У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Духовная тема в творчестве С. И. Танеева и ее воплощение в кантате По прочтении псалма
Количество страниц
186
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24996.doc
Содержание
Введение ...4
Часть 1. Духовный путь СИТанеева
Глава 1. Деятельность С.И.Танеева в контексте
русской культуры 1890-х-1910-х годов...34
1.1. Актуализация религиозно-философских идей в русской культуре середины 90-х годов XIX -
первых десятилетий XX века...35
1.2. СИТанеев и русский духовный ренессанс: вехи жизни
и творчества...44
Глава 2. Духовная тема в творчестве СИ.Танеева
середины 1870-х-началаXXвека... 63
2.1. Духовные сочинения раннего периода...64
2.2. Культовые произведения 1880-х годов... 69
2. 3. Кантата «Иоанн Дамаскин»...77
2.4. Произведения религиозной образности
в позднем творчестве Танеева...84
Часть 2. Кантата «По прочтении псалма» и ее религиозно-философская концепция Глава 3. Поэтический источник кантаты
3.1. Псалом 49-й и его интерпретация
в стихотворении А.С.Хомякова...91
3.2. СИ. Танеев и А.С.Хомяков.
Литературная основа кантаты...96
Глава 4. Религиозно-философская концепция
кантаты СИ. Танеева «По прочтении псалма» 4.1 .Танеевская интерпретация стихотворения А.С.Хомякова в свете философских воззрений композитора...101
3 4.2. Религиозная образность кантаты в аспекте
христианских идей... 108
4.3.Драматургия кантаты: поляризация смысловых миров.
Числовая и тональная символика...118
4.4. Литургический пласт кантаты:
образ храмового богослужения...126
4.5. Космогоническая идея: воплощение действенно-активных
и лирико-созерцательных образов...132
4.6. Антропологический аспект концепции: духовно-нравственный
«завет» композитора...144
Заключение...154
Библиографический список...170
Нотное приложение...186
Различными путями мысль приходит все к одному и тому же признанию - идеального сродства мира и человека, их взаимообусловленности, их пронизанности друг другом, их существенной связанности между собой.
П.А.Флоренский
Введение
Введение
Сергей Иванович Танеев — одна из ключевых фигур в русской музыке конца XIX - начала XX века, панораму развития которой невозможно представить без этой самобытной и влиятельной творческой личности. Выдающийся композитор, пианист, ученый, педагог, он во многом определял развитие отечественной художественной культуры этого времени и прокладывал пути в будущее. С его смертью в 1915 году завершилась великая эпоха музыкальной классики XIX века.
Личность Танеева уникальна. В нем органично сочетались педагог, композитор, ученый, философ-мыслитель. И в каждой области своей многогранной деятельности он смог достичь высочайших результатов. Будучи человеком, необычайно требовательным к себе, он в то же время отличался удивительной душевной чуткостью, поэтому «даже в Москве, богатой исполненными благородства личностями, этот истинно высокий жрец своего искусства оставался редкостью», - писал об учителе С.В.Рахманинов(130, с. 44).
- Композиторское творчество Сергея Ивановича составляет одну из
богатейших по объему и разнообразию содержания областей художественного наследия мастера. Он писал практически во всех жанрах, характерных для музыкальной культуры той эпохи — оперном, хоровом, симфоническом, вокальном и инструментальном камерном. Еще при жизни Танеева выдающаяся значимость его композиторской работы была
5
общепризнанна и приковывала к себе пристальное внимание. Глубина и серьезность замысла в сочетании с искренностью эмоционального тонуса привлекают в его сочинениях и современного слушателя.
