У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Эстетическая ценность и прогноз в проектной культуре
Количество страниц 133
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24810.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ...5

ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

(XX-НАЧАЛО XXIвв.)...14

§ 1. Дизайн в сфере взаимодействия искусств...14

§ 2. Взгляды о происхождении художественно -

конструкторской экспрессии...18

§ 3. Дизайн как художественная практика и социальное явление

(вторая половина XX века)... 22

§ 4. Изменения в отечественной системе художественного

конструирования (дизайна) конец XX - начало XXI века...27

ГЛАВА П. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ. ... 33

§ 1. О взаимосвязи категорий «эстетическое» и «ценностное»;

«технико-эстетическое»...36

§ 2. О ценности в дизайн-проекте...43

§ 3. Дизайнер как субъект коллегиальной художественно -

конструкторской деятельности...46

§ 4. Ценность в процессе и продукте дизайн-проектирования...67

§ 5. Природа ценности в проекте индустриального дизайна...81

Ценность проекта и дизайнированного предмета...87

ГЛАВА III. «ПРОГНОЗ» В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ. ПРОГНОСТИКА В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ...94

4

§ 1. Методы научного прогнозирования в проектах индустриального

дизайна... 102

§ 2. Дизайн-проект как прогноз...106

ВЫВОДЫ...ПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...114

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...116

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...132

ИЛЛЮСТРАЦИИ...133

Введение



5 ВВЕДЕНИЕ.

Результаты изучения специальной литературы свидетельствуют, что в искусствоведческой; технико-эстетической; культурологической:литературе работ по проблемам взаимосвязи эстетической! «ценности» и «прогноза» в дизайн - проекте явно недостаточно; Проект как продукт важнейшего; этапа t создания? современных промышленных изделий так же изучен; не досконально. Статистическими данными*. (32),(62),(135) подтверждено, что последние десятилетия практическую реализацию получает около трети составляемых дизайн; - проектов. Остальная массам полезных идей' ш оригинальных замыслов не находит воплощения; Это - своеобразный банк; продуктов* активной дизайнерской мысли и резерв, который! с позициш теории ценностей; нуждается» bi осмыслении т систематизации: Следует: упомянуть о< специфике подходов: к рассмотрению названных материалов, заведомо зная; что исследования»будут иметь,комплексный; интегральный? характер, системную1 оценку, включая? не; только органолептические, интуитивистские: (иконические) модели, но И( статистическо-метрологические методы s

Можно утверждать, что до сего времени- исследователями! не: предложены\ варианты структуры ценности дизайн - проекта; даже на уровне гипотез не исследована динамика? «прироста» ценности в процессе проектирования от эскиза - до рабочего дизайн - проекта:

Прогностические аспекты процессов; составления»и/ содержания именно дизайнерских, а не: инженерных; проектов также освещеныi недостаточно: Работы? авторов (Г. Минервина; М: Федорова; Э; Григорьева, Е. Лазарева?и: др:) лишь затрагивают основные моменты прогностики дизайна.

Указанное: в совокупности образует заметную «нишу» среди! искусствоведческих исследований этого вида деятельности: Разработка типологии: прогнозов, используемых дизайнерами, совмещенная с гипотетическим моделированием по вопросам аксиологической проблематики; всегда выступающей: в единстве с целым комплексом^

6

искусствоведческих проблем, позволяет глубже понять природу научного дизайн - предвидения, и культурную роль названного типа креативной экспрессии.

Полувековой исторический период, охватываемый настоящим исследованием, системность художественной культуры, в которой функционирует дизайн, а также не устоявшаяся окончательно научная: терминология «технической эстетики» диктуют необходимость обращения к истории художественного конструирования, а также применения адекватных методов изучения исходных феноменов и: фактических материалов, анализируемых в диссертации.

