У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Африканцы в СССР и в России (1960-2003 гз)
Количество страниц
183
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23776.doc
Содержание
Содержание
Вводная глава.
• Цели и методы исследования... 2
• Обзор источников и историография... 10
• Проблема адаптации... 27
Глава первая. Африканцы в Советском Союзе 1960-1991 гг. Эволюция образов в процессе взаимной адаптации
• Африканцы в России до I960 года... 35
• Африканские студенты. Университет Дружбы Народов им. П. Лумумбы... 40
• Африка и африканцы в советских СМИ... 50
• Москва глазами африканцев (по материалам интервью)... 57
Приложение к первой главе. Африканцы в СССР по архивным материалам...
1.1. Письмо об инцидентах с обучающимися в СССР африканскими студентами,
17 марта 1960 года... 64
1.2. Постановление ЦК КПСС О мерах по улучшению работы среди студентов, аспирантов и стажеров стран Азии, Африки, Латинской Америки и некоторых стран Запада, обучающихся в высших учебных
заведениях СССР 3 ноября I960 года... 66
1.3. Записка по письму Исполкома Союза студентов из Черной Африки в СССР,
10 мая 1960 года... 69
Глава вторая. Африканцы в России после 1991
года... 73
• Африканцы-студенты... 74
• Африканцы-беженцы и лица, ищущие убежища... 85
• Африканская элита... 90
• Организации и центры, занимающиеся африканскими проблемами в России... 91
- Культурные... 96
- Студенческие... 104
- Деловые...:... 109
- Религиозные... 112
- Помощи беженцам... 118
• Африка и африканцы в российских СМИ... 122
Приложение ко второй главе. Африканские организации в России.
2.1. Устав Землячества студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров
Республики Сомали, обучающихся в РУДН... 127
2.2. Отчет о работе Ассоциации иностранных студентов в России
за период с 1998 по 2001 г... 130
2.3.Проект Устава Африканской Организации в России (АФОР)... 136
2.4. Обращение участников Всемирного Форума иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений
(Москва, 14-16 мая 2003 года)... 138
Глава третья. Зарубежный опыт: африканцы в Европе... 141
• Адаптация африканцев в Великобритании... 148
• Африканские центры и организации в Великобритании... 155
- Культурные... 156
- Помощи беженцам... 162
- Образовательные... 166
- Религиозные... 168
Приложение к третьей главе. Африканские организации в Великобритании
3.1. Африканские организации в Лондоне... 174
3.2. Африканские издания в Великобритании... 176
3.3. Африканские целители в Великобритании... 182
Заключение... 183
Библиография...
Введение
Настоящее исследование ставит целью выработку основных направлений в изучении проблем, связанных с адаптацией различных категорий африканских граждан в России, анализ механизма взаимодействия российских и африканских граждан на территории Российской Федерации, а так же выявление факторов, влияющих на работу этого механизма. Хронологические рамки исследования охватывают 1960-2003 гг. За этот период произошли коренные изменения в отношениях между Россией и Африкой, трансформировался образ жизни россиян и их отношение к окружающему миру. Исходя из указанной цели, в исследовании поставлены следующие задачи:
• выявить исторически обусловленные факторы, определяющие процесс адаптации африканцев в России и в Советском Союзе.
• выявить общее и особенное в адаптации граждан из различных африканских стран в России с учетом их статуса (студентов, беженцев, нелегальных мигрантов, африканцев, получивших российское гражданство).
• проанализировать существующие подходы к исследованию проблем адаптации африканцев в других странах, используя опыт Великобритании и континентальной Европы.
• определить необходимые условия для успешной адаптации африканцев в российской среде на основании зарубежного, а также советского, опыта их адаптации.
Хронологические рамки исследования охватывают важный отрезок в социальной, экономической, политической истории как России, так и большинства африканских стран. За почти полвека (1960-2003 гг.) коренным образом изменился политический курс России. Перестал сущест-
Вводная глава. Цели и методы исследования.
вовать Советский Союз, который был политическим и идеологическим ориентиром для многих африканских стран, посылавших своих студентов на учебу в нашу страну. Деловые и экономические интересы стали преобладать над идеологическими. Изменился контингент африканских студентов, появились нелегальные иммигранты, благополучная африканская элита.