К настоящему моменту существует довольно обширный список исследований, посвященных жизненному и творческому пути композитора. Опубликованы его Дневники, научно-теоретические труды; в мемуарной литературе воссоздается образ Танеева - человека, музыканта, педагога; появился ряд теоретических трудов, в которых исследуется понятие «танеевского стиля». Но и сегодня деятельность замечательного русского художника находится в зоне постоянного внимания музыковедов. Провидческой оказалась мысль Л.Л.Сабанеева, высказанная им в опубликованных в 1930 году воспоминаниях об учителе: «Танеевское творчество и труды - не для современников и даже не для ближних потомков. Эта музыка, честно созданная и мастерски сделанная, из тех, смысл, значимость и размеры которых становятся ясным только удаленным поколениям. Пройдут годы, и русский классик Танеев станет для истории русской музыки явлением грандиозным, совершенно самобытным и единственным» (158, с. 22).
Думается, что сейчас это время настало. Музыковедение в настоящий момент переживает своеобразный «танеевский ренессанс». Интерес к личности и трудам композитора необычайно обострился. Причина возрождения интереса кроется в нескольких «плоскостях». Для слушателя важным становится особое качество музыки Танеева - органичное равновесие в ней эмоционального и интеллектуального начал, удивительного сочетания мудрой простоты и глубины чувства с благородной красотой их выражения. Исследователь находит в его сочинениях такие объекты для изучения, где каждая страница свидетельствует не только о высоком профессионализме их создателя, но и о присущем ему Божьем даре.
Известно, что каждая эпоха обнаруживает в классических творениях что-то свое, близкое современным умонастроениям. Не составляет
6
исключения и творчество Танеева. Однако еще до недавнего времени проблема в подобном ракурсе — рассмотрение жизни и деятельности Танеева в контексте эпохи конца XIX - начала XX веков — в отечественном музыкознании не могла быть поставлена, а тем более решена в силу ограниченных знаний о состоянии религиозной, философской и художественной мысли того периода. На сегодняшний день мы имеем «стереоскопическое» представление об этом времени вследствие появления не только капитальных исследований, посвященных историко-философским, научным и культурно-художественным областям общественной жизни рубежа XIX-XX веков, но и благодаря публикациям трудов философов Е.Н.Трубецкого, ПА.Флоренского, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева. Идейно-художественная и эмоциональная атмосфера эпохи воссоздается с помощью издания литературоведческих и мемуарных трудов А.Белого, В.Брюсова,
*Ц В.Иванова. Музыковеды обращаются к творческим работам «забытых»
композиторов, таких как А.Т.Гречанинов, Н.Н.Черепнин, Г.Л.Катуар, Н.А.Рославец, В.И.Ребиков; выходят в свет новые документальные материалы по истории русской духовной музыки. В этих условиях появилась возможность оценить все разнообразие художественных устремлений эпохи, и более точно определить место Танеева в культуре этого богатейшего времени. Решение данной задачи становится тем более важной, что разворачивающаяся панорама умонастроений эпохи способствует более углубленному пониманию личности художника, творящего в этот период, и осознанному проникновению в содержание его произведений, тесно связанных с идейными тенденциями времени. Без тщательного изучения этой неразрывной связи невозможно проникнуть в сокровенные тайны авторского
w замысла, как невозможно понять концепцию сочинения вне целостности
исторического и культурно-художественного контекста эпохи.
Период рубежа XIX-XX веков в духовной жизни России, как известно, был богат разнообразными идейно-художественными течениями. И одной из определяющих тенденций стало явление, названное философом
7
Н.А.Бердяевым «духовным ренессансом». Проявление интереса к истории религии, ее обрядовой и содержательной стороне - одна из характерных примет художественной жизни той поры. Современная наука демонстрирует огромный интерес к возрождению религиозного сознания в историческом и теоретическом аспектах, обнимая своим вниманием длительный временной отрезок - от византийских истоков до эпохи «духовного ренессанса» в начале XX века. В связи с этим обстоятельством творческая личность Танеева вызывает особый интерес. Как художник, Танеев неразрывно связан со своим временем; он жил и работал в атмосфере «русского духовного возрождения». Новые документальные труды «Русская духовная музыка в материалах и документах» (в 4 томах), публикация сборника «Духовные сочинения СИТанеева», и, безусловно, Дневники композитора дают возможность узнать неизвестные прежде факты биографии художника, его Ф работы в области духовной музыки, связей с деятелями Нового направления
в церковной музыке. Они позволяют приоткрыть завесу не только над внешними перипетиями жизни, но и над скрытыми процессами творческих запросов и исканий Танеева, его взаимоотношений с религией и религиозной музыкой.