В работе над диссертацией на основе сравнитеблъно-исторического и системного подходов применены следующие методы исследования:

- хронологическая экстраполяция в разработке авторской концепции;

- категориальные анализ и синтез (философский анализ);

- дедуктивно - индуктивный метод;

- типологическое (структурно - графическое) моделирование;

- экспериментальное дизайн - проектирование изделий;

- органолептический и квалиметрический (традиционно используемые при оценке эстетических достоинств конкретных дизайн-проектов);

Автор опиралсяi на ряд теоретических положений из различных отраслей; знания, принимаемых аксиоматически:

- Искусствоведческая и культурологическая трактовка сущности «эстетическое» (М. Герман, Ю. Окатерщиков, И. Маца, М. Каган, Т. Горбунова, Л. Столович, А. Буров, Л; Новикова и др.)

- Современное понимание содержания «эстетического» в дизайне (Г. Минервин, Э. Григорьев, М. Федоров, Э. Илейников, О.Дробицкий и др.) с анализом и дополнениями диссертанта.

- Характеристики государственной системы дизайна в СССР (П-й половины XX века) (Г. Минервин, М. Федоров, В. Леснов и др.)

7

- Концепция социальной роли (значимости) отечественного художественного конструирования, (дизайна) (К. Рождественский, Э. Розенблюм; Л. Грейнер, а? также Ю. Соловьев Г. Минервин, Э. Григорьев, М; Федоров, Е. Лазарев, И: Вакс, Б. Клубиков, Н. Валькова, Ю. Грабовенко и др.)

- Информация по системе подготовки дизайнерских кадров в 1970 - 1990 г.г. (Г. Минервин, И; Вакс, 3. Быков, Е. Лазарев, С. Данилов, Ю. Назаров и др.) с обобщениями и дополнениями диссертанта.

- Положения психологической5 «архитектоники» личности (Б. Теплов, О. Добрович, Л: Выготский; а также Ю. Леонтьев, В; Тугаринов, Л. Рубинштейн и др.)

- Авторские версии сущности программированного обучения (А. Молибог, Н. Никандров, Н. Болдырев, М. Виноградова и др.)

- Концепция» содержания процессов формирования сложных политехнических умений (Е. Милерян, Б. Теплов, В; Чернов и др:)

- Эргономика. Принципы ш рекомендации (Б. Ломов, В; Зинченко, В. Мунипов, П; Кудин и др.)

Теоретическая новизна обусловлена целью настоящей работы и состоит во введении в; современную? историю, теорию, методику ш практику дизайна результатов диссертационного исследования. По дефиниции «ЦЕННОСТЬ»:

1) Дана характеристика состояния системы дизайна в СССР (II й половины XX века) и произошедших изменений' к 2000 году в ее подсистемах (практика, образование, теория).

2) Конкретизированы связи понятий «эстетическое»-«технико-эстетическое»-«ценностное». Обосновано определение «ценностное» как потенциальная ценность.

3) Предложена структура (теоретическая- модель) ценности индустриального дизайн-проекта. На основе динамики прироста

8

«значимости» в процессе проектирования от эскиза до завершенного дизайн-проекта.

4) Теоретически выведена ценность дизайнера - специалиста в коллегиальном проектировании.

5) Предложена типология дизайнеров профессионалов по креативному признаку.

6) Уточнены психологические характеристики работников творческого коллектива.

7) Составлена структурно-логическая модель технико-эстетической новизны.

По категории «ПРОГНОЗ»:

1) Предложена типология прогнозов, применяемых в дизайнировании (по ряду критериев).

2) Определены методы прогнозирования и проведена их классификация применительно к практике дизайна.

3) Дана характеристика индустриального дизайн-проекта как прогноза.

4) Впервые включен в научный оборот термин «версифактный» прогноз.

5) Выявлены взаимосвязи дефиниций «ценность* и прогноз» для дизайнерских проектов.

6) Определены и сформулированы принципы дизайн - проектирования. Охарактеризованы их отличия от принципов дизайн - деятельности.