За этот период взаимоотношения между жителями Советского Союза/России и гражданами африканских стран прошли через самые разные стадии: от экзотического притяжения к опасению перед нежелательными связями с иностранцами, от патерналистской опеки «меньших братьев» до зависти, вызванной недоступностью материальных благ, которыми обладали африканцы, затем - до обвинения африканцев во всевозможных бедствиях России и подъема расизма.
Географические рамки исследования включают в себя обзор проблем адаптации африканцев в крупнейших городах Российской Федерации - Москве, Петербурге и их областях, а также в Екатеринбурге, Белгороде, Иваново. Особое внимание уделено деятельности африканцев на Украине. Отдельная глава посвящена анализу проблем адаптации африканцев в Великобритании (в частности, в Лондоне), с привлечением материала по континентальной Европе, а также материалов интервью, проведенных автором в Сомалийской Демократической Республике.
Методы работы.
Представляется целесообразным выделить несколько методов, применяемых при исследовании процесса адаптации в целом, африканских иммигрантов, студентов и членов смешанных семей в частности, существующих к настоящему времени в российских и зарубежных исследованиях.
Вводная глава. Цели и методы исследования.
Учитывая комплексность исследования (на грани социологии, социальной антропологии, этнопсихологии, истории и культурологии) диссертантом применялись различные методы исследования.
Сравнительный метод. Возможность проведения исследования в нескольких странах (Россия, Великобритания, Сомали) позволила провести сравнение процесса адаптации в различных экономических, политических, исторических условиях, а также проследить развитие отдельных сторон процесса, с целью выявления степени влияния принимающего этноса. Методы ситуационного и сравнительного анализа важны в процессе изучения механизма внутренней и внешней адаптации и моделей поведения в принимающем обществе.
Полевой метод. Будучи членом сомалийской общины Москвы и уже около 10 лет тесно работая с африканскими студентами в Москве, я получила возможность лично от них узнать о мотивации их поведения в раз личных ситуациях, «увидеть» особенности и «обычности» русского этноса. При непосредственном общении с африканцами главное внимание уделялось их рассказам, шуткам, реакциям на различные ситуации, оговоркам, цепочкам рассуждений, аргументам, используемым ими в спорах, объяснениям различных явлений. Мне представилась возможность увидеть и описать жизнь африканцев в условиях «благополучной» диаспоры (полевое исследование в Великобритании), в естественной среде (полевое исследование среди выпускников советских/российских учебных заведений в Сомали). Таким образом, через призму увиденного собственными глазами я постаралась описать адаптационные процессы, проходящие у африканцев в России, в среде моей родной культуры, что также дает некоторые преимущества при проведении исследования.
За более чем 8 лет мною было опрошено около 200 африканцев, находящихся в России и около 100 - за ее пределами (Великобритания, Сомали). Большинство проведенных интервью являлись глубокими и длились несколько дней, а то и несколько лет (так называемый лонгитюд-
Вводная глава. Цели и методы исследования.
пый метод)1. Это позволяло, прежде всего, проследить эволюцию респондента и его реакцию на одни и те же явления на значительном отрезке его жизни и исключить стрессовые реакции. Стрессовые реакции обычно проявляются во время проведения опросов на Центральном телеграфе, рынках, вокзалах - местах, которые социологи нередко выбирают для проведения опросов как места наибольшего скопления иностранцев (исследования китайской, вьетнамской, африканской и др. общин в Москве), для наибольшей репрезентативности.
В процессе работы я постаралась учесть и тот факт, что исследование адаптации этноса за пределами территории его исторического проживания без ознакомления с его поведением на родине представляется малорепрезентативным. Во время полевого исследования в Сомали я провела ряд интервью с выпускниками российских учебных заведений по той же схеме, что и среди сомалийских студентов в России. Выводы и наблюдения подробно описаны в соответствующих главах.
Применялась методика проведения ненаправленного интервью, в котором инициатива принадлежала самому респонденту (чаще - обсуждение моих выступлений на конференциях с участием африканцев, статей, посвященных жизни африканской диаспоры). Использовалась методика проведения нарративного интервью, в котором я лишь направляла свободный рассказ, повествование о жизни самого африканца. Интересные результаты получены во время проведения групповых интервью, когда своей целью я ставила вызвать дискуссию в группе (предварительное обсуждение с африканцами моих статей и докладов, чтобы учесть их замечания). Закрытый опросный лист (варианты ответов предусмотрены) не применялся ни разу.
