У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Отечественная историография XIX — XX вв. Четвертого крестового понода 1198-1204 гг
Количество страниц
148
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23433.doc
Содержание
Содержание
Введение________________________________________________3
Глава 1. Традиции российской дореволюционной историографии крестовых походов (XIX - первая треть XX века)._______________________14
§1. Основные тенденции в изучении средневековой крестоносной экспансии на Восток российскими историками 1820-х — 1860-х годов.___14
§2. Анализ причин, событий, последствий Четвертого крестового похода отечественными специалистами последней трети XIX - начала XX веков и проблема влияния дореволюционных историографических традиций на процесс становления советской историографии 1920-х годов.____________30
Глава 2. Советский период отечественной историографии Четвертого крестового похода (1930-е - начало 1990-х годов).____________________69
§1. Утверждение и развитие марксистской историографии крестовых походов (1930-е - конец 1940-х годов).___________________________69
§2. Отечественная историография Четвертого крестового похода (1950-е -начало 1990-х годов): достигнутые результаты и перспективы дальнейших исследований._______________________________________________83
Заключение_______________________________________________126
Библиография_____________________________________________130
Список сокращений________________________________________146
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. События Четвёртого крестового похода (1198 - 1204), приведшие к падению Византийской державы и способствовавшие образованию на ее территории Латинской империи и ряда независимых греческих государств (Никейской империи, Трапезундской империи и Эпир-ского царства), являются важным этапом европейского средневековья.
Не случайно внимание историков разных стран несколько столетий приковано к перипетиям похода и его последствий. 800-летняя годовщина похода, сопровождавшаяся публичными извинениями Католической церкви перед церковью Православной за действия крестоносцев в 1204 г., в очередной раз активизировала научные дискуссии вокруг событий далекого прошлого.
Фундамент научного анализа истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века -1914 г.). С новой силой, с подключением уже и российских специалистов, исследование истории крестовых походов продолжилось после окончания Второй мировой войны.
Количество отечественных исторических исследований XIX - XX вв., рассматривающих различные аспекты, оказавшие влияние на течение и исход крестоносной экспедиции 1198 - 1204 гг., достаточно велико (более сотни), однако каких-либо обобщающих историографических работ на эту тему не было создано.
К настоящему времени созрела необходимость проанализировать процесс приращения научных знаний (в нашей стране) по истории крестоносной экспансии на Восток в целом, по истории событий 1198 - 1204 гг., в частности. Это даст возможность сориентироваться в многообразии научной литературы, уяснить какие вопросы, в рамках интересующей нас темы, были поставлены отечественными авторами и решены, какие поставлены, но не решены (по тем или иным причинам) и какие не ставились вовсе. В конечном итоге это позво-
лит сформулировать приоритеты и наметить перспективы дальнейших научных поисков. Состояние научной разработки темы.
Проблема отечественной историографии Четвертого крестового похода никогда не становилась предметом специального и комплексного исследования, хотя отдельные ее аспекты затрагивались в целом ряде работ наших предшественников и коллег. Основная часть интересующей нас информации обнаруживается в трудах по историографии крестоносного движения, истории средних веков и Византии1.
Еще в конце XIX в. появилась статья П. Митрофанова «Изменение в направлении Четвертого крестового похода»2. Правда, посвящена она была научным дискуссиям в кругу западноевропейских историков. Второй попыткой обращения к историографической проблематике явился очерк, предпосланный изложению событий 1198 - 1204 гг. в книге выдающегося русского византиниста Ф. И. Успенского «История крестовых походов»3. Дальнейшее развитие процесс изучения историографии (зарубежной и отечественной) похода 1198 — 1204 гг. получил только с середины 1950-х гг. в работах М. А. Заборова4. В его трудах главный упор делался на выявлении отношения историка к крестовым походам как к явлению средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Немаловажным являлось и анализ М. А. Заборовым причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX вв. к исследованию крестоносной экспансии на Восток.
