У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Физиологическое обоснование и оценка эффективности внедрения вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью
Количество страниц
173
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25205.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ...5
ВВЕДЕНИЕ...6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...12
1.1. Физиологические аспекты профилактики и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры...12
1.2. Психофизиологические и психологические особенности учащихся младшего и среднего школьного возраста...35
1.3. Актуальные проблемы укрепления и коррекции здоровья школьников в рамках современных тенденций совершенствования системы физического воспитания в школе...44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛ И
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...58
2.1. Организация исследования и характеристика
обследуемого контингента детей...58
2.2. Методы исследования...60
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...65
3.1. Дифференцированный подход к разработке вариативного компонента учебной программы по физической культуре с учетом состояния здоровья
школьников в общеобразовательной школе...65
3.1.1. Обоснование распределения детей по группам занятий физической культурой от уровня состояния
здоровья школьников...65
3.1.2. Особенности содержания вариативного компонента
учебной программы по физической культуре с учетом
3 состояния здоровья школьников
в общеобразовательной школе...68
3.1.3. Организация занятий физической культурой учащихся с учетом состояния здоровья в условиях общеобразовательной школы...72
3.2. Динамика физического развития, физиологических показателей и физической подготовленности учащихся основной, подготовительной и реабилитационной групп, занимающихся физической культурой
по экспериментальной программе...77
3.2.1. Физическое развитие школьников,
занимающихся в реабилитационной группе...77
3.2.2. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся среднего школьного возраста,
занимающихся в группе реабилитации...81
3.2.3. Динамика показателей дыхательной системы у учащихся младшего и среднего школьного
возраста, занимающихся по экспериментальной программе...84
3.2.4. Динамика физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста, занимающихся
по экспериментальной и основной программам...90
3.2.5. Динамика физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста, занимающихся
в основной, подготовительной и
реабилитационных группах...101
3.3. Сравнительный анализ психофизиологических параметров контрольной и экспериментальной групп
в начале и конце эксперимента...106
3.4. Результаты, полученные в ходе факторного
анализа и их интерпретация...125
4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...130
ВЫВОДЫ...133
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...136
ПРИЛОЖЕНИЯ...163
Приложение 1. Общие рекомендации по распределению учащихся школ на медицинские группы (основная, подготовительная, специальная и группа физической
реабилитации - ГФР)...163
Приложение 2. Перечень болезней, при которых занятия
физической культурой в школе противопоказаны до
специального разрешения врача...173
5
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ФФК - факультет физической культуры
ФК - физическая культура
ФЭП - федеральная экспериментальная площадка
СГМУ - Северный государственный медицинский университет
ПГУ - Поморский государственный университет
МОУ - муниципальное образовательное учреждение
ЖЕЛ - жизненная емкость легких
ОФВ1 - объем форсированного выдоха за первую минуту
ПОС - пиковая объемная скорость
МОС - максимальная объемная скорость
сек. - секунды
м/с — метров в секунду
см — сантиметры
м - метры
усл. ед. - условные единицы
О - основная группа
П - подготовительная группа
Р - реабилитационная группа
К - контрольная группа
Э - экспериментальная группа
др. - другие
6
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Укрепление здоровья подрастающего поколения, оптимизация процесса формирования здоровой, гармонично развитой личности, мобилизация усилий на преодоление влияния негативных социально-экономических явлений в обществе - важнейшие задачи физического воспитания школьников.
Их значимость возрастает в связи с ухудшением состояния здоровья, ростом проявлений социальной дезадаптации и нервно-психических нарушений в структуре заболеваемости детей и подростков [4, 167].
По данным специалистов [20, 37, 98], около 90 % детей и подростков в России имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах.
За последние 10 лет отмечено сокращение числа здоровых детей в 4 -5 раз и ухудшение здоровья школьников на 47% [14, 19, 102]. Из-за плохого состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой [176].
В связи с этим необходимо более полно использовать оздоровительные возможности физического воспитания в целях сохранения и коррекции здоровья школьников в образовательном процессе, повышения уровня их физического развития и физической подготовленности, формирования у них здорового образа жизни путем применения новых форм организации занятий физическими упражнениями, использования современных физкультурно-оздоровительных технологий.
