У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях
Количество страниц
92
ВУЗ
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Год сдачи
2013
Бесплатно Скачать
29764.doc
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Психическая сущность «отношения»
1.2. Понятие детско-родительских отношений
1.3. Специфика материнско-детских отношений
1.4. Развод, как определяющий фактор материнского отношения..
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВЕДЕННЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
2.3 Коррекционная программа, направленная на оптимизацию материнско-детских отношений в разведенных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях социально-экономического развития общества, семья в традиционном понимании, теряет свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.
Материнско-детские отношения оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Развод родителей влияет на отношения матери и ребенка. Больше всего дети боятся, что они не смогут больше общаться с отцом или матерью, с бабушкой или дедушкой, с родственниками и друзьями, к которым они привыкли с младенчества. Дети опасаются грядущих изменений в их жизни. Ведь им, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Иногда испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потери и второго. Дети перестают чувствовать себя в опасности, их волнует, кто будет о них заботиться.
Споры и напряженность в отношениях родителей приводят к тому, что дети начинают чувствовать свою вину за происходящее в доме. А попытки каждого из взрослых привлечь детей на свою сторону ведут к тому, что дети перестают доверять обоим родителям и чувствуют себя полностью одинокими.
Актуальность работы. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца откладывают отпечаток материнско-детские отношения, которые имеют свою специфику и отличаются от отношений матери к ребенку в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Актуальность темы исследования материнско-детских отношений в разведенных семьях, обусловлена тем, что материнско-детские отношения отражаются на особенностях личностного развития ребенка, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.
Исследования свидетельствуют об изменении материнско-детские отношения после развода. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.
Проблемы материнско-детские отношения получили свое развитие в трудах таких ученых как: Аронс К., Акерман Н., Валлерштейн Дж.В., Голод С.И., Дружинин В.Н., Келли Дж.В., Ковалев А.Г., Маслоу А., Раттер М., Харчев А.Г., Целуйко В.М., Фигдор Г., Фромм Э. и др. Однако данная тема не достаточно изучена и ее значимость состоит в необходимости выявления особенностей материнско-детские отношения, их влияния на дальнейшее развитие ребенка.
Рассмотрев все выше изложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что такая проблема, как материнско-детские отношения требует рационального управленческого решения и является актуальной для современности.
Объектом исследования является: отношения, как система индивидуальных избирательных связей личности с разными сторонами объективной действительности.
Предмет исследования: стиль материнско-детских отношений в разведенных семьях.
Цель исследования: выявить и изучить особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные концептуальные подходы к проблеме изучения отношений в психологии;
2. Рассмотреть содержание детско-родительских отношений,
3. Определить факторную обусловленность материнско-детских отношений.
4. Охарактеризовать особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях;
6. Сравнить особенности материнско-детских отношений в сетьях в состоянии развода 1 год и 3 года;
7. Разработать коррекционную программу, направленную на оптимизацию материнско-детских отношений в разведенных семьях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях, которые проявляются в доминировании типов материнско-детских отношений «симбиоз» и «гиперсоциализация».
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- концепции В.Н. Мясищева, где отношения рассматриваются как система индивидуальных избирательных связей личности с разными сторонами объективной действительности.
- положение Л.С. Выготского о том, что аффективный характер отношений ребенка к среде следует рассматривать в виде переживания. Переживаемые эмоциональные состояния в неблагоприятных ситуациях могут стать особым видом личностных нарушений, важной чертой которых является их обратимость и коррегируемость;
- идеи Карабановой О.А., Спиваковской А.С. о детско-родительских отношениях, как отношениях, обеспечивающих ребенку условия для формирования целостной личности, важной характеристикой которой является обретенная идентичность;
- модель материнства и ее соотношение с семейной и культурной
моделями Филипповой Г.Г. раскрывающая материнское отношение как оценку самой матерью отношения к себе, рефлексия степени удовлетворенности матери своим материнством.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования особенностей материнско-детских отношений в разведенных семьях.
2. Эмпирические методы:
Тест «Рисунок семьи» (Хоментаускас Г.Т.)
Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля.
Методика диагностика родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
3. Интерпретационно-описательные методы исследования представле-ны количественным и качественным анализом полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о взаимосвязи между типами материнско-детских в разведенных семьях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами была выявлены особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях, соотнесены друг с другом и интегрированы в целостную систему результаты психологических и педагогических исследований, связанных с этой проблемой, а так же систематизированы имеющиеся данные по этой проблеме с целью использования их для решения задач практической деятельности. Изучение проблемы детско-родительских отношений позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, в неполных семьях.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методик, адекватных целей и предмету исследования, количественным и качественным анализом эмпирического
материала, а так же методологической базой исследования.
Структура дипломной работы состоит из титульного листа, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения
Список литературы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Алфеева, Е.В. Особенности работы психолога с семьёй / Е.В. Алфеева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. – 60 с.
3. Боровикова, Н. В. Тренинг зрелого отцовствования и материнствования / Н. В. Боровикова, www.rusmedserv.com/psychpregn/tr2.htm/
4. Варга, А.Я., Столин, В.В. Тест родительского отношения. Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин. - М., 2001, Т.2., С.144-152.
5. Гребень, Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н. Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
6. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко // Социс, 2009.- №11. - С. 72-79.
7. Елизаров, А.Н. Анализ предразводной ситуации в психологическом консультировании / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - №1. - С. 36 - 44.