В танееведении одной из важнейших и актуальных становится задача проникновения в суть композиторских замыслов, связанных с рождением духовных произведений, не получивших должного освещения в литературе до сегодняшней поры, а также интерпретация смысла тех сочинений, в которых композитор воплотил религиозно-философское содержание. К таким работам Танеева можно отнести некоторые хоровые и вокальные произведения, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма».
Монументальное творение в жанре вокально-симфонической музыки -кантата «По прочтении псалма» является шедевром огромной смысловой глубины и высочайшего художественного мастерства, истинным духовным завещанием композитора потомкам. В сочинении явлены те философские, религиозные, нравственные принципы, которыми Сергей Иванович
8
руководствовался в своей жизни и деятельности, и которые сформировались в результате его неустанного внутреннего поиска.
Кантата представляет собой величественный итог композиторской деятельности мастера. Универсальная космогоническая идея получила воплощение в партитуре, которая свидетельствует о вершинном профессиональном мастерстве Сергея Ивановича в оперном, симфоническом, камерно-вокальном и камерно-инструментальном жанрах.
Очевидно, что в последнем опусе Танеева отразились результаты его научной деятельности, в первую очередь - в области истории и теории контрапункта. Полифонические шедевры мастеров эпохи Возрождения, а также творческие искания И.С.Баха и Г.Ф.Генделя в области кантатно-ораториального жанра явились слагаемыми того фундамента, на котором возведено музыкальное «здание» произведения.
Ш Вместе с тем, в музыкальном «генезисе» сочинения — не только
богатейшее наследие русской и западноевропейской музыки. Многие его страницы вызывают ассоциации с современной Танееву музыкой: он прекрасно знал и восхищался сочинениями Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского, высоко ценил многие работы С.В.Рахманинова, был в курсе творческих дерзаний А.Н.Скрябина и достижений других отечественных и зарубежных композиторов. Поэтому сочетание масштабности и целостности идейной концепции с высочайшим профессиональным воплощением ее в музыке позволяет говорить о синтезирующем значении кантаты как для жизни и творчества самого композитора, так и в определенной степени для эпохи.
Осознание огромной значимости произведения Танеева не только для русской музыки, но и художественной культуры в целом, пришло практически сразу, уже после первого исполнения сочинения. Не вызывает оно разногласий со стороны исследователей и сегодня. Однако при изучении трудов музыковедов возникает вопрос: правомерно ли определение кантаты № 2 только как творения, принадлежащего лирико-философской ветви в
9
развитии русского кантатно-ораториального жанра, как это утвердилось в отечественной музыковедческой науке? На наш взгляд, ограничение такой точкой зрения значило бы сужение границ того содержательного синтеза, который осуществился в данном произведении и раскрывается заново при ином взгляде на его место в историко-художественной панораме эпохи.
Кантата «По прочтении псалма» создавалась Сергеем Ивановичем в 1912 - 1914 годах. Обращение композитора к поэтическому источнику -стихотворению русского философа и поэта Алексея Степановича Хомякова -позволяет думать о том, что Танеева привлек, прежде всего, духовно-нравственный аспект произведения, в содержании которого ясно выявлен дух религиозного пророчества. Рассматривая кантату в контексте развития русского религиозного искусства рубежа веков, можно говорить о претворении не только лирико-философской идеи, но, прежде всего, проблематики духовно-религиозной. Такая трактовка содержания последнего сочинения Танеева не совсем согласуется с общепринятой точкой зрения, но не выходит за рамки тех объективных фактов, по которым можно судить о внутренней жизни композитора. Систематическое изучение общественной истории, философии, истории религии и культуры позволило композитору выработать свои собственные взгляды на мироустройство и нравственной жизни человека. Осмысление этих процессов получило отражение в сочинении, венчающем жизненный и творческий путь мастера.