Разделяемое диссертантом и подтвержденное в работе признание дизайн-проекта коммуникатом, материальным носителем, (сигналом) определенного5 сообщения необычайно \ важно, т.к. объем и значимость рациональной и эмоциональной информации, содержащейся в проекте, по отношению к научно-техническому прогрессу и развитию культуры могут быть:

1) полезными (ценными в настоящий момент, в прошлом, важными для будущего);

2) нейтральными (не имеющими сколь-нибудь заметного влияния на эволюционные процессы, с учетом масштабности);

9

3) вредными (оказывающие отрицательное воздействие на известные виды

жизнедеятельности, эстетическую среду, культуру).(К.Д.) По масштабу общественного влияния ЦЕННОСТИ, согласно последним, исследованиям аксиологов, допустимо подразделять на:

1) значимости для отдельного субъекта (личности);

2) ценностидля социальной группы, класса, профессионального слоя;

3) значимости народного (национального) характера; 4)- ценности интернациональные, общечеловеческие.

«Ценность» и «Объем» сообщаемых сведений» также находятся в определенной зависимости, иногда диалектически противоречивой. Известно, что недостаточность информационного объема может повлечь за собой неоднозначную (или искаженную) трактовку содержания сообщения. С другой стороны, недосказанность, эмоционального содержания зачастую побуждает воображение зрителя* (воспринимающего) — достраивать, «дорисовывать» образ, чем развивает его активность; последнее может быть положительным или отрицательным воздействием! на результативность деятельности (65). Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

• при чтении; лекций студентам- и аспирантам по историш художественного конструирования, теории дизайна и прогностике;

• при составлении учебных программ и методических пособий-освещающих вопросы истории и теории технической эстетики и прогнозирования;

• в проведении более углубленных экспертиз выявления качества дизайн -проектов; выработке корректив в оценке проектных активов (банков проектной информации);

• специалистами музейного дела и работниками архивов научно-технической информации;

• в патентно-лицензионной работе экспертами агентств по авторским правам и интеллектуальной собственности; патентными поверенными;

10

• исследователями - теоретиками в областях: аксиологии; программирования, феноменов научного предвидения;

Настоящая работа направлена на устранение в известной степени существующего пробела истории и теории дизайна, касающегося связи содержания? дефиниций «ценность» и «прогноз» с динамикой (последовательностью) дизайн - проектирования и его продуктом -проектом, практикой творческого- участия автора (группы авторов) в созидательном дизайн? - процессе. Исследование должно способствовать также дальнейшему формированию общей теории, творчества. В! конечном итоге результаты диссертационного исследования могут содействовать: повышению качества работы дизайнеров, дизайн - проектов, приумножению эстетических достоинств: объектов организации предметной среды, выведению культуры проектирования и участия? авторов в коллегиальной работе на более высокий уровень.

У отечественных исследователей существует по крайней мере два мнения о «границах дизайна». Первая группа авторов в научных источниках определяет дизайнерскую деятельность как «проектирование». Естественно? поэтому признать продуктом такого процесса «дизайн - проект». Однако, как справедливо замечает Ш Воронов (2002 г.), использование термина «проект» как равнозначного «дизайну» вряд ли состоятельно. «Проектирование», «проект» - понятия постоянно и давно применяющиеся в инженерно: -конструкторском творчестве (без участия дизайнеров и учета эстетического фактора формообразования). Кроме того, в настоящее время термином «проект» стали называть все, что угодно: от новых предложений по архитектурному строительству, концертов, организации съемок нового фильма, реформы транспортного обслуживания и т.п. - до международных программ о сотрудничестве.

Наряду с этим сама профессиональная деятельность такого рода распространилась в нескольких (многочисленных) направлениях: дизайн

11

графический, информационный, web-дизайн; средовой, индустриальный (или промышленный), дизайн интерьера и оборудования, дизайн костюма и

ДР.(65)>.

Ряд авторов высказывают мнение, что «дизайн» - термин, относительно недавно^ пришедший к нам из-за рубежа, и: ссылаются* на; перевод английского "design" - чертеж, рисунок. Но имеются факты, опровергающие эту позицию. Аргументами здесь являются также указания на отечественное «художественное: конструирование» и «художник - конструктор» -определения, бытовавшие в 60 - 70; годах у нас в стране. Более того, специалисты - выпускники художественно-промышленных ВУЗов получали в то время специальность именно «художник-конструктор»- с записью в* дипломе.