С другой стороны, излишняя «включенность», особенно на протяжении длительного времени, потенциально может привести к потере кри-
1 длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе.
5
Вводная глава. Цели и методы исследования.
тической отстраненности в осмыслении ситуации. Так, по этическим соображениям исследователь уже не может предать публичному обсужде-нию те секреты, которые ему доверяли члены сообщества. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, обычно добивается лучшего результата. Как заметили социологи, интервьюирование на дому имеет минус: воспринимая интервьюера в качестве гостя, опрашиваемый, из вежливости, старается говорить только приятное.
Практически все методы, используемые сегодня в этнопсихологии, являются статическими. Однако, по мнению некоторых современных этнопсихологов (С. Лурье, М. Иванова и др.), наибольший интерес представляют переломные периоды в жизни народа, когда мы можем наблюдать изменения в его сознании, поведении, организации и умении фиксировать то, что в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется, и как.3
Принцип историзма позволяет рассмотреть феномен диаспоры африканцев в контексте истории страны-донора и страны-реципиента, а также региональной и всемирной истории, проследить динамику и оценить перспективы. Использование метода системного анализа позволяет рассматривать африканскую диаспору как социальный феномен, как единое целое. Метод структурного анализа позволяет выявлять общее и особенное в компонентах столиц и периферии. Применение структурно-функционального подхода, в рамках которого любое явление рас-
2 На это указывает и социолог В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Добросвет, Москва, 2000 с. 414-415
3 А.Н. Мосейко, используя «переломность» ситуаций в России и в африканских странах, проводит исследование «Возможности и перспективы сравнительного анализа ментальных особенностей человека в переходных обществах России и Тропической Африки». //Восток (Oriens) 2003 № 6
Вводная глава. Цели и методы исследования..
сматривается как статичное и может структурироваться до бесконечности, рассматривает диаспору как совокупность отдельных личностей.
Трудности исследования.
Новизна и междисциплинарный характер темы исследования стали причинами возникновения некоторых трудностей, с которыми столкнулся автор.
Историческая закрытость темы «иностранцев» в Советском Союзе и России, а также закрытость и настороженность африканцев значительно повлияли на ход проведения исследования. Возникли проблемы с доступом к методическим разработкам и рекомендациям для преподавателей различных дисциплин африканским студентам Российского Университета Дружбы Народов. Большинство теоретически существующих брошюр (где-то цитировались, работниками РУДН назывались имена их авторов) в библиотеке и архивах не числились, и, по-видимому, не сохранились. Многие преподаватели РУДН говорили о необходимости восстанавливать практику рекомендаций преподавателям.4
Проблемы переходного периода, в котором находится в настоящее время как Россия, так и большинство африканских стран, нестабильность, неустойчивость и стремительные перемены проявились при анализе процесса адаптации африканцев в послеперестроечной России. При описании процессов, проходящих в переходных обществах, я принимала во внимание тот факт, что конфликт не всегда дисфункционален для отношений, внутри которых он происходит; часто конфликт необходим для
4 Существовавшая в Советском Союзе практика рекомендаций заключалась в советах, даваемых историками и этнографами в том, какие этнические и культурные особенности могут проявляться студентами в процессе занятий, какие поведенческие нормы студентов преподаватель должен принимать во внимание и т.п.
Вводная глава. Цели и методы исследования.
достижения связей внутри системы, конфликт и интеграция являются неразрывными процессами.
Трудности анализа переходного периода сказываются и в необходимости пересмотра существовавших методологических подходов к изучению проблем, связанных с пребыванием африканцев в России.
Общее и особенное. Особенности отдельных этнических групп африканских студентов в России не всегда имеют корреляцию с их действиями на родине или поведением их родственников, занимающихся другой деятельностью (даже в пределах России психологическое состояние и реакция на проблемы у нелегального нигерийского мигранта, обеспеченного нигерийского студента и нигерийца-директора собственной компании будут отличаться).
