У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Эстетическая ценность и прогноз в проектной культуре
Количество страниц
133
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24810.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ...5
ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
(XX-НАЧАЛО XXIвв.)...14
§ 1. Дизайн в сфере взаимодействия искусств...14
§ 2. Взгляды о происхождении художественно -
конструкторской экспрессии...18
§ 3. Дизайн как художественная практика и социальное явление
(вторая половина XX века)... 22
§ 4. Изменения в отечественной системе художественного
конструирования (дизайна) конец XX - начало XXI века...27
ГЛАВА П. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ. ... 33
§ 1. О взаимосвязи категорий «эстетическое» и «ценностное»;
«технико-эстетическое»...36
§ 2. О ценности в дизайн-проекте...43
§ 3. Дизайнер как субъект коллегиальной художественно -
конструкторской деятельности...46
§ 4. Ценность в процессе и продукте дизайн-проектирования...67
§ 5. Природа ценности в проекте индустриального дизайна...81
Ценность проекта и дизайнированного предмета...87
ГЛАВА III. «ПРОГНОЗ» В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ. ПРОГНОСТИКА В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ...94
4
§ 1. Методы научного прогнозирования в проектах индустриального
дизайна... 102
§ 2. Дизайн-проект как прогноз...106
ВЫВОДЫ...ПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...116
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...132
ИЛЛЮСТРАЦИИ...133
Введение
5 ВВЕДЕНИЕ.
Результаты изучения специальной литературы свидетельствуют, что в искусствоведческой; технико-эстетической; культурологической:литературе работ по проблемам взаимосвязи эстетической! «ценности» и «прогноза» в дизайн - проекте явно недостаточно; Проект как продукт важнейшего; этапа t создания? современных промышленных изделий так же изучен; не досконально. Статистическими данными*. (32),(62),(135) подтверждено, что последние десятилетия практическую реализацию получает около трети составляемых дизайн; - проектов. Остальная массам полезных идей' ш оригинальных замыслов не находит воплощения; Это - своеобразный банк; продуктов* активной дизайнерской мысли и резерв, который! с позициш теории ценностей; нуждается» bi осмыслении т систематизации: Следует: упомянуть о< специфике подходов: к рассмотрению названных материалов, заведомо зная; что исследования»будут иметь,комплексный; интегральный? характер, системную1 оценку, включая? не; только органолептические, интуитивистские: (иконические) модели, но И( статистическо-метрологические методы s
Можно утверждать, что до сего времени- исследователями! не: предложены\ варианты структуры ценности дизайн - проекта; даже на уровне гипотез не исследована динамика? «прироста» ценности в процессе проектирования от эскиза - до рабочего дизайн - проекта:
Прогностические аспекты процессов; составления»и/ содержания именно дизайнерских, а не: инженерных; проектов также освещеныi недостаточно: Работы? авторов (Г. Минервина; М: Федорова; Э; Григорьева, Е. Лазарева?и: др:) лишь затрагивают основные моменты прогностики дизайна.
Указанное: в совокупности образует заметную «нишу» среди! искусствоведческих исследований этого вида деятельности: Разработка типологии: прогнозов, используемых дизайнерами, совмещенная с гипотетическим моделированием по вопросам аксиологической проблематики; всегда выступающей: в единстве с целым комплексом^
6
искусствоведческих проблем, позволяет глубже понять природу научного дизайн - предвидения, и культурную роль названного типа креативной экспрессии.
Полувековой исторический период, охватываемый настоящим исследованием, системность художественной культуры, в которой функционирует дизайн, а также не устоявшаяся окончательно научная: терминология «технической эстетики» диктуют необходимость обращения к истории художественного конструирования, а также применения адекватных методов изучения исходных феноменов и: фактических материалов, анализируемых в диссертации.