7
Актуальным проблемам совершенствования физического воспитания в общеобразовательной школе посвящено достаточное количество работ [16, 22, 52, ПО, 111, 116, 140, 154, 162, 163, 164, 188, 224]. Большое внимание уделяется подбору и использованию средств и методов физического воспитания при работе с детьми, ослабленными различного рода заболеваниями [66, 70, 90, 112, 122, 130,168, 169, 189, 212, 232].
Однако организации дифференцированного физического воспитания школьников с различным уровнем здоровья, рациональному сочетанию базового и вариативного компонентов учебной программы по физической культуре, включению в содержание уроков физической культуры средств с оздоровительно-реабилитационной направленностью уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание. Такие работы носят единичный и фрагментарный характер [26, 30, 31, 35, 48, 50, 247].
Противоречия между необходимостью совершенствования физкультурного образования и отсутствием научно обоснованных подходов в области индивидуализации и дифференциации физического воспитания школьников [115] обусловили актуальность научной проблемы, которая заключается в определении того, каким образом должен оптимизироваться образовательный процесс по физической культуре в школе при использовании технологий дифференцированного физкультурного воспитания.
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс дифференцированного физического воспитания, организованный по учебной программе при рациональном сочетании базового и вариативного компонента с оздоровительно-реабилитационной направленностью с учетом состояния здоровья учащихся младшего и среднего возраста.
Объект исследования: учащиеся 2-х и 7-х классов МОУ № 10 г. Архангельска.
g
Цель исследования: дать физиологическое обоснование необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью с учетом состояния здоровья школьников младших и средних классов.
Задачи:
1. Разработать оптимальное содержание вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью для учащихся с различным уровнем здоровья и оценить эффективность его внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
2. Определить динамику физического развития и физической подготовленности учащихся основной, подготовительной и реабилитационной групп, занимающихся физической культурой с введением оздоровительно-реабилитационного компонента учебной программы.
3. Изучить физиологические показатели дыхательной системы учащихся, занимающихся раздельно на уроках физической культуры в группах с учетом состояния здоровья.
4. Оценить психологический и психофизиологический аспекты эффективности внедрения вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью в учебный процесс общеобразовательной школы.
Гипотеза. Занятия по оздоровительно-реабилитационной программе (вариативный компонент) в основной, подготовительной и реабилитационной группах позволят гармонизировать физическое развитие, повысить физическую подготовленность и оптимизировать психофизиологический статус школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
9 Положения, выносимые на защиту.
1. Оптимальное содержание и эффективность вариативного компонента учебной программы по физической культуре с учетом состояния здоровья школьников определяется, прежде всего, уровнем здоровья учащихся, оздоровительно-реабилитационной направленностью физических упражнений, индивидуально-дифференцированной системой обучения, при систематическом врачебно-педагогическом контроле.
2. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся младших и средних классов, занимающихся физической культурой раздельно в группах с учетом состояния здоровья характеризуется увеличением количества детей с гармоничным физическим развитием и повышением уровня их физических способностей.
3. Функциональное состояние дыхательной системы учащихся, занимающихся физической культурой по учебной программе с оздоровительно-коррекционным компонентом, оптимизируется и способствует улучшению проходимости дыхательных путей.
4. Дифференцированный подход при формировании групп для занятий физической культурой в зависимости от состояния здоровья позитивно сказываются на изменениях психофизиологических показателей и психоэмоциональной сфере учащихся.
Новизна исследования. Впервые в условиях общеобразовательной школы проведено исследование физического развития, физической подготовленности, изменений физиологических и психофизиологических показателей учащихся младших и средних классов, занимающихся физической культурой раздельно в группах с учетом состояния здоровья по учебной программе при рациональном сочетании базового и вариативного компонента с оздоровительно-реабилитационной направленностью.
10
Обоснована эффективность дифференцированного физического воспитания детей и подростков с учетом состояния здоровья в основной, подготовительной и реабилитационной группах на уроках физической культуры.
Установлена положительная динамика показателей физического развития и физической подготовленности учащихся в общеобразовательной школе при введении вариативного компонента с оздоровительно-реабилитационной направленностью, где формируется дополнительная группа для занятий - «группа реабилитации».
