У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Графические портреты Юрия Анненкова
Количество страниц 161
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24921.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Графические портреты Юрия Анненкова

Стр. ВВЕДЕНИЕ...3

Обоснование темы, задач и методов исследования.
Обзор литературы о творчестве Ю.Анненкова.

ГЛАВА 1...31

Графический портрет Ю.Анненкова и этапы его творческого развития.

ГЛАВА 2...48

Стилистические и технические особенности графических портретов Ю.Анненкова.

ГЛАВА 3...78

Графические портреты Ю.Анненкова: персоналии и их интерпретация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...313

БИБЛИОГРАФИЯ...323

ПРИЛОЖЕНИЕ

Каталог графических портретов Ю.Анненкова...336

Перечень выставок с участием Ю.Анненкова...343

Иллюстрации...347

Введение



ВВЕДЕНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ, ЗАДАЧ, МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Многочисленные социальные катаклизмы, сотрясавшие (* I Европу, и в особенности Россию в течение XX в., в сильной

?j степени повлияли на различные стороны художественной

жизни. В частности, они привели к вынужденным миграциям людей искусства, что, помимо трудностей, связанных с их адаптацией в новой среде, заметно отразилось на изучении и оценке их творчества. В России биографии многих известных художников оказались разделенными на несколько частей:

, | дореволюционную, раннесоветскую и - для тех, кто

к

эмигрировал - зарубежную. В СССР до конца 1980-х гг.

изучение творчества и биографий большинства художников-эмигрантов было сопряжено со многими трудностями, но и в странах проживания оценка и изученность их творчества зачастую была неадекватна реальной значимости наследия.

Бурное возвращение в жизнь послеперестроечной России части ее культурного наследия проходило довольно стихийно. Тем не менее, общая картина развития пластических искусств j, (если говорить только об этом) XX в. настолько преобразилась,

г '

оказалось перед лицом необходимости систематического изучения целых пластов культуры и выработки нового взгляда на них. Эти масштабные задачи включают и монографическое изучение творчества наиболее значительных художников, чье наследие оказалось вне поля внимания исследователей.

*1 Изучение творчества Ю.Анненкова тем более актуально,

"*. что он был активным и весьма заметным участником

J,

4

художественного процесса на протяжении более чем 60 лет. В его богатом и разнообразном наследии графические портреты современных ему деятелей культуры и политики занимают особое место. Актуальность их изучения определяется не только их художественными достоинствами, но и тем, какую ; роль они сыграли в культуре XX в., став ее неотъемлемой

ч частью.

l"*v* Графические портреты - это важная часть наследия

I Ю.Анненкова. Значительная часть этих портретов обрела

беспрецедентную известность не только в кругу людей, интересующихся искусством, но и среди широких слоев читателей книг и журналов, иногда не связывающих хорошо им известные портреты выдающихся писателей или режиссеров \1 с именем художника. В известном смысле эту группу портретов

J^ можно отнести к явлению массовой культуры. Интересно, что

при этом не произошло существенной потери качества самих портретов, поскольку черно-белая графика при воспроизведении массовым тиражом не претерпевает принципиального изменения цвета. Эти портреты были не только высоко оценены современниками, но также выдержали испытание временем и обрели судьбу, редко выпадающую на * долю произведений искусства. Изучению специфики той роли,

У которую анненковские портреты сыграли в культуре (особенно,

:' русской), посвящено настоящее исследование.

В круг рассмотрения должны войти все известные графические портреты Ю.Анненкова, в том числе, сохранившиеся с юношеских лет учебные портреты (родственников и ближайшего окружения), наброски, шаржи и карикатуры. Таким образом, объект данного исследования -совокупный корпус графических портретов Ю.Анненкова, а

5

| предмет — феномен графических портретов Ю.Анненкова как

таковой в его историческом бытовании.