В работе над диссертацией на основе сравнитеблъно-исторического и системного подходов применены следующие методы исследования:
- хронологическая экстраполяция в разработке авторской концепции;
- категориальные анализ и синтез (философский анализ);
- дедуктивно - индуктивный метод;
- типологическое (структурно - графическое) моделирование;
- экспериментальное дизайн - проектирование изделий;
- органолептический и квалиметрический (традиционно используемые при оценке эстетических достоинств конкретных дизайн-проектов);
Автор опиралсяi на ряд теоретических положений из различных отраслей; знания, принимаемых аксиоматически:
- Искусствоведческая и культурологическая трактовка сущности «эстетическое» (М. Герман, Ю. Окатерщиков, И. Маца, М. Каган, Т. Горбунова, Л. Столович, А. Буров, Л; Новикова и др.)
- Современное понимание содержания «эстетического» в дизайне (Г. Минервин, Э. Григорьев, М. Федоров, Э. Илейников, О.Дробицкий и др.) с анализом и дополнениями диссертанта.
- Характеристики государственной системы дизайна в СССР (П-й половины XX века) (Г. Минервин, М. Федоров, В. Леснов и др.)
7
- Концепция социальной роли (значимости) отечественного художественного конструирования, (дизайна) (К. Рождественский, Э. Розенблюм; Л. Грейнер, а? также Ю. Соловьев Г. Минервин, Э. Григорьев, М; Федоров, Е. Лазарев, И: Вакс, Б. Клубиков, Н. Валькова, Ю. Грабовенко и др.)
- Информация по системе подготовки дизайнерских кадров в 1970 - 1990 г.г. (Г. Минервин, И; Вакс, 3. Быков, Е. Лазарев, С. Данилов, Ю. Назаров и др.) с обобщениями и дополнениями диссертанта.
- Положения психологической5 «архитектоники» личности (Б. Теплов, О. Добрович, Л: Выготский; а также Ю. Леонтьев, В; Тугаринов, Л. Рубинштейн и др.)
- Авторские версии сущности программированного обучения (А. Молибог, Н. Никандров, Н. Болдырев, М. Виноградова и др.)
- Концепция» содержания процессов формирования сложных политехнических умений (Е. Милерян, Б. Теплов, В; Чернов и др:)
- Эргономика. Принципы ш рекомендации (Б. Ломов, В; Зинченко, В. Мунипов, П; Кудин и др.)
Теоретическая новизна обусловлена целью настоящей работы и состоит во введении в; современную? историю, теорию, методику ш практику дизайна результатов диссертационного исследования. По дефиниции «ЦЕННОСТЬ»:
1) Дана характеристика состояния системы дизайна в СССР (II й половины XX века) и произошедших изменений' к 2000 году в ее подсистемах (практика, образование, теория).
2) Конкретизированы связи понятий «эстетическое»-«технико-эстетическое»-«ценностное». Обосновано определение «ценностное» как потенциальная ценность.
3) Предложена структура (теоретическая- модель) ценности индустриального дизайн-проекта. На основе динамики прироста
8
«значимости» в процессе проектирования от эскиза до завершенного дизайн-проекта.
4) Теоретически выведена ценность дизайнера - специалиста в коллегиальном проектировании.
5) Предложена типология дизайнеров профессионалов по креативному признаку.
6) Уточнены психологические характеристики работников творческого коллектива.
7) Составлена структурно-логическая модель технико-эстетической новизны.
По категории «ПРОГНОЗ»:
1) Предложена типология прогнозов, применяемых в дизайнировании (по ряду критериев).
2) Определены методы прогнозирования и проведена их классификация применительно к практике дизайна.
3) Дана характеристика индустриального дизайн-проекта как прогноза.
4) Впервые включен в научный оборот термин «версифактный» прогноз.
5) Выявлены взаимосвязи дефиниций «ценность* и прогноз» для дизайнерских проектов.
6) Определены и сформулированы принципы дизайн - проектирования. Охарактеризованы их отличия от принципов дизайн - деятельности.