Актуальность пересмотра устоявшегося мнения относительно ряда событий и внутренних обстоятельств жизни Танеева, связанных с его отношением к религии и религиозной культуре, становится очевидной при обзоре литературы, посвященной жизни и деятельности композитора.
В общей сложности «танееведение» существует около 130 лет, и в нем представлены труды различных жанров: от первых рецензий и критических заметок до капитальных теоретических исследований. Избранный нами для обзора литературы исторический ракурс позволит выявить закономерности в развитии «слова» о великом музыканте, охарактеризовать этапы становления
10
«науки о Танееве», определить степень изученности отдельных проблем творчества композитора.
Пристальным вниманием критики творчество С.И.Танеева не было обойдено еще при жизни. В разные периоды - начиная с середины 70-х годов XIX века - о его произведениях высказывались на страницах периодической печати авторы как старшего поколения, так и представители младшего «цехового» сословия: Ц.А.Кюи, Н.Д.Кашкин, Г.А.Ларош С.Н.Кругликов, Ю.Д.Энгель, В.Г. Каратыгин, Л.Л. Сабанеев, Н.Ф.Финдейзен, А.В.Оссовский. Практически все, что написано о Танееве и его сочинениях при жизни, относится к жанру критической статьи или заметки. Сиюминутный отклик на исполнение того или иного произведения содержит лишь оценочные мнения, высказанные авторами работ, не подкрепленные в большинстве случаев теоретическим обоснованием своего суждения.
С 1884 года, ознаменованного рождением кантаты «Иоанн Дамаскин», критика начинает признавать Танеева выдающимся мастером. Ц.А.Кюи, по достоинству оценивший кантату, отмечал: «Наше искусство обогатилось произведением, оригинальным по колориту и выдающимся по достоинствам; оно обнаруживает в г. Танееве превосходнейшего музыканта с несомненным композиторским дарованием» (84, с. 380).
В 90-е годы, с появлением оперы «Орестея» появляются сочувственные отклики коллег. В «Летописи моей музыкальной жизни» Н.А.Римский-Корсаков пишет: «Танеев 80-х годов был человек резко консервативных убеждений в музыкальном искусстве. Честный, прямой и прямолинейный, Танеев говорил резко, прямо и откровенно. В 90-х годах, сохранив свою поразительную контрапунктическую технику, он отдался творчеству более свободно и руководствовался идеалами современной музыки» (136, с.272). Этот отзыв важен тем, что он свидетельствует о постепенном формировании в среде музыкантов и критиков убеждения в том, что Танеев - не только композитор «академического толка», но художник, остро чувствующий настроения эпохи и выражающий свои замыслы современным языком.
11
По мере осознания «современности» и эстетической значимости музыки Танеева, приходит и понимание исторической роли его личности и места в русской культуре. Ю.Д.Энгелю принадлежат слова, ярко характеризующие отношение к Сергею Ивановичу практически всех его современников: «Покуда есть такие люди на свете, - еще можно жить на земле, и «в небесах видеть Бога», и сквозь кровавый хаос мировых диссонансов улавливать далекие голоса мировой гармонии» (203, с. 237).
Особую страницу в танеевской «летописи» составляют работы Б.В.Асафьева. Его первые статьи о произведениях композитора появились в 1914 году. В книге «Русская музыка», завершенной ученым в 1928 году, Танееву посвящены страницы, изобилующие верными и меткими замечаниями, справедливость которых уже подтверждена временем. А некоторые суждения относительно творчества мастера и сегодня могут стать
# для исследователя путеводными. Для нас важной является мысль о
приоритетном значении в творческом наследии Танеева сочинений кантатно-ораториального жанра как произведений, в которых получают воплощение философские проблемы бытия: «Настоящая сфера Танеева - кантата с богатым музыкально-идейным содержанием. Для музыканта-мыслителя, каким был Танеев, характерно проведение волнующих и стимулирующих творческое воображение универсальных проблем: человек перед загадкой смерти (кантата «Иоанн Дамаскин»); человек перед космосом и творящей миры энергией (кантата «По прочтении псалма») (15, с.42). Творчество Танеева было в поле зрения критика постоянно. И одну из последних своих работ (написанную в 1945 году) Асафьев посвятил именно ему. Это в высшей степени мудрое эссе, созданное к 30-летию со дня смерти композитора,
~ представляет собой одну из лучших музыковедческих работ, связанных с
именем Танеева. Она стала подлинным гимном великому композитору.