Дополнительные сложности в; терминологии создаются еще и; тем, что «дизайном» теперь называют сам процесс художественно-промышленного творчества и результат: уже не «проект», но «дизайнированный предмет». А целью дизайна считают «гармонизацию взаимосвязей человека и предметно-пространственного окружения» (среды). Все это обосновывает последующую; версию «всеобщего проникновения» и понятие «тотальный дизайн», включающий преобразование самого субъекта творчества.

Такое состояние понятийного аппарата! и терминологии, вероятно, нельзя считать продуктивным. Необходимы дополнительные исследования для уточнения! и конкретизации содержания технико - эстетических дефиниций. Решению ряда названных вопросов посвящена и эта работа.

Объектом исследования является: Проектная дизайн практика как явление культуры, как вид преобразовательной деятельности, рассмотренный на примере отечественного индустриального дизайна второй половины XX века.

Предмет исследования составляют: «Ценность» и «прогноз», их суть и специфика, определяемые практикой составления современного дизайн — проекта.

12

Цель диссертации осуществить комплексный анализ художественного конструирования (дизайна) с позиций ряда искусствоведческих, культурологических, философских и психологических, педагогических и технико-эстетических концепций, имеющих важное значение для совершенствования современной и будущей практики дизайнирования.

Реализация этой цели в диссертации осуществляется посредством решения следующих задач:

1) охарактеризовать практику отечественного художественного конструирования второй половины XX века, определив произошедшие изменения;;

2) уточнить социокультурную роль дизайна как вида деятельности;

3) выявить взаимосвязи категорий «эстетическое - технико-эстетическое -ценностное».

4) Предложить модель структуры «ценность дизайн - проекта»; «ценность дизайнера»; «ценность проекта дизайнирования».

5) Разработать типологию «технико-эстетической новизны»:

6) Определить характеристику дизайнера как субъекта профессиональной деятельности;

7) Предложить структурно-логическую схему специфики мышления этого специалиста;

8) Уточнить сходство и отличия инженерного и дизайн - проектирования;

9) Охарактеризовать связи процессов прогнозирования и дизайнирования;

10) Разработать типологию прогнозов, применяемых в индустриальном дизайне;

11) Выявить связи и зависимости содержания дефиниций «ценность» и «прогноз», определяемого практикой проектирования в индустриальном дизайне второй половины XX века.

Работа построена на материале истории и теории дизайна, разработок искусствоведения, ряде психологических, философских концепций, методологии инженерного и дизайн проектирования. В сферу исследования

13

включены уникальные образцы фотоизображений учебных дизайн — проектов 70 — 90 годов XX века, экспериментальные проекты изделий, для инвалидов и космонавтов (80 - 2000 годы).

Кроме исторического материала исследование содержит проекты автора» диссертации, защищенные государственными патентами и премированные на конкурсах грантов.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на межвузовских и кафедральных конференциях и семинарах, среди которых:

1) «Декоративное искусство и дизайн.» Проблемы образования, творчества и; сохранения художественного наследия, научно практическая конференция СПбГХПА, 1998 г.

2) «Вопросы искусствознания и культурологии» Теория и практика. Ценности. Учебный процесс, 1999г. Кафедра искусствоведения т культурологии аспирантский семинар СПбГХПА 1999 г.

3) «Месмахеровские чтения» —научно — практическая конференция, СПбГХПА, 2000г.

4) «Месмахеровские чтения» —межвузовская научно — практическая конференция к 300-летию Санкт-Петербурга, СПбГХПА, 2002 г..

5) «Месмахеровские чтения 2003» —научно — практическая конференция, СПбГХПА.

6) Семинар Союза дизайнеров России, Публикация Статьи в «Дизайн ревю» С Д России;

Положения диссертации опубликованы в; 7 научных статьях и тезисах конференций. По> итогам экспериментального проектирования специальных изделий диссертантом получен грант на городском* конкурсе «Музы Санкт-Петербурга 1997» и зарегистрированы 2 патента на Промышленный образец. Диссертация состоит из введения,, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Она содержит 156 страниц текста, 29 рисунков и таблиц. Список литературы 209 наименований.