Разделяемое диссертантом и подтвержденное в работе признание дизайн-проекта коммуникатом, материальным носителем, (сигналом) определенного5 сообщения необычайно \ важно, т.к. объем и значимость рациональной и эмоциональной информации, содержащейся в проекте, по отношению к научно-техническому прогрессу и развитию культуры могут быть:
1) полезными (ценными в настоящий момент, в прошлом, важными для будущего);
2) нейтральными (не имеющими сколь-нибудь заметного влияния на эволюционные процессы, с учетом масштабности);
9
3) вредными (оказывающие отрицательное воздействие на известные виды
жизнедеятельности, эстетическую среду, культуру).(К.Д.) По масштабу общественного влияния ЦЕННОСТИ, согласно последним, исследованиям аксиологов, допустимо подразделять на:
1) значимости для отдельного субъекта (личности);
2) ценностидля социальной группы, класса, профессионального слоя;
3) значимости народного (национального) характера; 4)- ценности интернациональные, общечеловеческие.
«Ценность» и «Объем» сообщаемых сведений» также находятся в определенной зависимости, иногда диалектически противоречивой. Известно, что недостаточность информационного объема может повлечь за собой неоднозначную (или искаженную) трактовку содержания сообщения. С другой стороны, недосказанность, эмоционального содержания зачастую побуждает воображение зрителя* (воспринимающего) — достраивать, «дорисовывать» образ, чем развивает его активность; последнее может быть положительным или отрицательным воздействием! на результативность деятельности (65). Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
• при чтении; лекций студентам- и аспирантам по историш художественного конструирования, теории дизайна и прогностике;
• при составлении учебных программ и методических пособий-освещающих вопросы истории и теории технической эстетики и прогнозирования;
• в проведении более углубленных экспертиз выявления качества дизайн -проектов; выработке корректив в оценке проектных активов (банков проектной информации);
• специалистами музейного дела и работниками архивов научно-технической информации;
• в патентно-лицензионной работе экспертами агентств по авторским правам и интеллектуальной собственности; патентными поверенными;
10
• исследователями - теоретиками в областях: аксиологии; программирования, феноменов научного предвидения;
Настоящая работа направлена на устранение в известной степени существующего пробела истории и теории дизайна, касающегося связи содержания? дефиниций «ценность» и «прогноз» с динамикой (последовательностью) дизайн - проектирования и его продуктом -проектом, практикой творческого- участия автора (группы авторов) в созидательном дизайн? - процессе. Исследование должно способствовать также дальнейшему формированию общей теории, творчества. В! конечном итоге результаты диссертационного исследования могут содействовать: повышению качества работы дизайнеров, дизайн - проектов, приумножению эстетических достоинств: объектов организации предметной среды, выведению культуры проектирования и участия? авторов в коллегиальной работе на более высокий уровень.
У отечественных исследователей существует по крайней мере два мнения о «границах дизайна». Первая группа авторов в научных источниках определяет дизайнерскую деятельность как «проектирование». Естественно? поэтому признать продуктом такого процесса «дизайн - проект». Однако, как справедливо замечает Ш Воронов (2002 г.), использование термина «проект» как равнозначного «дизайну» вряд ли состоятельно. «Проектирование», «проект» - понятия постоянно и давно применяющиеся в инженерно: -конструкторском творчестве (без участия дизайнеров и учета эстетического фактора формообразования). Кроме того, в настоящее время термином «проект» стали называть все, что угодно: от новых предложений по архитектурному строительству, концертов, организации съемок нового фильма, реформы транспортного обслуживания и т.п. - до международных программ о сотрудничестве.
Наряду с этим сама профессиональная деятельность такого рода распространилась в нескольких (многочисленных) направлениях: дизайн
11
графический, информационный, web-дизайн; средовой, индустриальный (или промышленный), дизайн интерьера и оборудования, дизайн костюма и
ДР.(65)>.
Ряд авторов высказывают мнение, что «дизайн» - термин, относительно недавно^ пришедший к нам из-за рубежа, и: ссылаются* на; перевод английского "design" - чертеж, рисунок. Но имеются факты, опровергающие эту позицию. Аргументами здесь являются также указания на отечественное «художественное: конструирование» и «художник - конструктор» -определения, бытовавшие в 60 - 70; годах у нас в стране. Более того, специалисты - выпускники художественно-промышленных ВУЗов получали в то время специальность именно «художник-конструктор»- с записью в* дипломе.