С наследием Анненкова связан ряд парадоксов и неясностей. При широкой известности некоторых его произведений, сам художник, подобно многим эмигрантам, получил странное, можно сказать, половинчатое признание. ^ ¦ Имя Анненкова фигурирует в многочисленных энциклопедиях

***^ и тематических альбомах, как по национальному искусству (то

есть, в российских и французских), так и освещающих историю мирового искусства. Подобные достижения обычно предполагают зачисление их создателя в первый ряд художественной иерархии, если не мирового масштаба, то в пределах истории национального искусства. Однако, в случае

^) Анненкова, практически единственным признаком такого рода

'л f официального признания его ранга как художника служит

: упоминание и воспроизведение его работ в тематических

альбомах и энциклопедиях, а также экспонирование их на выставках в числе работ других художников.

В России, где Ю.Анненков считается одним из основоположников советской иллюстрации и классиком портретного жанра, после его отъезда ни разу не проводилось i ни одной его персональной выставки, никогда не отмечались

"> его юбилейные даты', а также никогда не издавались

монографии или альбомы, посвященные какой-либо области его творчества.

1 По случаю годовщин со дня рождения Анненкова иногда публиковались отдельные статьи в специальных журналах (литературных или <"! художественных), но эта инициатива явно принадлежала автору статьи

^ или редакции журнала.

6

; ! До сих пор ни одна область творчества Ю.Анненкова, в

том числе и графические портреты, не являлась в полном объеме объектом систематического изучения ни в России, ни за рубежом. В статьях часто содержались интересные наблюдения, замечания по поводу художественных особенностей отдельных портретов или в целом "анненковского" стиля. Но феномен '*» графических портретов Ю.Анненкова как таковой в его

1ы у историческом бытовании, как и его место в русской культуре

никогда не описывались и не анализировались ни сами по себе, ни в связи с проблематикой изобразительного искусства или культуры.

В обзоре литературы по вопросу приведены состоявшиеся за последние пять лет защиты докторских и дипломных работ \] по творчеству Ю.Анненкова, но они касались либо изучения

| отдельного литературного произведения (А.Данилевский), либо

графических работ отдельного периода (А.Дьяконицына), либо же исследование в целом охватывало более широкую тему, а творчество Анненкова определенного периода являлось лишь его частью (А.Толстой). За исключением указанных работ (а также статей Е.Струтинской, связанных с исследованием отдельных театральных постановок Анненкова и его статей о * театре), видно, что огромное и разнообразное наследие

/ Анненкова изучалось в основном спорадически и

; фрагментарно.

Цель настоящего исследования - рассмотрение графических портретов Ю.Анненкова с точки зрения их роли в формировании визуального образа эпохи и культурных мифов. Эта цель определяет задачи исследования, результаты которого позволят ответить на вопросы, связанные с исторической ролью графических портретов Ю.Анненкова. Что способствовало их

7 | беспрецедентной популярности? Каковы были ее

механизмы и результаты? Какое место в культуре заняли отдельные графические портреты и вся "галерея" в целом? Каков исторический смысл этой "галереи"?

Для проведения исследования были выявлены максимально полно графические портреты Анненкова, собраны

(" их репродукции, установлены местонахождения оригиналов.

^у Оригиналы просмотрены de visu в музеях и частных

коллекциях. Значительная часть исследованных портретов изучалась по репродукциям, так как местонахождение оригиналов неизвестно или они недоступны. Часть портретов осталась известной только по названию. Была произведена подробная классификация портретов по различным критериям:

» ) по жанрам, по моделям, по технике исполнения и т.д.

Учитывая слабую изученность творческой биографии Анненкова, в рамках данного исследования были обзорно представлены основные этапы его творческого развития с краткой характеристикой места графического портрета в каждом периоде его творчества.

Анализ художественных особенностей и стилистики портретов проведен на основе изучения критической литературы по этому вопросу.