14

ГЛАВА I.

Из истории художественного конструирования (XX - начало XXI вв.) § 1. Дизайн в сфере взаимодействия искусств.

Развитие отечественного мира искусств во второй половине XX века характерно,многими;особенностями: В-специальной литературе:этот период определяется как «эпоха постмодернизма». Под влиянием; технического прогресса обогатилась предметная атрибутика творчества, видоизменились сферы созидания: и бытия* произведений - коммуникатов. Появилось и приобрело жизненный f статус значительное количество новых художественных практик: от дизайна во всех его проявлениях до виртуального искусства; медиа-арта. Расширились границы творческого процесса; в теории; пополнился объем дефиниции? «художественное». Сохраняя центризм (ядро); «традиционные» виды искусства видоизменяют линии соприкосновения; ареалы локализации. Ряд исследователей отмечает значимость гибридных, пограничных зон», ибо в процессе децентрализации расширяется- поле художественной экспрессии; происходит формирование «видов деятельности на стыке», «межвидовые образования»'.

Проблематике взаимодействия видов искусства посвящены многие: исследования, русских ученых: Б. Успенского, Я1 Линсбаха; Ф. Шмидта, Ю. Лотмана; Д. Силичева, Т. Горбуновой, М. Кагана: Эту тему развивали в своих работах также зарубежные авторы: В: Бенвенист, К. Пейруже, Ф. Тюрлеман; Ш. Коллен;и другие. В: них авторы характеризуют отличительные признаки, пространственных, временных: и? смешанных видов искусства, отмечая: специфику их связей: Актуальными стали исследования < и процесса развития изобразительного искусства. XX века, и аспекты! взросшей его ролш в: художественной культуре этого периода: При этом теоретики отмечают, что каждый вид искусства обладает своим специфическим языком: Однако базой для обогащенного (синтетического) художественного образа, включая взаимопроникновение и дополнение средств формальной выразительности,

1 М.С. Каган, 1978 г, А.Ю. Демшина, 2003 г.

15

служит «универсализм структурных определений всякой формы»-пространство; время; свет, цвет, масштаб; ритм, пропорции»: Ряд исследователей; называет слои коммуникативного потенциала «отдельного вида! искусства; или, художественного произведения» - элитарный; демократический; маргинальный, пластический иг другие (А. Демшина; 2003 г): Авторы публикаций? последнего времени^ констатируют эффективность применения; системно - синергетического, (комплексного) подхода к изучению феноменов художественной t культуры; XX века* (О; Иванова, Е. Павловская, А. Грашин; а;также Н. Воронов, Ю. Перов; Л. Безмоздин, Е. Жердев).

Многие аспекты- искусствоведческой проблематики) постмодернизма* нашли? отражение В! трудах исследователей; Проблема; специфики пространства культуры? (включая художественную) рассмотрена в работах Ю. Хабермаса; Э.' Тоффлера, У. Уорнера; отношение «автор-произведение-зритель» у Б. Каплана, Р. Барта, М; Сущенко, П. Хренова, Ю. Кристевой: Эволюция взаимосвязей: культуры, техники ш искусства: освещена в исследованиях И. Визингера, Ж. Лиотара, Mi Минского; Ю; Назарова, К. Кантора; Д. Азрикана; Ю. Соловьева, Г. Минервина; Ю. Сомова и других. Не оставлена* без внимания проблема; соотношения науки; и искусства внутри дизайна как самостоятельного вида; художественно - творческой деятельности: Этой теме посвящены работы многих авторов: М; Федорова, F. Минервина, К. Кантора; Е. Лазарева, Дж. К! Джонса, П. Хилла; Ю: Сомова, 3: Быкова, И.г Вакса; М; Гизе. Начиная^ с. 1960 г., искусствоведческие публикации? российских ученых содержали итоги исследований проблем «промышленного искусства» и •= анализу одного из важнейших его методов -«художественного конструирования». По ряду критериев; проводились сравнения этого метода проектирования, индустриальных изделий с более общим; подходом, определяемым за рубежом как «дизайн».