Проблема национального характера. Тема исследования подразумевает наличие обобщенных суждений, причем не только в отношении одного этноса, а жителей всего африканского континента с одной стороны, и жителей России - с другой. Когда в истории этнопсихологии предпринимались исследования национального характера народа и его культурных особенностей на основании достижений элиты (или выявление «гения народа»), впоследствии обобщения делались не только в отношении всех представителей элиты данного этноса, но и всего этноса в целом. Исследования национальных особенностей и публикация их результатов вполне закономерно вызовут недовольство отдельных представителей этнических групп, однако, как уже отмечалось, цель данного исследования - способствование укреплению взаимопонимания и попытка внесения ясности во взаимоотношения и возможности предотвращения конфликтных ситуаций (в частности, в процессе обучения иностранных студентов и восприятия иммигрантов российской общественностью). Я старалась учитывать необходимость соотнесения выявленных качеств с группой/категорией, в которой они выявлены, а анализ качеств и реакций
Вводная глава. Цели и методы исследования.
другой группы в рамках того же этноса приводить для полной картины и в качестве фактов для размышления.
Стереотипизацил и недостаток «африканского» материала в
российских средствах массовой информации, которые выступают основными источниками формирования представления об Африке и африканцах у россиян. В первую очередь, сказывается недостаток разнообразных познавательных передач и статей об африканском континенте. Если такие материалы и появляются, то характер их подачи средствами массовой информации предопределяет отношение аудитории. Конечно, информация об Африке и ее жителях появляется в изданиях узкой направленности (например, туристических проспектах и программах и т.п.), однако до обывателей доходят лишь новости о катастрофах и особо экзотических явлениях на африканском континенте.
Вводная глава. Источники и историография.
ВВОДНАЯ ГЛАВА. Источники и историография.
Обзор источников.
Комплексность проблематики исследования вызвала необходимость обращения к разнообразным типам источников и литературы, разнообразным как по тематике, жанру, так и по степени достоверности. При анализе процесса адаптации африканцев в России после 1991 года появляются ссылки на интернет-опросы, «моментальные» консультации с коллегами по всему миру посредством электронной почты, ссылки на статьи из электронных газет и журналов, разнообразная информация, полученная из интернет-сайтов организаций и персональных электронных страниц.
В процессе исследования были проведены консультации и полемика с российскими специалистами различных направлений (историками, социологами, этнопсихологами, юристами и др.) и африканцами, находящимися или находившимися в России/Советском Союзе.
Полугодовая стажировка в Школе востоковедения и африканистики Лондонского Университета позволила мне проанализировать литературу библиотеки Университета, а также приобрести ряд изданий в магазине африканской литературы Африканского Центра в Ковент Гардене (Лондон). Особую ценность для исследования имеют интервью, проведенные автором в культурных, образовательных и адаптационных центрах в Лондоне.
Для удобства анализа источников выделю восемь основных групп:
1. официальные документы, программы организаций.
2. разработки учебных центров
3. статистические данные
Вводная глава. Источники и историография.
4. воспоминания и наблюдения
5. сообщения печатных средств массовой информации
6. опубликованные архивные материалы
7. афиши, флайеры, листовки, рекламные объявления
8. интервью, дискуссии, видео- и аудиоматериалы.
В первую группу вошли официальные документы российских и международных организаций о правовом положении иностранных, в том числе африканских, граждан. При анализе проблем, связанных с нахождением различных категорий африканских граждан на территории Российской Федерации, особую роль сыграли отчеты и сообщения правоохранительных органов. Информационной базой о проблемах африканских студентах и способах их решений на уровне министерств и администрации учебных заведений1 послужили материалы, опубликованные издательскими органами учебных заведений (например, в газете РУДН «Дружба», белгородской газете «Один мир» и т.п.), отчеты руководителей институтов и университетов, факультетов и учебных центров. О проблемах африканских студентов также свидетельствуют уставы студенческих организаций (Ассоциации африканских студентов, Ассоциации иностранных студентов, отдельных землячеств и т.п.), о проблемах африканских иммигрантов - отчеты и доклады ООН и ее представительств на территории Российской Федерации (Управления Верховного Комиссара по делам беженцев, Международной организации по
1 Например, Информационно-справочные и нормативные материалы по вопросам обучения иностранных граждан в Российской Федерации. Воронежский Государственный Университет. Воронеж, 1995. Как показывают интервью с африканскими студентами (архив автора 2003 год), информация подобных изданий, переведенная на европейские языки, пользуется большим интересом африканцев, в частности на предмет наличия межправительственных соглашений об эквивалентности документов об образовании, дающих право поступать в аспирантуру и т.п.