Путь отечественного танееведения послеоктябрьского периода свидетельствует о том, что осознание величия личности Танеева и его творческого наследия, хотя и не быстрыми темпами, но уверенно входит в
12
сознание потомков. Одной из своеобразных работ, написанных в середине 20-х годов XX века и посвященных Танееву, является статья А.В.Луначарского «Танеев и Скрябин». Отмечая историческую роль танеевского творчества, автор подчеркивает неординарность его личности, мировосприятия, а также колоссальную культуру умственного труда, на которой базируется все искусство композитора. Особо выделяя свойство личности Танеева - гармоническое мировосприятие, Луначарский завершает размышления о композиторе замечанием, плодотворность которого стала очевидной гораздо позднее и получила обоснование в статьях и монографиях исследователей. Эта мысль связана с воплощением в творчестве композитора черт музыкального классицизма: «Танеев-классик строил глубоко музыкальную философию целесообразности и порядка» (97, с. 144).
Работа А.В .Луначарского появилась в 10-ю годовщину со дня смерти Сергея Ивановича. В том же, 1925 году, вышел первый сборник материалов «Личность, творчество, документы». Интересно, что это издание стало в течение довольно продолжительного времени (почти на 20 лет) единственным литературным «памятником» великому композитору. Отличительная черта сборника - «мемуарно-документальный» характер, так как в нем еще нет работ аналитического плана.
Иной уровень музыковедческой мысли представляют собой Воспоминания о Танееве Б.Л.Яворского, к написанию которых ученый возвращался на протяжении всей своей жизни. Главная задача работы -фиксация наблюдений над эстетическими и педагогическими принципами -выполнена музыковедом блестяще. Взгляд ученого-аналитика обнаружил многое из того, что ускользало от внимания других мемуаристов. В работе воссоздается облик Танеева-композитора, педагога, пианиста, ученого. Опубликованные полностью только в начале 60-х годов, Воспоминания были одной из первых работ, осмысливающих творческие принципы Танеева в теоретическом аспекте.
13
Важной вехой в изучении творческого наследия композитора стало появление сборника статей и материалов «Памяти Сергея Ивановича Танеева», выпущенного в 1947 году к 90-летию со дня рождения. Продолжая линию публикаций документов, связанных с жизнью и деятельностью Танеева, составители включили в книгу работы самого композитора («О музыке горских татар», «Мысли о собственной творческой работе»), а также воспоминания С.В.Рахманинова, Ю.Д.Энгеля, К.Р. Эйгеса, А.Т.Гречанинова. Вошедшие в сборник исследовательские работы свидетельствуют о том, что с этого времени различные проблемы танеевского наследия постоянно находятся в поле зрения музыковедов. Так, в сборнике опубликована статья НТуманиной, посвященная оперной трилогии, С.Попов освещает некоторые аспекты хорового наследия Танеева. Темой работы С.Евсеева становятся взаимоотношения Сергея Ивановича с народной музыкой; аналитический # разбор кантаты «По прочтении псалма» содержит статья А.Степанова.
В целом издания конца 40-х годов как бы предвосхитили и во многом определили дальнейшие пути развития «танееведения», которое развивалось по трем основным направлениям:
- публикация теоретических работ, Дневников и писем Танеева;
- воспоминания коллег и учеников Сергея Ивановича;
- исследования, посвященные различным аспектам творческой деятельности композитора.