Отметим, что изучение истории Четвёртого крестового похода в нашей стране в течение долгого времени преимущественно велось византинистами и осуществлялось именно в рамках написания истории Византии. Именно поэтому мы сознательно обращаемся к тем трудам Ф. И. Успенского , 3. В. Удальцо-вой6, Г. Л. Курбатова7, в которых оцениваются результаты, подводятся промежуточные итоги изучения византийской истории в XIX - первой половине XX
вв. В отдельных трудах особое внимание акцентируется на том вкладе, который внесли в византиноведение петербургские историки XIX в.
Немало полезной для нашего диссертационного исследования информации содержит работа А. П. Лебедева9, написанная в 1898 г. (переиздана в 1903 и 2000 гг.), но до сих пор являющаяся единственной в своем роде. Для нас важны авторские оценки деятельности тех представителей церковно-исторической науки, которые анализировали характер взаимоотношений Католической и Православной церквей в эпоху крестовых походов, а потому не могли обойти своим вниманием Четвертый крестовый поход, в частности религиозные аспекты его последствий.
В нашем распоряжении и целый ряд трудов по историографии истории средних веков, прежде всего западноевропейского средневековья. Сюжет историографии крестовых походов, в общих чертах, в них присутствует10.
Наконец, большой блок исследовательских работ посвящен жизни и деятельности тех историков или групп историков, в научной деятельности которых нашли своё отражение проблемы истории Четвёртого крестового похода и его последствий. Речь идет о монографиях, статьях и материалах, характеризующих результаты научных изысканий Ф. И. Успенского11, В. Г. Васильевского12, А. П. Лебедева13, Б. А. Панченко14, О. А. Добиаш-Рождественской15, М. А. Заборова16 и др.
Кроме того, диссертантом был проанализирован обширный справочно-библиографический материал, среди которого особо следует выделить библиографические указатели работ по средневековой истории, вышедших в разные годы , библиографии работ конкретных авторов и библиографии исследований истории крестовых походов19.
Подводя итог сказанному, отметим, что правильная постановка и частичное разрешение нашими предшественниками ряда важных вопросов интересующей нас темы создали базу, условия, предпосылки, необходимые и достаточные для того чтобы приступить к специальному и комплексному анализу
отечественной историографии Четвертого крестового похода. Представленной диссертационной работой автор стремился обобщить и систематизировать ранее известные факты и положения, восполнить пробелы, наличествующие на сегодняшний день в знаниях по избранной проблематике, подтвердить или опровергнуть существующие концепции, исправить неточности и уточнить дискуссионные оценки, существующие в литературе, а также предложить свои собственные выводы.
Учитывая актуальность, научную и практическую значимость темы, а также отсутствие целостного анализа и обобщающих трудов по затронутой проблематике, автор избрал объектом диссертационного исследования российскую историографию крестоносного движения на Восток XI - XIII вв.; а его предметом: комплекс отечественной научной литературы, посвященный проблематике Четвертого крестового похода (1198 — 1204 гг.).
Диссертант ставит своей целью: проанализировать процесс изучения российскими историками событий Четвертого крестового похода, осуществлявшийся на протяжении XIX - XX столетий. Для этого в диссертации предпринята попытка решить следующие конкретные задачи:
1. Выделить основные периоды и этапы изучения Четвертого крестового подхода в нашей стране, рассмотреть присущие им особенности.
2. Охарактеризовать персональный вклад в изучение проблемы наиболее выдающихся представителей исторической науки России и СССР.
3. Выявить основные подходы, тенденции, историографические традиции, сложившиеся в среде отечественных специалистов, изучавших и изучающих интересующую нас проблему.
4. Сформулировать основные результаты осмысления отечественными историками причин, событий и последствий Четвертого крестового похода, указать на нерешенные вопросы, обрисовать перспективы дальнейших научных поисков.
Хронологические рамки нашей работы охватывают XIX - XX вв. Исследование отечественной исторической литературы доводится до 1990-х гг. В 1998 - 2004 гг. российскими авторами работ, посвященных истории Четвертого крестового похода, не издавалось. Поэтому современный период отечественной историографии оказывается, практически, вне сферы нашего внимания.