Отечественными исследователями и зарубежными теоретиками, во второй половине XX века проведены многочисленные дискуссии,

16

представлены различные концепции, изложены оригинальные точки зрения на соотношение «науки» и «искусства» в самом «дизайне» как преобразовательной^ художественно - творческой деятельности (П. Хилл, Дж.. К. .Джонс,. К. Кантор, Ю. Соловьев, Ю. Сомов и др;). Так, например, Ю; Назаров (1966г.) определяет «дизайн как особый вид деятельности, выкристаллизовавшийся из симбиоза художественного (ремесленного, прикладного творчества) и промышленного производства. В"» отличие от материальных пространственных форм, и форм искусства, в;дизайне форма-абстрагируется от содержания;., и обусловлена функцией и конструкцией». Иное определение дает. Hi Воронов: «Дизайн - компоновочная деятельность, направленная на достижение красоты, блага и удобства человека. Это - нечто большее, чем область искусства или? сфера совершенствования техники. Дизайн - это глобальное явление • культуры». Далее тот же автор отмечает: «категория красоты в дизайне достаточно широка и всеобъемлюща; ш признак ее вторичности действует лишь в некоторых сферах дизайна; а не повсеместно.. ...Под дизайном начали?понимать именно оригинальныйiход мысли; новую компоновочную идею; красивый замысел».2

По признанию многих зарубежных дизайнеров — Этторе Соттоса, Томаса; Мальдонадо, Джорджо Нельсона и других - коммерческий дизайн повинен в возникновении кризисной! экологической ситуации... «Возникший в локе искусства, обособившись от него, предал забвению некоторые; принципы, всякой* художественной деятельности». Далее автор статьи* отмечает: «Очистившись от скверны вожделенческого утилитаризма, собрав; в себя силы искусства, дизайн смог бы принять участие в восстановлении»на новой художественной \ основе единства человека, общества природы и.. Культура общества, искусство рождают дизайн, который привносит в предметную среду эстетико - культурные ценности, возникающие вне его... Это ставит вопрос о необходимости высочайшей художественно - культурной его оснащенности».

: См.: «Дизайн» Сборник научных трудов, выпуск IV, М, 1996 с 3-64.

17

При всей многоаспектности и неодинаковой полярности высказываний исследователей, как. представляется, есть, основание утверждать сопричастность дизайна как вида творчества к художественной культуре и ее истории; Это положение не отрицается ни одним из специалистов технической эстетики. Актуальной остается проблема соотношения научно -технического и. художественного, особенно! в контексте- изысканий, касающихся индустриального дизайна вещей.

Такая: позиция позволяет подойти к рассмотрению продуктов дизайнирования; в русле последних концепций о морфологии художественной культуры. Конечно же соотношение объемов «научно -технического» ш «художественного» в дизайн - продукте — не постоянно. Динамика этих связей порождается многими факторами. В качестве основного можно назвать специализации, направления в которых развивается; дизайн.

Одна из характерных особенностей, имеющих место в; сфере художественной экспрессии в эпоху постмодернизма, - диалогичность* -касается* и дизайна, но в особой форме. Так, диалог «автор - зритель» видоизменяется, поскольку между автором проекта (дизайнером) и зрителем (потребителем) возникает промежуточное звено (производственник -изготовитель). Характер второй формы диалога или полилога «как характеристики пространства художественной акции» для дизайна так же иной- Здесь, продукты^ предметного дизайна могут выступать как элементы атрибутики, участвующие в процессе создания итогового (совместно с прочими художественными, произведениями) образа. Другая; форма диалога, при которой взаимодействуют художественная и нехудожественная виды деятельности так. же неотторжима; для! дизайна. При этом> следует подчеркнуть, что изменения в морфологии художественной экспрессии активизируют потенциал изобразительного искусства как средства формирования зрительного образа и нового* творческого поиска. Красноречивым доказательством тому являются, направления развития
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24810.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.