Стержневым методом исследования для данной работы является историко-биографическое описание судеб графических портретов и их моделей с учетом сравнительной иконографии модели. Для того, чтобы проследить, какую роль сыграл тот или иной портрет в формировании культурного мифа модели, были привлечены мемуары и эпистолярии современников, а также устные сообщения свидетелей событий или исследователей.

ff

г*

I

j При изучении графических портретов Ю.Анненкова

очень важными источниками информации служили собственные тексты художника или же издания, подготовленные при его непосредственном участии.

Вторую группу изучавшихся материалов составили архивы Ю.Анненкова и близких ему лиц в различных

\ архивохранилищах (РГАЛИ, РО РНБ, РО Театрального музея

f' ¦•* им.Бахрушина, РО РГБ, РО ГТГ, книжный фонд и архивы

библиотеки "Арсенал" в Париже).

Третью группу изучавшихся материалов составили мемуары современников мастера, их корреспонденция и дневники.

Четвертой группой изучавшихся источников были

щ \ публикации в современных Ю.Анненкову периодических

11 изданиях (различные газеты и журналы).

Кроме того, изучалась литература, связанная с изображенными на портретах писателями, художниками, режиссерами и другими деятелями культуры, а также их собственные сочинения, биографии, воспоминания. Были проанализированы статьи критиков в периодике, альбомах и энциклопедиях, а также учитывались устные сообщения коллекционеров, сотрудников музеев, исследователей,

/ изучавших творчество Анненкова, и лиц, встречавшихся с ним

лично.

Основными изобразительными источниками были сами графические портреты - их оригиналы, хранящиеся в музеях и частных коллекциях. В тех случаях, когда местонахождение оригинала неизвестно, изучались факсимильные и обычные воспроизведения. Изучалась также иконография отдельных моделей с целью сравнения ее с портретами Ю.Анненкова.

li.

9

В данной работе впервые подробно рассматриваются историко-биографические факты, связанные с самыми известными портретами, и указываются художественно-стилистические особенности портретов Анненкова по сравнению с другими портретами той же модели (то есть, проводится сравнительная иконография модели). Впервые Ч* составлен максимально полный (из возможных на данном этапе

К * изучения предмета) список графических портретов

Ю.Анненкова и список выставок с его участием. Краткая творческая биография составлена на основе многолетнего изучения письменных источников (как опубликованных, так и рукописных, в том числе сохранившихся частей архива самого Анненкова) и бесед с людьми, знавшими художника лично.

¦ f Новизна исследования, таким образом, заключается не V,

.| только в привлечении новых источников, но и в новом подходе

¦ к изучению чрезвычайно важной части творчества такого незаурядного художника и литератора, как Анненков. Это позволит закрыть некоторые фактологические лакуны в истории русского искусства нескольких периодов, а также, возможно, пересмотреть принятую до сих пор оценку творчества Анненкова и его вклада в русскую культуру.

Чтобы представить себе место графического портрета ? Ю.Анненкова в его творчестве в целом и в отдельные его

периоды, связанные с изменением социальной обстановки и поворотами его личной судьбы, в Главе 1 исследования представлены этапы творческого развития Ю.Анненкова с указанием места, которое занимал в нем в разные периоды творчества графический портрет.

Поскольку графические портреты Ю.Анненкова были весьма разнообразны по форме и функции, то рассмотрению

10

с*

художественных особенностей графических портретов и их

стилистики посвящена Глава 2 данной работы.

Подробному рассмотрению графических портретов Ю.Анненкова посвящена Глава 3. Для удобства ведения исследования весь корпус известных графических портретов был классифицирован по жанрово-функциональным признакам

'* и персоналиям.