Источниковая база исследования достаточно обширна и включает в себя 4 группы публикаций (монографии и статьи, диссертации, материалы конференций, тексты научных рецензий) отечественных историков:
1. Работы, посвященные непосредственно Четвёртому крестовому походу и его последствиям.
. 2. Труды, связанные с изучением источников по истории похода и истории Латинской империи, а также комментированные публикации первоисточников XIII в. на русском языке.
3. Работы, посвященные крестовым походам в целом.
4. Работы, косвенно затрагивающие интересующие нас вопросы (общие работы по истории средних веков, истории Византии, истории христианской Церкви, истории Болгарии и др.).
Научная новизна настоящей работы состоит в том, что она представляет собой первую попытку комплексного осмысления опыта отечественной историографии Четвертого крестового похода.
Теоретико-методологические основы исследования.
Применение автором системного подхода к изучению историографии Четвертого крестового похода как совокупности научных трудов и публикаций, представляющих различные отрасли знания, и вытекающий из такого подхода принцип междисциплинарных связей, является основой для использования контент-анализа и принципа историзма. Контент-анализ дает возможность осуществить сравнительное изучение разных групп источников, а принцип историзма позволяет рассмотреть объект исследования в его конкретно-исторических условиях, проследить этапы в изучении рассматриваемых в работе вопросов.
Историографический анализ Четвертого крестового похода предполагает привлечение и учет многообразных точек зрения, сформулированных, главным образом, иностранными учеными (начиная с сер. XIX века) по дискуссионным вопросам, касающимся предпосылок, хода и исхода этого крестоносного начинания.
«Теория случайностей», основа которой была заложена одним из важнейших источников по истории похода - «Завоеванием Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна, дает самую прямолинейную трактовку событий. Согласно «теории случайностей», крестоносцы, наняв венецианские суда, не собрали достаточных средств для оплаты фрахта и потому вынуждены были согласиться на предложение венецианцев захватить Задар; при этом никакими привходящими соображениями стороны не руководствовались20.
До 1860-х годов такого рода теоретические построения не подвергались в исторической литературе основательной и серьезной критике. В 1861 г. французский историк Ж.-М. Ж.-Л Мас-Латри сформулировал тезис о сговоре Венеции с правителем мусульманского Египта с целью увлечения крестоносцев в сторону от первоначально намеченной цели. В 1867 г. точка зрения Ж.-М. Ж.-Л. Мас-Латри была поддержана и дополнена немецким ученым К. Хопфом. Однако уже в 1870-е годы «теория венецианской измены» была подвергнута критике сторонниками «теории случайностей», в частности, французским историком Н. де Вайи. Тогда же, в 1870-е годы дискуссия приобрела более дифференцированный характер: исследователи стремились выяснить причины не только отклонения крестоносцев от цели, но и мотивы их поворота на Константинополь. Результатом явилась «теория германской интриги» французского исследователя П. Риана, изложенная им в 1875 г. в работе «Иннокентий III, Филипп Швабский и Бонифаций Монферратский» (Riant P. Innocent III, Philippe de Su-abe et Boniface de Montferrat. Examen des causes qui modifierent au detriment de
l'empire grec le plan primitif de la quatrieme croisade // Revue des Question Histori-ques. - Paris., 1875. № 17)21. Ее суть состояла в том, что все решающие события Четвёртого крестового похода объявлялись плодом германского вмешательства. Дескать, король Филипп Швабский намеревался добиться поворота крестового похода в сторону от его первоначальной цели для того, чтобы нанести удар престижу папства - врагу германской империи22.
«Теория германской интриги» содержала отдельные верные доводы, но (как и предшествовавшие ей теории) упускала из виду многие важные факторы международных отношений, которые оказали влияние на судьбу похода. К тому же, она имела яркую антигерманскую направленность, что было вызвано всплеском национализма во французской и, с другой стороны, германской исторической литературе после франко-прусской войны 1870 - 1871 гг.23.
В последующие годы предпринимались неоднократные попытки подтвердить или опровергнуть доводы П. Риана. В частности, В. Г. Васильевским (впрочем, его точка зрения в этом вопросе практически не была известна на Западе) и, независимо от него - Ж. Тессье (Tessier J. Qatrieme croisade. La diversion sur Zara et Constantinople. Paris, 188424).