Вводная глава. Источники и историография.
миграции и др.), российских и международных правозащитных организаций («Мемориал», публикации «Хельсинской группы»). В исследовании использовались материалы (предоставленные лично автору, а также опубликованные в московской прессе) организации, занимающейся проблемами детей от смешанны браков в России «Метис». В целом о проблемах африканцев и предлагаемых путях их решения в Российской Федерации свидетельствуют программы (уставы и программные заявления) организаций АФОР (Африканская Организация) и Африканское Единство.
В исследовании были использованы материалы (уставы, информация о деятельности, расписания занятий, полученные от руководителей, и т.п.) некоторых африканских организаций и центров Великобритании.2
Ко второй группе источников относятся разработки учебных центров, связанные с обучением иностранных граждан в Советском Союзе и России. В основном, это рекомендации по преподаванию иностранным учащимся того или иного предмета, предназначенные для общего или для служебного пользования3. В советское время методические разработки были нацелены
Например, материалы Конголезского центра в Лондоне, Оксфорд Хауса (культурного центра сомалийцев), РААД (центра беженцев из Восточной Африки) и др. 3 Например,
> Методические рекомендации для проведения учебных вечеров на русском языке по теме «Некоторые страницы из истории великой Отечественной войны» (для студентов-иностранцев). Составитель Карпусь Л.А., Москва, 1983
> Методические рекомендации по интенсификации учебного процесса при обучении русскому языку студентов-иностранцев. Москва, 1978
> К. П. Черняева. Роль преподавателя в подготовке и проведении экскурсий и в формировании положительных эмоциональных сопереживаний студентов-иностранцев во время экскурсий.// Методические рекомендации по интенсификации учебного процесса при обучении русскому языку студентов-иностранцев. М., 1978
Вводная глава. Источники и историография.
на формирование «правильного» отношения иностранцев к советским гражданам и советской действительности, в настоящее время (с 2000 года) начинают появляться методические разработки, нацеленные на формирование толерантности в процессе обучения русскому языку иностранных студентов.4 Часть методических разработок была нацелена на воспитание не иностранных студентов, а их советских преподавателей.5
Третья группа представлена статистическими данными, полученными из опубликованных сведений Бюро переписи населения (в Российской Федерации и в Великобритании), администрации учебных заведений, организаций, ведущих учет миграционного потока, информации, представленной посольствами африканских стран в Москве.
Четвертую группу составляют воспоминания и наблюдения африканцев и иностранцев в целом, проходивших обучение в Советском Союзе, и значительно меньше - в молодой Российской Федерации. Некоторые воспоминания опубликованы их же авторами (причем за пределами нашей страны и не на русском языке)6, другие - даны со ссылками на интервью в газетах и брошюрах (как отечественных, так и зарубежных)7. Воспомина-
4 Например:
Т.М. Балыхина, СИ. Ельникова, ТВ. Маркина, О.В. Харитонова. Уроки толерантности (русский язык и межкультурная коммуникация). Учебное пособие по русскому языку. Москва, РУДН, 2003
5 Например, издания Всесоюзного научно-методического центра профессионально-технического обучения молодежи. Рекомендации об особенностях учащихся из арабских, африканских и др. стран.
Вводная глава. Источники и историография.
ния, опубликованные на русском языке, чаще носили пропагандистский и безликий характер.8 Некоторыми воспоминаниями поделились бывшие студенты советских/российских ВУЗов во время проведения мною полевых исследований в Москве и других городах РФ, Лондоне и Сомали. Эти воспоминания в очень эмоциональной форме отражали настроения эпохи холодной войны, противостоянии капиталистического и социалистического лагерей, воскрешали забытые реалии того время (песни И. Кобзона, А. Пугачевой, номера автобусных маршрутов, прежние названия станций метрополитена). Более поздние интервью отличались меньшей эмоциональностью и отражали особенности переходного периода от Советского Союза к России. В пятую группу источников входят сообщения средств массовой информации. Советская пресса (газеты и журналы) представлена следующими изданиями:
• Центральными газетами: «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Аргументы и факты», «Культура и жизнь» и др.;
• Журналами: «Ровесник», «Народы Азии и Африки», «Огонек» и др.
