусловлено политическими событиями 1940-х годов, во-первых, окончанием второй мировой войны и признанием Китаем
суверенитета Монголии. Новые исследования, так или иначе затрагивающие Монгольскую революцию, появились в 1940-е годы [86 и 60]. Рамки данного периода весьма спорны, так как решения XX съезда КПСС считаются отправной точкой для начала еще одного периода, связанного с осуждением культа личности И.В. Сталина. Однако, эта периодизация в большей степени соответствует проблематике истории СССР, но в нашем случае подобное деление нецелесообразно в силу ряда причин.
Во-первых, методология, на основе которой создавались научные труды по истории, в СССР оставалась прежней - «материалистическое понимание истории». Хотя после XX съезда были опубликованы некоторые новые материалы и работы, ранее не публиковавшиеся по каким-либо причинам. Но эти материалы в не противоречили господствовавшей тогда концепции исторического процесса.
Во-вторых, количество специальных работ по рассматриваемому вопросу было сравнительно невелико, а разница между ними, в силу вышеуказанной причины, не принципиальна, хотя недостатка в общих работах по новейшей истории Монголии не было. Этот период заканчивается в начале 1990-х годов, в связи с распадом СССР и так называемого «Варшавского договора», исчезновением господствовавшей идеологии, а также связанным с этими процессами отходом от прежних концептуальных установок в общественных науках.
3. Современный период в историографии приходится на начало 1990-х годов и продолжается по сей день. Начало 1990-х годов это период, когда начинаются радикальные перемены в теоретических подходах в социальных науках. Хотя этот процесс наметился еще в конце 1980-х, но в это время марксистская методология оставалась по-прежнему преобладающей. Поэтому, именно с 1990-х годов, т.е. с начала процесса деидеологизации и с введения в широкий научный оборот новых источников мы выделили современный период в историографии.
Этот временной отрезок характеризуется возникновением новых подходов к изучению теории революционного процесса. Кроме того, это время пересмотра в отечественной историографии оценок некоторых работ западных исследователей, посвященных теории революции. Появляются издания работ отечественных историков, находившихся в эмиграции, посвященные революции 1921 года в Монголии. Публикуются работы исследователей, которые были репрессированы, труды видных деятелей революции, продолжается процесс накопления материала источникового характера. Пересмотр некоторых положений формационной концепции весьма остро ставит вопрос о роли монгольской революции в истории этой страны в частности, и во всемирно-историческом контексте в целом.
На современном этапе можно отметить появление весьма интересных, проблемных работ по отдельным аспектам, затрагивающим революцию 1921 года в Монголии. Это работы: С.Г. Лузянина, С.К. Рощина, Ш.Б. Чимитдоржиева и многих других, но обобщающего труда по истории данной революции в России еще нет.
Методология и методика исследования. Методологической основой данного исследования являются принципы историзма и объективности. Принцип историзма дает возможность изучать историографию монгольской революции 1921 года на фоне исторических событий и явлений, которые происходили в государстве и обществе. Принцип объективности предполагает непредвзятое, объективное отношение к историческому прошлому при его использовании в изучении развития монголоведения, проявляется в стремлении к наиболее достоверному освещению исторического процесса. Кроме того, в диссертационной работе используется совокупность методов исторического исследования. Наиболее важными из них являются: сравнительно-исторический, системно-исторический, хронологический, метод периодизации и ретроспективный метод.
Сравнительно-исторический метод позволяет находить общие и отличительные черты изменений в процессе исследования монгольской
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23432.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.