. Широкое и комплексное использование структурных элементов, сущностных подходов и аргументации, предложенных в свое время авторами охарактеризованных выше теоретических построений (в совокупности с попытками решения ряда частных вопросов истории Четвертого крестового похода) характерны как для зарубежных, так и для отечественных ученых конца XIX - XX веков, специализировавшихся на изучении истории Четвертого крестового похода. Однако наметившиеся с середины XX в. тенденции к более объективному рассмотрению событий 1198 - 1204 гг. (с учетом всей совокупности политико-культурных факторов) все-таки не привели к унификации точек зрения по спорным вопросам, в частности, относительно хронологических рамок самого Четвертого крестового похода. Большинство историков солидарны в том, что отправной точкой очередной крестоносной экспедиции можно считать призыв
к крестовому походу римского папы Иннокентия III 15 августа 1198 г. Что касается итоговой даты, то современные американские ученые Д. Квеллер и Т. Мэдден25 связывают ее с коронацией Бодуэна Фландрского и появлением на свет Латинской империи 9 мая 1204 г. Разделяет подобную точку зрения и автор настоящей диссертации.
Вместе с тем, в некоторых работах, посвященных исследованию крестовых походов, история Латинской империи (как минимум, до 1205 года - даты битвы при Адрианополе) рассматривается как продолжение или завершающая стадия четвёртой крестоносной экспедиции. Во многом это связано с источниками по истории похода, важнейшие из которых продолжают своё повествование и после 1204 г. (например: «История» Никиты Хониата26 - до 1206 г., «За-воевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна - до 1207 и одноимён-ное произведение Робера де Клари - до 1216 ). Поэтому мы считаем возможным включить в круг изучаемых в данной работе проблем рассмотрение отечественными специалистами не только событий 1198 - 1204 гг., но и последовавших за ними событий 1205 - 1206 гг. (по большей части относящихся к истории Латинской империи), вплоть до даты вступления на престол второго латинского императора в Константинополе Анри д'Эно 20 августа 1206 года.
Таким образом, диссертант стремился использовать все ценное в историографическом плане из того, что было сделано предшественниками, и учесть как можно большее число публикаций имеющих отношение к теме исследования.
Автор полагает, что аккумулированный им достаточно обширный корпус источников по избранной теме позволяет провести полноценное научное исследование и сформулировать обоснованные выводы, опираясь на разнообразный конкретно-исторический материал.
1 За рубежом российской историографии Четвертого крестового похода внимания практически не уделялось (Райли-Смит Дж. Изучение крестовых походов // История крестовых походов / под. ред. Дж. Райли-Смита. - М, 1998. С. 7 - 22; Consta-
ble G. The historiography of the Crusades // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the muslim world / ed. by A. E. Laiou and R. P. Mottahedeh. - Washington, D. С 2001. P. 1-22.).
2 Митрофанов П. Изменение в направлении Четвертого крестового похода // Византийский Временник (ВВ). 1897. Т.4. С.461-523.
3 Успенский Ф. И. История крестовых походов. - Спб.,1901. С. 176 - 194.
4 Заборов М. А. 1) Историография крестовых походов. - М.,1971; 2) Крестовые походы в работах русских историков нач. XX в. // ВВ. 1964. Т. XXV. С. 121 - 142; 3) Крестовые походы в русской буржуазной историографии // ВВ. 1951. Т.VI. С. 171 - 190; 4) Крестовые походы в русской историографии первой половины XIX в. // ВВ. 1962. T.XXI. С. 183 - 197; 5) Крестовые походы в русской историографии последней трети XIX в. // ВВ. 1963. Т. XXII. С. 227 - 259; 6) Новое в изучении крестовых походов в зарубежной историографии // ВВ. 1958. T.XIV. C.298 -313; 7) Советская историография крестовых походов // Средние Века (СВ). 1964. № 25. С. 272 - 282; 8) Советская историография крестовых походов (30-е годы) // Ежегодник музея Истории религии и атеизма (ЕМИРА). 1964. Т.7. С. 301 - 317 и др.