8. Елизаров, А.Н. Разработка интерактивной методики по психологическому консультированию семьи / А.Н. Елизаров // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов 2002 года: Сборник рефератов избранных научно-исследовательских работ. Книга 1 / Под ред. Б.В. Емельянова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - С. 139 - 142.
9. Елизаров, А.Н. Психологический смысл, предмет и задачи консультативной психологии / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциаль-ной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. – №2. - С. 23.
10. Ермолаева, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаева. 4-е издание испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. -210 с.
11. Жигалин, С.С. Анализ экспериментального исследования родительских позиций в семьях подростков / С.С. Жигалин //Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции».- Екатеринбург, 2004. - С.22-25.
12. Журавлев, А.Л. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26 - 29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 346-352.
13. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2003.- 208 с.
14. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т. В. Справочник психолога средней школы /О.Н. Истратова Т. В. Эксакусто - Изд. 5-е. - Ростов н./Д.: Феникс, 2008. – 415 с.
15. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2010. - 320 с.
16. Карабанова, О.А. Диагностика родительских отношений. Методическое пособие. / О.А. Карабанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 210 с.
17. Карелина, А.А. Психологические тесты / Под редакцией А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - т. 1. – 415 с.
18. Кривцова, С. В. Сценарий тренинга педа¬гогической эффективности. Учебное пособие / С.В. Кривцова, Р.А. Мухаматулина - М.: ПЦ «Инсайт», 2010. – 418 с.
19. Калинин, С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / С.И. Калинин. - СПб.: Речь, 2004. – 185 с.
20. Кошелева, А.Д. Диагностика и коррекция материнского отношения / А.Д. Кошелева - М.: НИИ Семьи, 1997. – 255 с.
21. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие, 4-е изд-во / И. Ю. Кулагина - М.:«УРАО», 2008. - 318 с.
22. Лидерс, А.Г. О культуре публикации психодиагностических методик / А.Г. Лидерс // Психологическая диагностика, №2, 2004. – С. 27.
23. Лидерс, А. Г. Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб¬но-методическое пособие для студентов фак. психол. гос. ун-ов / Г. Б. Андриющенко, Т. В. Бурменская, Н. И. Евсикова, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, Н. С. Филиппенкова. Под ред. А. Г. Лидерса. - М.: Изд-во Моск. университета, 2008. - 420 с.
24. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачёв - М.: Юрайт, 2003. - 523 с.
25. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. - Эксмо, 2008. – 85 с.
26. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебное пособие / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2002. – 425 с.
27. Морозова, О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы. Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. Заведений / О.П. Морозова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 200 с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология разви¬тия, детство, отрочество. Учебное пособие для вузов /В.С. Мухина - М.: «Академия», 1997. – 315 с.
30. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов - СПб. : Речь, 2004. – 315 с.
31. Немов, Р. С. Психоло¬гия. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд. / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 512 с.
32. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 210 с.
33. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
34. Осницкий, А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью методики Рене Жиля / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. М. - 1997. - №1. - С. 55-62.
35. Программное обеспечение для статистического анализа данных Пакет STATISTICA Neural Networks.
36. Реан, А.А.Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для пси¬хологов, педагогов, родителей / А.А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 210 с.
37. Радугина, А.А. Психология и педагогика / А.А. Радугина. – М.: Центр, 2003. – 385 с.
38. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в об-разовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 315 с.
39. Русаков, А.А. Методы математической статистики и анализ данных психолого-педагогических исследований. Практический курс / А.А. Русаков, Ю.И. Богатырева - Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого - Тула, 2004. – 210 с.
40. Рабинович, П.Д. Зависимость успеваемости студентов от их характелогических особенностей / П.Д. Рабинович, М.П. Нуждина // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.28.
41. Романко, В. К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов / В. К. Романко. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. – 382 с.
42. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Социально-психологический центр, 2001. – 310 с.
43. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластёнина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
44. Спиваковская, А.С. Популярная психология для родителей: 2-е изд., исправл. / Под ред. А.С. Спиваковской - СПб.: Союз, 1997. – 315 с.
45. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. - М., 1981. - С. 38-44.
46. Столин, В. В. Психологические основы семейной терапии / В.В. Столин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 104-115.
47. Смирнов, С.Л. Педагогика: педагогические теории, системы. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведении / С.Л. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С.Л. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
48. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей. - М., 1995
49. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
50. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. - № 2. - С. 24 - 35.
51. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
52. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г.Г. Филиппова // Психологический журнал. – 2003. - № 5. - С. 81 - 88.
53. Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Диссертация. – М.; 1984. – 165 с.
54. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас - М.: Педагогика, 1989. - 156 с.
55. Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. / В.Т. Чепиков . - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 173 с.
56. Целуйко, В.М. Неполная семья. / В.М. Целуйко. - Волгоград, 2000. – 368 с.
57. Карелин, А.А. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. – 285 с.
58. Янина, Амос. Мои чувства. Развод / Амос Янина - М.: МАК Медиа, 2010. – 110 с.
59. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. 6-е издание - М.: Наука, 2008. http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt14.htm
60. Поляковская С.Е. Управление эмоциями. Психология отношений.// ttp://www.sunhome.ru/psychology/12774
61. Ротенберг, В. Самовосприятие и психологические механизмы зависимых отношений // http://www.rjews.net/v_rotenberg/zavisim-otnoch.html
62. Изотова, Е.И.. Эмоциональная сфера ребенка. Коррекция детско-родительских отношений // http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=112
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1800
Скачать бесплатно
29764.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.