Дополнительные сложности в; терминологии создаются еще и; тем, что «дизайном» теперь называют сам процесс художественно-промышленного творчества и результат: уже не «проект», но «дизайнированный предмет». А целью дизайна считают «гармонизацию взаимосвязей человека и предметно-пространственного окружения» (среды). Все это обосновывает последующую; версию «всеобщего проникновения» и понятие «тотальный дизайн», включающий преобразование самого субъекта творчества.
Такое состояние понятийного аппарата! и терминологии, вероятно, нельзя считать продуктивным. Необходимы дополнительные исследования для уточнения! и конкретизации содержания технико - эстетических дефиниций. Решению ряда названных вопросов посвящена и эта работа.
Объектом исследования является: Проектная дизайн практика как явление культуры, как вид преобразовательной деятельности, рассмотренный на примере отечественного индустриального дизайна второй половины XX века.
Предмет исследования составляют: «Ценность» и «прогноз», их суть и специфика, определяемые практикой составления современного дизайн — проекта.
12
Цель диссертации осуществить комплексный анализ художественного конструирования (дизайна) с позиций ряда искусствоведческих, культурологических, философских и психологических, педагогических и технико-эстетических концепций, имеющих важное значение для совершенствования современной и будущей практики дизайнирования.
Реализация этой цели в диссертации осуществляется посредством решения следующих задач:
1) охарактеризовать практику отечественного художественного конструирования второй половины XX века, определив произошедшие изменения;;
2) уточнить социокультурную роль дизайна как вида деятельности;
3) выявить взаимосвязи категорий «эстетическое - технико-эстетическое -ценностное».
4) Предложить модель структуры «ценность дизайн - проекта»; «ценность дизайнера»; «ценность проекта дизайнирования».
5) Разработать типологию «технико-эстетической новизны»:
6) Определить характеристику дизайнера как субъекта профессиональной деятельности;
7) Предложить структурно-логическую схему специфики мышления этого специалиста;
8) Уточнить сходство и отличия инженерного и дизайн - проектирования;
9) Охарактеризовать связи процессов прогнозирования и дизайнирования;
10) Разработать типологию прогнозов, применяемых в индустриальном дизайне;
11) Выявить связи и зависимости содержания дефиниций «ценность» и «прогноз», определяемого практикой проектирования в индустриальном дизайне второй половины XX века.
Работа построена на материале истории и теории дизайна, разработок искусствоведения, ряде психологических, философских концепций, методологии инженерного и дизайн проектирования. В сферу исследования
13
включены уникальные образцы фотоизображений учебных дизайн — проектов 70 — 90 годов XX века, экспериментальные проекты изделий, для инвалидов и космонавтов (80 - 2000 годы).
Кроме исторического материала исследование содержит проекты автора» диссертации, защищенные государственными патентами и премированные на конкурсах грантов.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на межвузовских и кафедральных конференциях и семинарах, среди которых:
1) «Декоративное искусство и дизайн.» Проблемы образования, творчества и; сохранения художественного наследия, научно практическая конференция СПбГХПА, 1998 г.
2) «Вопросы искусствознания и культурологии» Теория и практика. Ценности. Учебный процесс, 1999г. Кафедра искусствоведения т культурологии аспирантский семинар СПбГХПА 1999 г.
3) «Месмахеровские чтения» —научно — практическая конференция, СПбГХПА, 2000г.
4) «Месмахеровские чтения» —межвузовская научно — практическая конференция к 300-летию Санкт-Петербурга, СПбГХПА, 2002 г..
5) «Месмахеровские чтения 2003» —научно — практическая конференция, СПбГХПА.
6) Семинар Союза дизайнеров России, Публикация Статьи в «Дизайн ревю» С Д России;
Положения диссертации опубликованы в; 7 научных статьях и тезисах конференций. По> итогам экспериментального проектирования специальных изделий диссертантом получен грант на городском* конкурсе «Музы Санкт-Петербурга 1997» и зарегистрированы 2 патента на Промышленный образец. Диссертация состоит из введения,, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Она содержит 156 страниц текста, 29 рисунков и таблиц. Список литературы 209 наименований.