5 Успенский Ф.И. Из истории византиноведения в России // Анналы. 1922. № 1.С.110-126.
6Удальцова 3. В. Византиноведение в СССР после Великой Октябрьской Социалистической Революции (1917 - 1934) //ВВ. 1964. Т. 25. С. 3 -31.
7 Курбатов Г. Л. История Византии (Историография). - Л.,1975.
8 Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге / под. ред. И. П. Медведева. - СПб.,1995; Заливалова Л. Н. Материалы для истории русского византиноведения второй половины XIX в. // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени / под. ред. Г. Е. Лебедевой. - СПб. 2000. Вып.2. С. 15 - 39 и др.
9 Лебедев А. П. Церковная историография в её главных представителях с IV до XX в.-СПб., 2000.
10 Косминский Е. А. Историография средних веков V в. - середина XIX в.: Лекции. - М., 1963; Гутнова Е. В. Историография истории средних веков (середина
XIX в. - 1917 г.). - М., 1974; Вайнштейн О.Л. История советской медиевистики 1917 -1966 гг.-Л., 1968 и др.
11 Каптерев С. Н Uspenskiana (I. Хронологический указатель трудов академика Ф. И. Успенского. П. Литература о Ф. И. Успенском) // ВВ. 1947. Т. I (XXVI). С. 270 - 314; Удальцова 3. К. К вопросу об оценке трудов академика Ф. И. Успенского // Вопросы Истории (ВИ). 1949. № 6. С.116 - 128 и др.
12Куник А. А. Записка об учёных трудах члена-корреспондента Императорской академии наук В. Г. Васильевского. - Спб., 1890; Гревс И. М. Василий Григорьевич Васильевский как учитель науки. Набросок воспоминаний. Материалы для характеристики. — Спб., 1899; Жебелев С. В. Г. Васильевский в изучении византийских древностей. // Вестник древней дстории (ВДИ). 1939. Т. 1(6). С.216 -222 и др.
13Елеонский Н. А. Алексей Петрович Лебедев.-М., 1909.
14Сюзюмов М. Я. Научное наследие Б. А. Панченко//ВВ. 1964. Т.25. С. 32 - 52 и др.
15 Ершова В. Н. О. А. Добиаш-Рождественская - историк западноевропейского средневековья. Петрозаводск, 1971; Люблинская А. Д. Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская // Портреты историков: Время и судьбы: в 2 т. Т. 2. Всеобщая история. - М.- Иерусалим, 2000. С. 155 - 166.
16 Басовская Н. И. Воображаемая линия горизонта (грань между внешней и внутренней политикой в средневековом обществе) // Проблемы истории и историографии рабочего движения. К 70-летию М. А. Заборова / отв. ред. Д. В. Ку-харчук, Д. Н. Меликян. -М., 1991. С. 12-22.
17 Русская литература по Всеобщей истории: библиографический обзор / под ред. Д.Н. Егорова . Вып. 1 (дек. 1911 -дек. 1912). -М.-Спб., 1913; Гельфанд Н.В. Литература средних веков. Западная Европа; Византия: указатель работ, изданных на русском языке 1917 - 1975. - М.,1978 и др.
18 Каптерев С.Н Uspenskiana... С. 270 - 314; Горяинов А. Н. Библиография работ Д. Н. Егорова // СВ. 1993. Вып.56. С. 306 - 309 и др.
19 Mayer H.E. Bibliographic zur geschichte der kreuzzuge. - Hannover, 1960.
20 Митрофанов П. Изменение в направлении Четвёртого крестового похода. С.480.
21 Mayer H. E. Bibliographie zur geschichte der kreuzziige. — P.108.
22 Заборов M. А. Крестовые походы. - М.,1956. C.I82 - 183.
23 Там же. С. 183.
24 Mayer Н. Е. Bibliographie zur geschichte der kreuzziige. P.108; О дальнейшей полемике по поводу теории «германской интриги» см.: Заборов М. А. Крестовые походы в русской историографии последней трети XIX в. С.229 - 230.