В начале 50-х годов XX века работу по изучению творческого наследия стимулировал предстоящий 100-летний юбилей композитора. В 1951 году опубликована интереснейшая переписка С.И.Танеева и П.ИЛайковского; в 1952 году выпущен I том «Материалов и документов жизни и творчества С.И.Танеева». В него вошли ранее неизданные письма Танеева к А.Б.Гольденвейзеру, Н.А.Римскому-Корсакову, А.С.Аренскому. В 1953 году увидела свет брошюра «С.И.Танеев. Из консерваторских лекций», а 1959 стал годом выхода в свет капитального теоретического труда Танеева
14
«Подвижной контрапункт строгого стиля» (другое его исследование -«Учение о каноне» - было издано ранее, в 1929 году).
Существенно пополнили «танеевский список» работы мемуарного характера. Одним из первых воспоминания об учителе написал Л.Л. Сабанеев. Будучи создана за рубежом, книга была известна только по отдельным фрагментам, опубликованным в периодической печати в 80-е годы. В настоящий момент, спустя почти 75 лет со дня создания, Воспоминания изданы в России. Написанные увлекательно, живым языком, они, однако, дают несколько одностороннее представление о великом человеке и композиторе. В работе воссоздается облик Танеева как музыканта, обладающего яркими, незаурядными профессиональными способностями; как человека высоких моральных качеств, но, вследствие своей неординарности, очень своеобразного в быту и общении. К сожалению, творческий портрет Танеева - гениального художника в Воспоминаниях Л.Л.Сабанеева остался ненаписанным.
Первой работой монографического типа явилась книга Г.Б.Бернандта «Сергей Иванович Танеев». Ее первое издание вышло в 1950 году и стало классическим вариантом биографии Танеева. Богато документированная, - в ней приведены цитаты из современной композитору периодики, архивные материалы, строки из его писем и дневников, - книга о Танееве являет и трепетное, глубоко уважительное отношение автора к личности композитора. Отдавая дань восхищения ученому-музыковеду, отметим, что историческая и идеологическая обстановка того периода, когда готовилось 2-е издание (вышло в 1983 году), отнюдь не способствовала пересмотру ставшего к этому времени традиционным взгляда на жизнь и творчество Танеева. В монографии религиозные взгляды композитора трактуются однозначно как атеистические, а многие обстоятельства жизни: поездки в Троице-Сергиеву Лавру, работа с коллективом преподавателей и учащихся Московского Синодального училища церковного пения, сочинение духовных произведений, - и вовсе обойдены вниманием автора. Тем не менее, работа
15
Г.Бернандта до сегодняшнего дня остается одним из основополагающих трудов, посвященных жизни и творчеству мастера.
Следующий этап развития «танееведения» начинается с конца 70-х годов XX века и продолжается до сегодняшнего дня. Работы различных авторов по многим проблемам составляют сегодня солидный вклад в «науку о Танееве». Не претендуя на полноту обзора, отметим основные проблемы, затронутые в исследованиях о композиторе в литературе нового времени.
Одним из важнейших явлений в этой области стало издание трехтомных Дневников С.И.Танеева. Вступительная статья, комментарии и текстологическая редакция принадлежат Л.З.Корабельниковой. Значение выхода в свет этой работы трудно переоценить, так как благодаря именно Дневникам появилась возможность представить личность их автора в «стереовидении». По-иному раскрылись многие стороны ejx> индивидуальности, расширилось знание об интересах и пристрастиях мастера - музыкальных, философских, общехудожественных. Материал Дневников предоставил возможность проследить эволюцию в мировоззрении Танеева в период с 1894 по 1908 год, уточнить и «выстроить» картину взаимоотношений композитора с религиозным искусством.
С изучением педагогического наследия мастера связана публикация сборника «Сергей Иванович Танеев. Из научно-педагогического наследия: неопубликованные материалы» (1967), работ Л.Корабельниковой «С.И.Танеев в Московской консерватории» (1974) и Ф. Арзаманова «С.И.Танеев - преподаватель курса музыкальных форм» (1984). Эти издания вносят новые штрихи в портрет Танеева и на основе документальных материалов дают представление о педагогических принципах Танеева -профессора Московской консерватории.