> African Student Life in Moscow. Moscow, 1961
> Two Universities. An account of the life and work of Lumumba Friendship University and Moscow state University/ Soviet Booklet N 110. Compiled by Novosti Press Agency. London, May, 1963
> С московским дипломом. /Вечерняя Москва, 1979 29 июня. О выпускнике каф. хореографии ГИТИСа Абду Негеша (Эфиопия).
> Спасибо, страна Советов! - высказывания студентов из стран Азии, Африки и Лат. Америки, обучающихся в ВУЗах УССР /Зап. С. Баранов, И. Горкун. //Правда Украины, 1980, 28 декабря
8 Например:
> Мы учимся в МГУ (иностранные студенты о жизни и учебе в СССР). Москва, 1963
> Ленин в сердцах миллионов. Сборник статей иностранных студентов, аспирантов и стажеров Киевского ордена Ленина Государственного Университета им. Т.Г. Шевченко. Изд-во Киевского Университета, 1971
Вводная глава. Источники и историография.
Российская пресса представлена следующими изданиями:
• Центральными газетами: «Правда», «Известия», «Московский комсомолец», «Новая газета», «Независимая газета» и др.
• Газетами и журналами, издающимися в учебных заведениях, в которых обучаются африканцы: «Вестник РУДН», «Дружба» , белгородской газетой Государственного Технического Университета «Наш Университет» и др.
• Газетами и журналами, издающимися африканскими и другими иностранными группами и диаспорами в России: «Моя Африка», «Корейская диаспора», журнал татарской молодежи « Идель» и др.
• Газетами, издающимися иностранными землячествами под эгидой ООН и Управления Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН) - сомалийского, эфиопского и др. землячеств.
• Электронными изданиями газет «Один мир/Опе World»9, «Правда Севера», другими продуктами интерактивной деятельности студенческих объединений учебных заведений РФ.
• Национально-патриотическими изданиями (официальными и полуофициальными): «Штурмовик», «Я - русский», «Бритоголовые идут» и др.
Пресса Великобритании представлена:
• Ведущими газетами The Times, The Sun, The Voice;
• Африканской прессой Великобритании: New African, West Africa, East Africa, African Voice, African Times, Nation, New Nation (с подзаголовком «The Best Black Britain's Newspaper» - «лучшая газета
Общероссийская газета иностранных студентов в России, г. Белгород.
Вводная глава. Источники и историография.
для чернокожих Великобритании»)10 и др.;
• Национальными и этническими изданиями, издаваемыми соответствующими этническими центрами и организациями: Somali Voice Magazine («Голос сомалийцев»), серией Journal of Anglo-Society (Журналы Англо-разнообразных обществ - Англо-Сомалийского, Англо-Эфиопского, Англо-Кенийского и др.), Ovation (нигерийский журнал), The Trumpet (с подзаголовком «UK's largest Circulating Audited Black Publication» - «крупнейшее в Великобритании издание, выходящее для чернокожих», CINA-News (газета для франкоговорящих африканцев) и др.
• Развлекательными журналами: Black Arts in London, Black Beauty and Hair, Black Perspective и др.
Шестую группу составили опубликованные архивные материалы -прежде всего документы (постановления, служебные записки, рекомендации), касающиеся пребывания африканских студентов в Советском Союзе. Наиболее интересные из них помещены в Приложении. Привлекались материалы из личного архива (записи бесед и анкет) автора, собираемого на протяжении 8 лет.
Отдельную, седьмую, группу составляют афиши, флайеры, листовки, рекламные объявления об открытии африканских салонов, магазинов, культурных, образовательных и религиозных центров.
Восьмую группу источников составляют дискуссии (в различных африканских центрах в Великобритании они носили скорее характер бесед по обмену опытом, в российских же иммиграционных и других центрах, занимающихся проблемами африканцев, меня много расспрашивали о
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23776.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.