25 Queller D. E., Madden T. F. The Fourth crusade: the conquest of Constantinople. - Philadelphia., 1997. - P. X.
26 Никита Хониат. История начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Т.2 (1186 - 1206) / пер. ред. проф. И. В. Чельцова. - Спб., 1862.
27 Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя / пер. М. А. Заборо-ва.-М.,1993.
28 Робер де Клари. Завоевание Константинополя / пер. М. А. Заборова. -М.,1986.
Глава I
Традиции российской дореволюционной историографии крестовых походов (XIX - первая треть XX века)
§1 Основные тенденции в изучении истории крестовых походов российскими историками 1820-х- 1860-х годов.
Рассмотрение истории крестовых походов в русской исторической литературе берет свое начало в XIX в. Обусловлено это было, прежде всего, появлением исторических трудов по истории крестовых походов на Западе. Отметим некоторые общие черты, характерные для российской и зарубежной исторической науки начала XIX в. В этот период в отечественной историографии только начинали предприниматься первые серьёзные попытки осмысления и изучения истории Византии и её места в русской и мировой истории1, и при этом до конца 1830-х гг. в России не существовало медиевистики как специальной отрасли исторического знания2.
Как известно, в Европе интерес к истории крестовых походов и к средневековью в целом возник в эпоху Просвещения, просветители относились к крестовым походам, как к проявлению средневековой религиозной нетерпимости и варварства3.
К концу XVIII — началу XIX вв. господствующим направлением в западноевропейской историографии стал романтизм4, с его, во многом идеализированным, отношением к крестоносным предприятиям. Интерес к средневековью развивался под влиянием романтизма и национализма, что отчетливо проявлялось в литературных, художественных и музыкальных произведениях того времени5. В научно-исторической области этот интерес выражался в появлении в начале XIX в. в Германии и Франции6 двух многотомных трудов по истории крестовых походов,. Семитомная «История крестовых походов» Ф. Вилькена была опубликована в 1807-1832 гг., а пятитомная «История крестовых похо-дов» француза Ж. Ф. Мишо вышла из печати в 1812-1822 гг. Для нас известный интерес представляет работа Ж. Мишо, неоднократно публиковавшаяся в русском переводе7. Жозеф-Франсуа Мишо (1767-1839) расценивал крестовые походы как порождение религиозного и рыцарского энтузиазма, основной акцент делая на вкладе Франции в крестоносное движение. Опубликование этой работы в России, сопровождалось статьей И. Бутовского «Сравнение крестовых походов среднего века с священной бранью текущего столетия»8, в которой автор, также придерживавшийся романтических взглядов на крестовые походы, проводил аналогии между крестоносцами и союзной коалицией противостоящей Наполеону I, называя Александра I «достойным преемником незабвенного Фридриха»9, то есть предводителя Третьего крестового похода Фридриха I Барбароссы. Издание в России «Истории крестовых походов» Ж. Мишо в 1822— 1836 гг. имело, как отмечал М.А. Заборов, «весьма далёкое отношение к научному изучению темы: перед нами лишь образец использования работы французского автора в политико-пропагандистских целях»10.