Впервые установлено, что при дифференцированном подходе к занятиям физической культурой у школьников оптимизируется функция дыхания за счет улучшения проходимости дыхательных путей.
Выявлено, что при рациональном подходе к учебной программе по физической культуре с введением вариативного оздоровительно-реабилитационного компонента у школьников увеличивается скорость ответной реакции на раздражитель и отмечается рост устойчивости и стабилизации личностных свойств учащихся.
Практическая значимость. Вариативный компонент учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью при проведении уроков физической культуры в основной, подготовительной и реабилитационной группах с учетом состояния здоровья младших и средних школьников используется в учебно-воспитательном процессе МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 10» г. Архангельска (Акт внедрения от 17 сентября 2001 г.) и может быть рекомендован для городских школ северного региона с целью укрепления, сбережения и коррекции физического и психического здоровья учащихся.
Данные диссертационной работы внедрены в учебный процесс на кафедрах гигиены и медицинской экологии, на кафедре физической
11
культуры Северного государственного медицинского университета (Акт внедрения от 7 сентября 2003 г. по СГМУ).
Содержание вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью используется в преподавании теории и методики физического воспитания студентам факультета физической культуры Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова (Акт внедрения от 3 октября 2002 г. по ПГУ).
Апробация работы. Основные положения работы доложены и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи в условиях Северо-Запада» (Петрозаводск, 2001г.), П-й научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 2001г.), Ломоносовских научных чтениях (Архангельск 2001,2002, 2003г.г.), Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок» (Архангельск, 2003), региональной научно-практической конференции «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» (Архангельск 2003 г.).
По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 173 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, и приложений. Работа иллюстрирована 21 таблицей и 38 рисунками. Библиография включает 250 отечественные и 22 зарубежные публикации.
12 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Физиологические аспекты профилактики и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры
Влияние социальных, средовых и биологических факторов на состояние здоровья детей и подростков
Состояние здоровья и его динамика - надежный критерий оценки влияния организации обучения, соответствия величины учебной нагрузки морфофункциональным особенностям учащихся [229].
Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе под влиянием многочисленных факторов, здоровье детей ухудшается в 4-5 раз, только 10% учащихся заканчивают школу практически здоровыми, до 30% имеют стойкие хронические заболевания, 50% - различного рода патологию, 55% школьников имеют проблемы с психикой [230].
Ухудшение состояния здоровья школьников - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но и ряда педагогических факторов , таких, как:
• стрессовая тактика авторитарной педагогики;
• интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
• раннее начало дошкольного систематического обучения;
• несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
13
• недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
• массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
• провалы в существующей системе физического воспитания и частичное разрушение служб школьного врачебного контроля..
Поэтому состояние здоровья не может рассматриваться без учета процессов адаптации организма к окружающей среде [194], так как последние направлены на выработку оптимальной стратегии живой системы, обеспечивающей гомеостаз. Поэтому перспективным направлением является донозологическая диагностика, основа которой заключается в измерении качества и количества здоровья мерой адаптации [193]. Идеи неэнтропийности процессов адаптации живых систем являются основой для количественной характеристики интегральных адаптационных резервов организма обучающихся и воспитанников [28]. Это обуславливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития [114, 196].
Факторами, отрицательно влияющими на здоровье школьников, являются:
- ухудшение экологической обстановки;
- последствия социально-экономических реформ;
- факторы внутришкольной среды;
- отставание теории и методики физического воспитания от требований школьной практики;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребёнка;
- нерациональная организация учебного процесса;
- нарушение санитарно-гигиенических условий обучения [47, 49].
14
Значимость этих факторов определяется длительностью, систематичностью, и непрерывностью их воздействия на ребёнка [121, 265].
Широкое внедрение педагогических технологий осуществляется, как правило, без предварительных физиолого-гигиенических исследований. Свидетельством этого являются публикации, в которых приводятся сведения о негативном влиянии инновационных методик обучения на функциональное состояние и здоровье школьников [55].
Таким образом, детское население подвергается действию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в изменении состояния здоровья детей и подростков играют три группы факторов, характеризующие генотип популяции, образ жизни и состояние окружающей среды. Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами.
Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов риска, планирование и осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий. Для этих целей пользуются условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:
1. Благоприятные (оздоровительные) — соответствие окружающей среды гигиеническим нормам, оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный режим, здоровый образ жизни;
2. Неблагоприятные (факторы риска) - нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности, недостаточная или избыточная двигательная активность, нарушение
15
режима дня и учебно-воспитательного процесса, недостатки в организации питания, отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни, неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.
При оценке факторов, воздействующих на организм ребенка в процессе обучения, большая роль отводится суммарной учебной нагрузке, в которой чрезмерно выражен компонент статической нагрузки, обусловленный «школьной гиподинамией». В связи с этим отмечается благоприятное влияние динамической физической нагрузки на организм школьников [148, 231, 292].
В соответствии с неблагоприятным воздействием вышеизложенных факторов, необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни у школьников.
Физиологическое обоснование двигательной активности в укреплении здоровья школьников
Давно известно, что правильно организованная физическая активность один из основных факторов, помогающим детям управляться с высокой интеллектуальной нагрузкой, стрессами и неблагоприятной экологией, трудными климатическими условиями.
Однако, по статистическим данным, ежедневно физической культурой занимается только 18% учащихся, 50% занимаются нерегулярно и 32% вообще не занимаются [230]. Причина такого снижения двигательной активности школьников, на наш взгляд, кроется как в содержании, так и в организации их физкультурного образования.
Общепризнанно, что оптимальный уровень двигательной активности - определяющий фактор профилактики заболеваемости и поддержания высокого психофизиологического состояния школьников. Причем достижения современной физиологии убедительно свидетельствуют о том,
16
что оптимум любой функции, в том числе и двигательной активности, имеет отчетливые индивидуальные особенности [5].
Поэтому важное значение в укреплении и коррекции здоровья имеют меры по оптимизации образа жизни детей и подростков, правильно организованной физической активности, должному сочетанию учебы и отдыха, развитию устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодолению трудностей, связанных с отклонениями в состоянии здоровья, устранению гипокинезии [256].
Методика оценки физической активности детей школьного возраста как элемента стиля жизни рассматривается в качестве диагностического и прогностического инструментария проблем оздоровления детей средствами физической культуры, а также изучения влияния на указанные процессы социальных и педагогических факторов [98, 99, 101, 102].
В настоящее время остро стоит проблема дефицита двигательной активности школьников, что отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенным фактором в возникновении ряда заболеваний [196].
Многочисленными исследованиями установлено, что школьники с низкой двигательной активностью имеют повышенный уровень заболеваемости вследствие снижения общего уровня функциональных возможностей и иммунитета организма [244]. Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (стволовый отдел мозга, подкорковые ядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе). При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и
17
миокарда, падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода [226].
Двигательная активность относится к числу факторов физиологического воздействия, эффект которого зависит от силы, длительности и частоты. Являясь незаменимым фактором жизнедеятельности человека, она оказывает оздоровительное влияние на растущий организм только в диапазоне оптимальных величин. Путем ее оптимизации можно корректировать неблагоприятные изменения состояния здоровья учащихся [240].
Устранение гиподинамии рассматривается как перспективное направление в профилактике заболеваний детей и подростков [270].
Показано, что на характере двигательной активности школьника (а на уровне организованного режима - двигательной деятельности) сказывается комплекс разнообразных факторов наследственности, социальной и природной среды, выражающихся в конечном итоге в организации двигательного режима [174].
Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15000-30000 шагов, продолжительностью 2-4 часа (включая выполнение бытовых и физических нагрузок). Для сохранения здоровья учащимся необходим двигательный режим с затратой энергии как минимум 2500 моторных килокалорий (1 ккал=4,184 кДж). Однако в большинстве случаев этот показатель составляет примерно 600 моторных килокалорий.
Рядом исследований установлена тенденция снижения уровня физической активности школьников с возрастом и ее взаимосвязь с элементами образа жизни [260, 261, 262].
Согласно проведенным социологическим исследованиям, двигательная активность младших школьников на 50 % меньше, чем у дошкольников, а у старшеклассников составляет только 25 % от времени бодрствования. Школьные уроки физкультуры не могут полностью
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25205.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.