14
ГЛАВА I.
Из истории художественного конструирования (XX - начало XXI вв.) § 1. Дизайн в сфере взаимодействия искусств.
Развитие отечественного мира искусств во второй половине XX века характерно,многими;особенностями: В-специальной литературе:этот период определяется как «эпоха постмодернизма». Под влиянием; технического прогресса обогатилась предметная атрибутика творчества, видоизменились сферы созидания: и бытия* произведений - коммуникатов. Появилось и приобрело жизненный f статус значительное количество новых художественных практик: от дизайна во всех его проявлениях до виртуального искусства; медиа-арта. Расширились границы творческого процесса; в теории; пополнился объем дефиниции? «художественное». Сохраняя центризм (ядро); «традиционные» виды искусства видоизменяют линии соприкосновения; ареалы локализации. Ряд исследователей отмечает значимость гибридных, пограничных зон», ибо в процессе децентрализации расширяется- поле художественной экспрессии; происходит формирование «видов деятельности на стыке», «межвидовые образования»'.
Проблематике взаимодействия видов искусства посвящены многие: исследования, русских ученых: Б. Успенского, Я1 Линсбаха; Ф. Шмидта, Ю. Лотмана; Д. Силичева, Т. Горбуновой, М. Кагана: Эту тему развивали в своих работах также зарубежные авторы: В: Бенвенист, К. Пейруже, Ф. Тюрлеман; Ш. Коллен;и другие. В: них авторы характеризуют отличительные признаки, пространственных, временных: и? смешанных видов искусства, отмечая: специфику их связей: Актуальными стали исследования < и процесса развития изобразительного искусства. XX века, и аспекты! взросшей его ролш в: художественной культуре этого периода: При этом теоретики отмечают, что каждый вид искусства обладает своим специфическим языком: Однако базой для обогащенного (синтетического) художественного образа, включая взаимопроникновение и дополнение средств формальной выразительности,
1 М.С. Каган, 1978 г, А.Ю. Демшина, 2003 г.
15
служит «универсализм структурных определений всякой формы»-пространство; время; свет, цвет, масштаб; ритм, пропорции»: Ряд исследователей; называет слои коммуникативного потенциала «отдельного вида! искусства; или, художественного произведения» - элитарный; демократический; маргинальный, пластический иг другие (А. Демшина; 2003 г): Авторы публикаций? последнего времени^ констатируют эффективность применения; системно - синергетического, (комплексного) подхода к изучению феноменов художественной t культуры; XX века* (О; Иванова, Е. Павловская, А. Грашин; а;также Н. Воронов, Ю. Перов; Л. Безмоздин, Е. Жердев).
Многие аспекты- искусствоведческой проблематики) постмодернизма* нашли? отражение В! трудах исследователей; Проблема; специфики пространства культуры? (включая художественную) рассмотрена в работах Ю. Хабермаса; Э.' Тоффлера, У. Уорнера; отношение «автор-произведение-зритель» у Б. Каплана, Р. Барта, М; Сущенко, П. Хренова, Ю. Кристевой: Эволюция взаимосвязей: культуры, техники ш искусства: освещена в исследованиях И. Визингера, Ж. Лиотара, Mi Минского; Ю; Назарова, К. Кантора; Д. Азрикана; Ю. Соловьева, Г. Минервина; Ю. Сомова и других. Не оставлена* без внимания проблема; соотношения науки; и искусства внутри дизайна как самостоятельного вида; художественно - творческой деятельности: Этой теме посвящены работы многих авторов: М; Федорова, F. Минервина, К. Кантора; Е. Лазарева, Дж. К! Джонса, П. Хилла; Ю: Сомова, 3: Быкова, И.г Вакса; М; Гизе. Начиная^ с. 1960 г., искусствоведческие публикации? российских ученых содержали итоги исследований проблем «промышленного искусства» и •= анализу одного из важнейших его методов -«художественного конструирования». По ряду критериев; проводились сравнения этого метода проектирования, индустриальных изделий с более общим; подходом, определяемым за рубежом как «дизайн».