Отметим при этом, что третий том работы французского историка, который содержал повествование о Четвёртом, Пятом и Шестом крестовых походах, был издан в России в 1835 г., через двенадцать лет после выхода перевода первых двух частей. По классификации Ж. Мишо, крестовый поход 1198 - 1204 гг. был поименован Пятым (Четвёртым походом Ж. Мишо называл неудавшийся поход Генриха VI в 1195-1197 гг., который с середины XIX в. принято считать частью третьего крестового похода). Большинство событий похода Ж. Мишо излагал в соответствии с рассказом Жоффруа де Виллардуэна - маршала Шампани, одного из предводителей крестоносцев, и, таким образом, давал объяснение причин отклонения крестоносцев от цели в свете так называемой «теории случайностей»11, которая в то время во Франции не подвергалась критике. Тем не менее, Мишо всё же включил в повествование о походе сведения продолжателя Вильгельма Тирского, сирийского хрониста Эрнуля, который обвинял венецианцев в сговоре с Малек-Аделем (Малик ал-Адиль (ум. 1218), султа-ном Египта (с 1200 г.), братом знаменитого Салах-ад-дина12. Мишо довольно осторожно относился к этому свидетельству и считал, что «для побуждения крестоносцев к войне с греками не нужны были пример и речь Дожа Венецианского. Даже те, кои наиболее противились новому предприятию, подобно прочим крестоносцам, исполнены были гнева и презрения к Грекам, и речи их только возжигали умы против этого народа, почитаемого врагом Христиан».13
Первое издание «Истории крестовых походов» Ж. Мишо в России обращает на себя внимание наличием «Оправдательных статей» помещенных в качестве приложений. Так, в «статьях» к третьему тому был дан перевод на русский язык некоторых важных источников по истории «Пятого» крестового похода, как то: призыв Иннокентия III к крестовому походу 1198 г. (С. 671-686); договор с Венецией о фрахте кораблей для перевозки крестоносцев в апреле 1201 г. (С. 616-623); договор «О разделе империи» (март 1204 г.) (С. 626-627), отрывок из сочинения Никиты Хониата «О статуях Константинополя», рисующий бесчинства крестоносцев после второго взятия Константинополя в апреле 1204 г. (С. 633-647) и др. Подобная публикация документов являлась первым опытом перевода источников по истории Четвёртого крестового похода на русский язык.
В 1845 г. В России вышла «Краткая история крестовых походов», перевод одноимённого немецкого издания, напечатанного в популярно-исторической серии Ф. фон Раумера «Всеобщая историческая карманная библиотека» в начале 30-х годов. Автором перевода был протоирей Ф. Ф. Сидонский, бывший преподаватель богословия и философии Петербургской духовной академии14. Издание преследовало в первую очередь чисто образовательные цели ознакомления читателей с историей крестовых походов в сокращенном (в отличие от труда Ж. Мишо) виде.
Первый труд по крестовым походам, принадлежавший собственно отечественной историографии, появился в 1835 г. Это была книга известного автора исторических компиляций, литератора и учёного-самоучки И. Д. Ертова15
(1777-1842) «История крестовых походов для освобождения Иерусалима и Святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории»16. Однако отдельной главы или части, посвященной Четвёртому крестовому походу (здесь согласно классификации Ж. Мишо - Пятый крестовый поход), у И. Д. Ертова не было. Сведения о нём приводились в примечаниях17 и представляли собой краткое описание событий 1202-1204 гг. В своей работе И. Д. Ертов преследовал цель описать события, происходившие в Палестине и, по-видимому, не счёл нужным заострять внимание на походе, уклонившемся от своей первоначальной цели. В 1837 г. И. Д. Ертов издал ещё один труд: «Историю Восточно-Римской или Константинопольской империи»18, который, как и предыдущий, представлял собой компилятивный свод из произведений Ж. Мишо, Э. Гиббона и др. Здесь Четвёртому крестовому походу отводилось больше места, чем в предыдущей работе, но опять же это был всего лишь краткий очерк событий, содержавший к тому же целый ряд неточностей.
Таким образом, мы видим, что в начале XIX в. влияние идей западноевропейского романтизма на оценку крестовых походов в России, равно как и влияние идей Просвещения, было достаточно сильным19. При этом собственная концепция у русских историков в то время отсутствовала.
Вновь история крестоносного движения оказалась в поле зрения отечественных исследователей только со второй трети XIX в. Обусловлено это было стойкой популярностью данной темы в Европе, в первую очередь во Франции, с которой у России были тесные научные и культурные связи20. На протяжении первой половины XIX в. в России обнаруживается постепенное нарастание интереса к истории крестовых походов, выражавшееся, главным образом, в подготовке переводов трудов зарубежных авторов. Что касается непосредственно Четвертого крестового похода, то события 1198 - 1204 гг. рассматривались российскими историками первой половины XIX в. лишь в общем контексте истории крестовых походов на Восток. При этом, до конца XIX в. в отечествен-
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23433.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.