*"¦' Основное внимание было уделено так называемым

репрезентативным портретам. Так были условно названы портреты, выполнявшие представительскую функцию: они воспроизводились в журналах и книгах, помещались на обложках различных изданий, экспонировались на выставках, находились в таких помещениях, как гостиные, кабинеты,

т официальные залы. Часть этих портретов создавалась

I Анненковым именно с этой целью (например, для серии "Русские писатели"), хотя он и утверждал, что вначале имел в виду задачи только формального характера. Задачей художника было не просто изображение модели, а создание образа. Эти портреты выполнялись в разных техниках, но при этом всегда тщательно отделывались, отличались виртуозностью исполнения, нередко включали атрибуты, имевшие символическое значение.

I1 Вместе с тем, конечный результат был довольно далек не только от классического "парадного" портрета (даже если учесть, что само понятие парадного портрета к началу XX в. сильно изменилось под влиянием творчества таких мастеров портретного жанра, как И.Репин, В.Серов, К.Сомов, Л.Бакст, А.Головин, Н.Ульянов и многие другие), но и от того, что обычно ожидалось от репрезентативного портрета. Многие

If»

11

портреты Анненкова становились репрезентативными силой обстоятельств, независимо от манеры и внешней стилистики.

Для удобства рассмотрения персоналии в Главе 3 сгруппированы по профессионально-тематическим признакам: литераторы, художники, деятели театра и кино, политические и государственные деятели, женские портреты, автопортреты.

В случае необходимости проводится сравнительная *~ ' иконография данной модели и рассматривается, какое место в

ней занимает тот или иной портрет Анненкова. Поскольку '•' стилистические особенности графических портретов особо

рассмотрены в Главе 2, то при рассмотрении персоналий в Главе 3 основное внимание уделялось историко-биографическому аспекту.

В отдельные группы выделены карикатуры, "портреты-s, иллюстрации" и эскизы к театральным постановкам и

художественным фильмам.

Исследование истории создания и дальнейшего бытования портретов, отношения к ним как современников Анненкова, так и потомков, вплоть до наших дней, позволяет приблизиться к пониманию того, как формируется визуальный образ эпохи, какую роль играет в формировании культурных мифов удачно найденный портретный образ, сливающийся в сознании современников с представлением о модели. Это особенно важно и интересно, если моделями являются творцы "первого ряда" - те, кто по общему признанию представляют вершины культуры данной страны или общества - а именно эти деятели культуры были моделями значительной части анненковских портретов 1920-50-х гг. Результаты исследования суммируются в Заключении.

12

, В Библиографии указаны использованные источники:

литература и архивные материалы.

В Приложении помещены: 1) Каталог графических портретов Ю.Анненкова; 2) Перечень выставок с участием Ю.Анненкова; 3) Иллюстрации (репродукции графических портретов).

^ ' ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ О ТВОРЧЕСТВЕ

Ю.АННЕНКОВА

До революции из графических портретов Анненкова публике были известны только шаржи и карикатуры, воспроизводившиеся в периодических изданиях. Вполне понятно, что они не становились объектом внимания т художественной критики. Репрезентативные графические

портреты Анненкова стали выставляться и репродуцироваться в печатных изданиях только на рубеже 1910-20-х гг. Первые статьи, где критики рассматривали творчество Анненкова-портретиста появились в начале 1920-х гг. В 1922 г. появились и рецензии на вышедший в том же году альбом "Портреты".

Появление графических портретов Анненкова в художественной жизни Петрограда было неожиданным, а их художественный уровень и мастерство исполнения поражал и зрителей, и профессионалов. О портретах Анненкова писали лучшие критики того времени: Э.Голлербах, М.Бабенчиков, В.Воинов, Я.Тугендхольд.