Отечественными исследователями и зарубежными теоретиками, во второй половине XX века проведены многочисленные дискуссии,
16
представлены различные концепции, изложены оригинальные точки зрения на соотношение «науки» и «искусства» в самом «дизайне» как преобразовательной^ художественно - творческой деятельности (П. Хилл, Дж.. К. .Джонс,. К. Кантор, Ю. Соловьев, Ю. Сомов и др;). Так, например, Ю; Назаров (1966г.) определяет «дизайн как особый вид деятельности, выкристаллизовавшийся из симбиоза художественного (ремесленного, прикладного творчества) и промышленного производства. В"» отличие от материальных пространственных форм, и форм искусства, в;дизайне форма-абстрагируется от содержания;., и обусловлена функцией и конструкцией». Иное определение дает. Hi Воронов: «Дизайн - компоновочная деятельность, направленная на достижение красоты, блага и удобства человека. Это - нечто большее, чем область искусства или? сфера совершенствования техники. Дизайн - это глобальное явление • культуры». Далее тот же автор отмечает: «категория красоты в дизайне достаточно широка и всеобъемлюща; ш признак ее вторичности действует лишь в некоторых сферах дизайна; а не повсеместно.. ...Под дизайном начали?понимать именно оригинальныйiход мысли; новую компоновочную идею; красивый замысел».2
По признанию многих зарубежных дизайнеров — Этторе Соттоса, Томаса; Мальдонадо, Джорджо Нельсона и других - коммерческий дизайн повинен в возникновении кризисной! экологической ситуации... «Возникший в локе искусства, обособившись от него, предал забвению некоторые; принципы, всякой* художественной деятельности». Далее автор статьи* отмечает: «Очистившись от скверны вожделенческого утилитаризма, собрав; в себя силы искусства, дизайн смог бы принять участие в восстановлении»на новой художественной \ основе единства человека, общества природы и.. Культура общества, искусство рождают дизайн, который привносит в предметную среду эстетико - культурные ценности, возникающие вне его... Это ставит вопрос о необходимости высочайшей художественно - культурной его оснащенности».
: См.: «Дизайн» Сборник научных трудов, выпуск IV, М, 1996 с 3-64.
17
При всей многоаспектности и неодинаковой полярности высказываний исследователей, как. представляется, есть, основание утверждать сопричастность дизайна как вида творчества к художественной культуре и ее истории; Это положение не отрицается ни одним из специалистов технической эстетики. Актуальной остается проблема соотношения научно -технического и. художественного, особенно! в контексте- изысканий, касающихся индустриального дизайна вещей.
Такая: позиция позволяет подойти к рассмотрению продуктов дизайнирования; в русле последних концепций о морфологии художественной культуры. Конечно же соотношение объемов «научно -технического» ш «художественного» в дизайн - продукте — не постоянно. Динамика этих связей порождается многими факторами. В качестве основного можно назвать специализации, направления в которых развивается; дизайн.
Одна из характерных особенностей, имеющих место в; сфере художественной экспрессии в эпоху постмодернизма, - диалогичность* -касается* и дизайна, но в особой форме. Так, диалог «автор - зритель» видоизменяется, поскольку между автором проекта (дизайнером) и зрителем (потребителем) возникает промежуточное звено (производственник -изготовитель). Характер второй формы диалога или полилога «как характеристики пространства художественной акции» для дизайна так же иной- Здесь, продукты^ предметного дизайна могут выступать как элементы атрибутики, участвующие в процессе создания итогового (совместно с прочими художественными, произведениями) образа. Другая; форма диалога, при которой взаимодействуют художественная и нехудожественная виды деятельности так. же неотторжима; для! дизайна. При этом> следует подчеркнуть, что изменения в морфологии художественной экспрессии активизируют потенциал изобразительного искусства как средства формирования зрительного образа и нового* творческого поиска. Красноречивым доказательством тому являются, направления развития
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24810.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.