Важнейшую часть литературы о Танееве составляют работы, посвященные проблемам музыкального стиля композитора. Начав с наблюдений над полифоническим письмом, исследователи постепенно расширили рамки этого понятия, выйдя на уровень историко-
16
контекстуальный. Попытка осмысления полифонического стиля Танеева впервые была предпринята В.В.Протопоповым в работах 40-х годов. Статья «О тематизме и мелодике С.И.Танеева» посвящена особенностям полифонических тем композитора. В дальнейшем, в главе «Полифония Танеева» многотомной «Истории полифонии», автор уделяет значительное место выявлению особенностей развития тематического материала в полифонических формах. Ученый подчеркивает национальную природу этой «работы», при которой использование вариационных приемов образует систему полифонических вариаций. Для понимания особенностей полифонического стиля композитора ценными становятся работы С.С.Скребкова, в которых ученый выдвигает плодотворный тезис о «синтетических чертах» фуг Танеева. По его наблюдениям, в произведениях Танеева фуга проявляет себя как форма, способная трансформироваться и # «вбирать» в себя признаки других форм в зависимости от художественного
замысла. Этот тезис справедлив и по отношению к грандиозным фугам кантаты «По прочтению псалма».
Параллельно «полифоническому направлению» рождается иной подход к понятию «стиль Танеева». Он обусловлен глубокими и интересными работами М.К.Михайлова. В одной из первых статей «О классицистских тенденциях в музыке XIX - начала XX века» (1963) автор рассматривает стиль Танеева как закономерное явление в рамках развития русского и западноевропейского искусства на рубеже XIX — XX веков. Он указывает на творческое усвоение Танеевым конкретных стилей - немецкой полифонии XVIII века и венского классицизма в отношении интонационно-жанровой природы тематизма, а также в сфере формообразования и ^ композиционных структур. Ценность работы состоит в том, что в ней
присутствует новый - исторический - ракурс претворения классицистских тенденций в творчестве Танеева. Осознание места композитора, который со своим увлечением античным оперным сюжетом и постоянным интересом к полифонии «не вписывался» в контекст современной ему музыки, было
17
очень важным событием для развития научной мысли о Танееве. Эта статья М.Михайлова стимулировала появление работ иных авторов, занимающихся исследованием танеевского стиля. В более поздней работе «Танеев и музыкальный романтизм», появившейся в 1982 году (она родилась спустя 20 лет после опубликования первой), М.К.Михайлов несколько изменяет точку зрения на творчество композитора. Его наследие, утверждает ученый, явление многообразное, не укладывающееся в рамки только одного, классицистского, художественного течения: «Облик Танеева, каким он вырисовывается в большинстве характеристик и особенно в существующих на сегодня учебниках, нуждается в определенных коррективах. Становится ясно, что не только этими чертами (классицизма - Н.К.) определяется его творческий облик. Другую, не менее существенную сторону составляет в нем естественная, закономерно исторически обусловленная связь с традициями романтизма, то есть «эпохальной» стилевой системой, воздействия которой он не мог избежать» (103, с. 233-234).
Тенденция в «танееведении», начатая М.К.Михайловым, - анализа стиля композитора с точки зрения исторического и культурно-контекстного аспектов, реализовалась в музыковедческих работах 2-й половины 80-х -начала 90-х годов XX века. В работе монографического характера этот принцип воплощен в книге С.И.Савенко «Сергей Иванович Танеев». В небольшой по объему книге автор сумела по-своему «сказать» о великом мастере. Достоинством работы стало освещение основных этапов творческого пути композитора с одновременным воссозданием исторического и культурного фона жизни Москвы рубежа XIX - XX века, а также органичное сочетание в ней документированной биографии с глубокими аналитическими высказываниями о танеевских сочинениях. С точки зрения определения исторического места творчества Танеева интересна глава книги Т.Н.Левой «Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи». Характеризуя композитора как «главу и мэтра» классицистского движения, автор пишет: «Предвидения Танеева
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24996.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.