В альбоме "Портреты", изданном на высшем полиграфическом уровне, и до сих пор остающемся примером отечественного полиграфического искусства, были помещены статьи не только художественного критика (М.Бабенчикова), но и наиболее выдающихся современных прозаиков -

13

Е.Замятина и М.Кузмина. Очерки всех трех авторов оказались весьма долговечны. Авторы последующих поколений неизбежно обращались к этим статьям. Особенно часто цитировался текст Е.Замятина, ставший классическим примером художественной критики. Меткие наблюдения Е.Замятина, маститого прозаика, выраженные в афористичной форме, во многом определяли трактовку некоторых наиболее известных портретов Анненкова. Высказывания Е.Замятина о портретах А.Ахматовой, Н.Альтмана, М.Горького, А.Блока (в гробу) стали классическими (цитируются в соответствующих персоналиях в Главе 2). Проверку временем выдержала и общая оценка портретного творчества Анненкова того времени:

"Некоторые из этих портретов - таков портрет Горького — задуманы синтетически остро, но в выполнении оказались не концентрированными, многословными; на других -еще очень заметно футуристическое детство Анненкова. Но всё это —ранние его портретные опыты, и от соседства с ними - только выигрывают последние его работы" [Замятин 1922:40].

В отличие от более поздних советских критиков 1960-х гг., которые, искренне или нет, видели в творчестве Анненкова подражание и эпигонство, первые его зрители отмечали как раз индивидуальность стиля:

"Анненков — крайний субъективист. Всё, что он делает, -слишком своё, из души, на весь мир, на всё окружающее он смотрит своими глазами и только через себя." [Бабенчиков 1922:87-88]

А вот другая характерная черта творчества Анненкова, обращавшая на себя внимание критиков разного времени:

а

14

"Анненков - homme d'aujourd'hui; и я не знаю другого

с-* ••

художника более способного, чем он, дать разгадку современности". [Бабенчиков 1922:93]

Однако внимание к графическим портретам Анненкова со стороны критики было не только благожелательным, и в печати раздавались не только восторженные голоса. Рецензия ^ известного искусствоведа Я. А.Тугендхольда в престижном

, ' журнале того времени полна скептицизма. Мнение критика о

художнике:

«Анненков - превосходный рисовальщик в прежнем, бесхитростном смысле этого слова... Об этом свидетельствует хотя бы в данной книге ряд портретов, совсем банальных по форме, но сделавших бы честь любому м экспоненту парижских официальных "Салонов"... »

у

Об альбоме: "Странная это книга... Роскошное издание; большой формат; прекрасная бумага... три статьи блестящих литераторов... И весь этот тяжелый снаряд запущен для того, чтобы убедить нас в том, что "типично петербургский художник" Анненков есть, вместе с тем, выход из тупика всего русского искусства".

Общий вывод: "...А истина заключается в следующем. Юрий Анненков, конечно, очень одаренный и умный

, рисовальщик, отличный наблюдатель и превосходный мастер

штриха. Но, к сожалению, в его портретах гораздо больше ловкого и шикарного росчерка, нежели всяческих глубин..." [Тугендхольд 1923:109]

В рецензии на выставку "Мира искусства" в 1922 г. Н.Пунин пренебрежительно писал о портретах Анненкова: "Художник всякий или никакой" [Пунин 1922].

(

15

Юный Сергей Юткевич вступает в задорную полемику с маститым критиком и апологетом художественной "левизны":

"Последние строки иронического отзыва почтенного теоретика становятся сейчас для нас самой большой похвалой. Живой человек, обладающий легким, веселым мастерством [...] буйный еретик, а не сухой догматик высиженных теорий особенно нужен сейчас, когда вокруг искусства бродят угрюмые тени, которые время от времени, потыкав кистью и вклеив кусок какой-нибудь дряни с мрачным видом с одобрения напуганных критиков, объявляют себя Колумбами... давно открытых америк. [...]

Зато теперь, когда все донкихоты устали воевать с мельницами, тяжеловесы порасшибали себе лбы, теоретики остались у разбитого корыта и настало время подвести итоги и выявить достижения, неожиданно впереди всех оказался Анненков. Это показала книга его портретов". [Юткевич 1923:7]

В это время многие почувствовали усталость от выходок "левых", надеялись, что это временная "аберрация", хотя и не считали скучный академизм передвижнического толка достойным противовесом. В этой ситуации положение в изобразительном искусстве расценивалось как кризисное. Легкая манера Анненкова, уверенное в себе озорство крупного мастера, скрытый за веселой непринужденностью психологизм портретов казался выходом из кризиса, тем новым путем, по которому должна пойти пластика. К этому выводу пришли М.Кузмин, Е.Замятин, М.Бабенчиков, и юный С.Юткевич.

В периодике писали не только о портретах Анненкова. Он сделал много громких постановок в театрах и, пока еще можно было не оглядываться на эстетическую цензуру (политическая

16

была, разумеется, sine qua non), о нем писали как о крупном мастере сценографии и режиссуры. Перед отъездом из СССР в июле 1924 г. газеты были полны сообщений о постановках пьесы "Газ" Г.Кайзера и "Бунта машин" А.Толстого в БДТ. Регулярно публиковались сообщения о ходе постановки, интервью с автором пьесы и с Анненковым - автором декораций и костюмов.

Вплоть до начала 1930-х гг. Анненков считался в СССР одним из ведущих сценографов и упоминался во всех энциклопедических и итоговых изданиях, связанных с театром, например, в [Театрально-декорационное искусство СССР 1927] или в [История советского театра 1933]. Но это было последнее перед почти сорокалетним перерывом советское энциклопедическое издание, где большое внимание уделено творчеству Анненкова.

Всех упоминаний о графических портретах Анненкова собрать невозможно, так как были даже стихи с упоминанием его портретов. В 1925 г. была опубликована еще одна программная статья М.Бабенчикова на эту тему [Бабенчиков 1925]. Об Анненкове начали писать и за границей. В эмигрантской прессе появилась статья Е.Мишеева [Мишеев 1925].

В 1924 г. внимание газет было обращено на созданный Анненковым гигантский портрет Л.Троцкого, который должен был поехать на XIV Венецианскую Биеннале. Во второй половине 1924 г. и в течение всего 1925 г. мировая пресса была полна сообщениями о Венецианской Биеннале, о портрете Троцкого писали в журналах всех европейских стран, а в то время они еще поступали в советские библиотеки. После антитроцкистской кампании эти публикации, а нередко и

17

издание целиком, подвергались последовательному уничтожению. Поэтому в обычных библиотеках не сохранились ни советские издания, воспроизводящие этот портрет (некоторые из них поступили в спецхран, например, иллюстрированный журнал "Прожектор"), ни иностранные (в ВГБИЛ им. М.Рудомино случайно сохранился польский журнал [Sztuki piejcne 1924:36] с репродукцией этого портрета - видимо, его просто не заметили в процессе многочисленных "чисток").

До конца 1920-х гг. Анненков считался советским художником в командировке. В 1925 г. его работы были выставлены на Международной Выставке Декоративного искусства в Париже (в отделе СССР), и иллюстрации к "Двенадцати" были отмечены золотой медалью.

В 1926 г. была издана папка Анненкова "17 портретов" с литографиями портретов государственных деятелей и военачальников. Предисловие к ней писал нарком просвещения А.В.Луначарский, чей портрет также фигурировал в папке. В 1928 г. в Москве прошла выставка современного французского искусства, где Анненков выставлял живописные работы. Статьи об этой выставке - последние упоминания в советской прессе об Анненкове как о выдающемся живописце. Хотя тогда еще в советской прессе изредка появлялись статьи о русском искусстве за границей. Например, П.Эттингер писал об иллюстрациях Анненкова [Эттингер 1928]. Неизменно упоминал об Анненкове в своих многочисленных статьях Э.Голлербах (также до 1928 г.). Статью об Анненкове как о графике готовил для своего энциклопедического словаря русских художников-графиков В.Адарюков (не издан).

Вместе с тем, начинают регулярно появляться статьи и сообщения о творчестве Анненкова в русской эмигрантской
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24921.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.